Общество
Приморский край
15 апреля 2011, 15:48 0
Редакция «ФедералПресс» / © Экспертный канал «ФедералПресс»

В порт Владивостока требуются охотники за привидениями

Руководство ВМТП признало, что невидимая опасность от радиоактивных автомобилей является реальной

Владивостокским таможенникам и сотрудникам Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) становится не до смеха. Зараженные радиацией японские автомобили все прибывают – в четверг, 14 апреля, их было уже 47. ВМТП впервые публично обвинил управление Роспотребнадзора по Приморскому краю в бездействии, подав жалобу на ведомство в прокуратуру. Руководство порта называет себя жертвой разногласий между Роспотребнадзором и таможней. Транспортная и обычная прокуратуры тоже не до конца разобрались между собой, кто должен вмешаться в ситуацию. Роспотребнадзор допускает возможность дезактивации, однако потенциальный исполнитель – компания «Примтехнополис» – не понимает, за чей счет и как это будет происходить. По данным экспертов, стоимость дезактивации может оказаться сравнимой со стоимостью машин, а захоронение – еще дороже. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Владивостокским таможенникам и сотрудникам Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) становится не до смеха. Зараженные радиацией японские автомобили все прибывают – в четверг, 14 апреля, их было уже 47. ВМТП впервые публично обвинил управление Роспотребнадзора по Приморскому краю в бездействии, подав жалобу на ведомство в прокуратуру. Руководство порта называет себя жертвой разногласий между Роспотребнадзором и таможней. Транспортная и обычная прокуратуры тоже не до конца разобрались между собой, кто должен вмешаться в ситуацию. Роспотребнадзор допускает возможность дезактивации, однако потенциальный исполнитель – компания «Примтехнополис» – не понимает, за чей счет и как это будет происходить. По данным экспертов, стоимость дезактивации может оказаться сравнимой со стоимостью машин, а захоронение – еще дороже. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Работа по дезактивации похожа на ловлю привидений: мы же не видим радиацию, а работаем исключительно по приборам, – заявил «ФедералПресс» генеральный директор компании «Примтехнополис» Иван Скогорев. – Дезактивация связана с риском для здоровья проводящих ее специалистов, для окружающей среды – это в принципе дорогая работа. К тому же ситуация с заказом на обеззараживание автомобилей в порту Владивостока меняется каждый день. Решения до сих пор нет».

О дезактивации зараженных автомобилей краевое управление Роспотребнадзора заговорило несколько дней назад. При этом наиболее вероятным исполнителем назывался именно Примтехнополис. Однако за последние два дня ситуация никак не изменилась, разве что «фонящих» автомобилей в порту стало примерно вдвое больше, почти 50. Никакой отмашки от Роспотребнадзора и властей порт так и не получил.

«Портовики стали невольными участниками межведомственных разногласий, – заявил журналистам 14 апреля директор ВМТП по производству Сергей Лопунов. – Ни таможня, ни местный Роспотребнадзор не могут дать внятных комментариев, что с облученными машинами будет происходить дальше. После появления первых «фонящих» автомобилей прошло полмесяца, но никакого взаимодействия между госорганами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не выстроено».

Руководство порта отмечает, что таможенники ссылаются на отсутствие полномочий, которые могли бы им позволить выпустить «проблемные машины» в свободное обращение или вернуть груз в Японию. Роспотребнадзор в свою очередь «не предлагает вариантов разрешения создавшейся ситуации». Кроме того, надзорное ведомство не дает инструкций автоимпортерам, как организовать контроль автомобилей в японских портах, чтобы предотвратить ввоз радиоактивных машин в Россию.

ВМТП уже обжаловал «бездействие Роспотребнадзора» в Приморской транспортной прокуратуре и сообщил о подготовке обращения в прокуратуру края. Однако в двух надзорных ведомствах пока не определились, кто именно должен заниматься «пограничным случаем»: порт – зона ответственности транспортной прокуратуры, а Роспотребнадзор скорее относится к краевой.

В четверг, 14 апреля, заместитель Приморского транспортного прокурора Александр Абдулин перенаправил корреспондента «ФедералПресс» в региональную прокуратуру. Старший помощник прокурора Приморского края Елена Телегина сообщила «ФедералПресс», что находится в курсе конфликта в порту Владивостока. Она доложила о ситуации непосредственному начальнику Юрию Хохлову, и тот вчера поручил подчиненным разобраться в ситуации. «Информация СМИ может быть основанием для прокурорского реагирования», – отметила старший помощник краевого прокурора.

Таможенники также начали опасаться излучения от автомобилей, стоящих на открытой площадке в порту. Вчера начальник отдела по контролю за радиационными материалами Владивостокской таможни Александр Помыканов объявил на пресс-конференции, что радиоактивную пыль может смыть первый же дождь и бета-частицы окажутся в почве. По его мнению, вариант с дезактивацией недопустим, и единственный способ избавиться от лишней головной боли – отправить авто назад, в Японию.

«Смывать и очищать автомобили опасно: вода превратится в радиоактивные отходы, которые подлежат захоронению в специально отведенных для этого местах, – считает таможенник. – Даже если пойдет дождь, то все это смоется и будет присутствовать в почве, разноситься пылью, а люди будут здесь ходить и работать».

Получить комментарий в приморском Роспотребнадзоре вчера не удалось. Однако руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко подтвердил, что возможные варианты развития событий – дезактивация радиоактивных автомобилей во Владивостоке или их возврат в Японию. По словам Геннадия Онищенко, дезактивацию должны проводить власти порта. Руководитель Роспотребнадзора повторил вслед за коллегами из Приморья о том, что платить должны граждане и организации, ввозившие автомобили.

Вряд ли это их обрадует. Гендиректор Примтехнополиса затруднился оценить цену работ, объяснив это значительным количеством непроясненных деталей. Иван Скогорев сообщил, что цена может меняться в разы в зависимости от того, где будет происходить дезактивация, как будет осуществляться перевозка, какова будет судьба отходов переработки. Кроме того, теоретически возможен вариант с захоронением авто. Эксперт согласился «пофантазировать» по поводу цен, но отметил, что «стопроцентно ошибется».

«За захоронение радиоактивных отходов и их хранение до скончания века государство берет по 200 тыс. рублей за кубометр, – говорит гендиректор Примтехнополиса. – Навскидку один легковой автомобиль – 4-5 кубометров, получается до 1 млн рублей за захоронение, не считая других расходов. Если дезактивация по стоимости будет сравнима с самим автомобилем, то проще купить новый. Но если захоронение будет стоить в разы дороже машины, то проще, наверное, ее дезактивировать. Однако стоимость все-таки назвать пока рано: она может оказаться и 100 тыс. рублей, и 3 млн рублей».

Но и ждать тоже некогда, поскольку во Владивостокский морской торговый порт ежедневно приходит около 300 импортируемых машин. «Существует вероятность того, что среди этих авто еще не раз будут выявляться те, у которых радиационный фон превышен, соответственно, они будут оставаться на территории ВМТП, – заявил вчера Сергей Лопунов. – Если госорганы не предпримут конкретных действий в отношении «фонящих» иномарок, со временем их просто некуда будет ставить».
Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1