горячие темы Смотреть Скрыть
Экономика
Сахалинская область
20 января 2012, 03:36 0
Редакция «ФедералПресс» / © Экспертный канал «ФедералПресс»

Сахалин жалуется на независимость от «Роснефти»

От госкомпании хотят либо увеличения поставок топлива независимым продавцам, либо ухода из оптовых и розничных сетей ГСМ

Сахалинские власти активно пытаются решить проблему дефицита топлива, который никуда не исчез в регионе после новогодних праздников. Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин пытается договориться с «Роснефтью», основным поставщиком нефтепродуктов на остров. В конце декабря областное управление Федеральной антимонопольной службы признало госкомпанию виновником нехватки топлива: по мнению УФАС, ее дочернее ООО «РН-Востокнефтепродукт» снабжало независимых розничных продавцов по остаточному принципу. Сегодня, 19 января, в конфликт включился и полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев, который выступает против участия производителя-монополиста в оптовых и розничных поставках ГСМ. Не исключено также создание государственных запасов топлива на Сахалине. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Сахалинские власти активно пытаются решить проблему дефицита топлива, который никуда не исчез в регионе после новогодних праздников. Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин пытается договориться с «Роснефтью», основным поставщиком нефтепродуктов на остров. В конце декабря областное управление Федеральной антимонопольной службы признало госкомпанию виновником нехватки топлива: по мнению УФАС, ее дочернее ООО «РН-Востокнефтепродукт» снабжало независимых розничных продавцов по остаточному принципу. Сегодня, 19 января, в конфликт включился и полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев, который выступает против участия производителя-монополиста в оптовых и розничных поставках ГСМ. Не исключено также создание государственных запасов топлива на Сахалине. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Некоторые предлагают увеличить количество участников рынка и благодаря конкуренции сдерживать рост цен – сомневаюсь, что нефтеперерабатывающий завод со своей розничной сетью будет продавать независимым АЗС топливо для реализации по более низким ценам, – заявил Виктор Ишаев. – Предлагаю использовать мировую практику. Производитель не должен иметь оптовую сеть, а оптовик не имеет права на розничную сеть. Мы должны разорвать цепочку «производитель – оптовик – розница». Только так сможем сдержать рост цен на бензин».

По данным полпреда президента РФ, цены на топливо в ДФО на 10–15 % выше, чем в среднем по стране. Так что полпредство займется мониторингом розничных цен на бензин на всей территории округа. Однако Сахалин уже несколько месяцев остается одним из нескольких регионов, где актуально не только подорожание топлива, но и его фактическое исчезновение. В декабре 2011 года на острове возник дефицит бензина: на заправках «Роснефти» были четырех- пятичасовые очереди автовладельцев, у других розничных продавцов топлива просто не было.

Одновременно УФАС по Сахалинской области завершило рассмотрение дела о дефиците, которое началось еще в августе. «Сахалинский топливный союз», ЗАО «Дизель-Трейд», ООО «Карат», ООО «АЗС-Рубикон» обвинили «РН-Востокнефтепродукт» в отказе поставлять нефтепродукты независимым операторам – даже в тех объемах, которые ранее были прописаны в договорах. Ситуация резко изменилась в худшую сторону прошлой весной, во время общероссийского топливного кризиса. Тогда «Роснефть» сохранила объемы поставок на Сахалин, но в первую очередь ГСМ шли на заправки связанных с госкомпанией структур, остальные снабжались по остаточному принципу.

В мае топливо стало перебрасываться «Роснефтью» в такие регионы, как Адыгея и Тува, где цена бензина достигала 50–100 рублей за литр. Данные о динамике поставок бензина Аи-95 и Аи-98 в 2010–2011 годах, опубликованные Сахалинским УФАС, подтвердили, что доля альтернативных АЗС в оптовых поставках «Роснефти» устойчиво снижалась.

«У независимых продавцов отсутствует иная возможность приобретения моторного топлива», – отметила в решении комиссия УФАС. По ее данным, другие компании («Газпром нефть» или «Хабаровскнефтепродукт») игнорировали запросы сахалинцев, а дизтопливо ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт» в розницу стоило бы на 29 % дороже, чем на АЗС «РН-Востокнефтепродукта»: 36 рублей вместо 28 рублей за литр.

Комиссия признала «дочку» «Роснефти» нарушителем закона о конкуренции, потребовала прекратить нарушение и возбудила дело об административном правонарушении. Госкомпания отвергала все обвинения в свой адрес по поводу нехватки топлива.

«Обеспеченность превышает девять дней по бензину и 13 дней по зимнему дизтопливу, а с учетом нефтепродуктов в пути – более 20 дней по бензину и 28 дней по дизтопливу, – утверждали в управлении информационной политики «Роснефти». – Несмотря на значительно возросшие объемы розничной реализации в последние дни, это полностью соответствует установленным корпоративным нормам и регламентам. Значительные очереди связаны с уровнем цен на нефтепродукты в розничной сети «Роснефти». Цены конкурирующих розничных сетей выше цен на АЗС компании более чем на 4–5 рублей за литр по бензину и на 3–7 рублей – по зимнему дизтопливу».

За ситуацией следили не только в региональном правительстве, но и в Министерстве энергетики РФ. В итоге Александр Хорошавин пообещал, что к концу новогодних каникул «топливный рынок будет насыщен».

«В предстоящие праздничные дни танкеры будут завозить топливо на Сахалин, – утверждал глава региона по итогам заседания правительственной комиссии по развитию топливно-энергетического комплекса. – Существующие сегодня ограничения на топливном рынке планируется снять в ближайшее время. Поставлена задача за десять дней создать необходимый запас нефтепродуктов и нормализовать ситуацию. Ни о каком повышении цен на топливо речь на заседании не шла».

Однако даже вмешательство комиссии вице-премьера РФ Игоря Сечина не сумело переломить ситуацию. По сообщениям сахалинских СМИ, на территории островного региона 13 января вновь проявился дефицит ГСМ: водители стоят по 2-4 часа в очереди за бензином и дизельным топливом и скупают его большими партиями. В основном речь идет о заправках «Роснефти»: у альтернативных операторов топлива просто нет. При этом еще за день-два до обострения ситуации Минэнерго рапортовало об «устойчивой тенденции роста поставок нефтепродуктов в Сахалинскую область», где «ситуация значительно улучшилась».

«На топливном рынке Сахалинской области сохраняется некоторый дефицит нефтепродуктов, решение данной проблемы находится на постоянном контроле у региональной власти», – лаконично подтвердил пресс-секретарь сахалинского губернатора Алексей Баяндин. Александр Хорошавин был вынужден продолжить переговоры с «Роснефтью» – и непосредственно, и на уровне правительства РФ.

В понедельник, 16 января, на очередном заседании комиссии Сечина «Роснефти» поручили обеспечить необходимые объемы поставок на остров, в том числе для снабжения независимых трейдеров. Представители госкомпании обещали «предпринять все усилия для выполнения этих поручений». Консультации в российском кабинете министров планируется продолжать.

Региональные власти пытаются решить проблему с помощью создания аварийного резерва топлива. Министерство энергетики и ЖКХ Сахалинской области совместно с МЧС планируют создать десятисуточный резерв на трех базах – на юге, в центре и на севере Сахалина. «В случае чего, чтобы не ходить и не просить о помощи», – констатировал в ходе брифинга глава областного минэнерго Георгий Митрик.


Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Odnoklassniki 1