Top.Mail.Ru
Общество
Приволжский ФО
11

Не свои. Как Тольятти встречает новости о возвращении Ерофеева и Александрова

Тольяттинцы не воспринимают освобожденных ни как земляков, ни как героев
Акций в поддержку бывших тольяттинских спецназовцев не провел никто

Помилованная российским президентом украинская летчица Надежда Савченко в последние дни не покидает новостные ленты. Сегодня, например, она заявила, что готова стать президентом Украины. Кажется, ее талант удерживать на себе внимание журналистов, раскрывшийся под присмотром не менее громогласного адвоката Марка Фейгина, теперь работает на нее и по другую сторону решетки. С самого первого дня, когда стало известно об освобождении Надежды Савченко и двоих граждан России – Евгения Ерофеева и Александра Александрова, в прошлом служивших в спецназе ГРУ, – СМИ не прекращали подчеркивать эмоциональный контраст, с которым стороны встречали своих людей. Если возвращение Савченко было больше похоже на выход поп-звезды к толпе поклонников, то Ерофеева с Александровым у самолета встретили только жены и немногочисленные молчаливые камеры телеканалов, верных общей государственной линии. Корреспондент «ФедералПресс» отправился в Тольятти, чтобы выяснить: как город, в котором служили помилованные спецназовцы (по официальной версии, на момент задержания украинской стороной они оба уже не были кадровыми военными) воспринял новости об их возвращении в Россию.

Тольятти встречает палящим солнцем, помноженным на идеально чистое небо. Таксист Александр (неустаревающее правило: если хочешь узнать что-то живое о городе, спроси у таксиста) рад, что ему попался разговорчивый пассажир. Ситуацию с Ерофеевым и Александровым он вспоминает сразу, своего отношения к ней не скрывает: «Историю с ними так освещали, что непонятно вообще – это наши или не наши, – говорит он, скручивая радио на минимальную громкость. – Даже обмен Савченко на Ерофеева и Александрова вроде и не обмен, хотя все, конечно, всё понимают. Называли бы вещи своими именами, может, тогда и люди по-другому отреагировали. Такого, что «наконец-то вернули наших, тольяттинских ребят», в Тольятти вообще нет».

Тезис, высказанный Александром, позже не раз подтвердится при общении с местными жителями: Ерофеева и Александрова в Тольятти не воспринимают как своих, скорее как расплывшуюся в памяти картинку из телевизора, отношение к которой горожане даже не сформулировали, не говоря уже о сопереживании.

Смартфон и бронежилет

Расположение военной части в Тольятти вряд ли можно назвать секретом: адрес (даже с указанием координат на картах Google) сразу же выпадает в любом интернет-поисковике. По словам тольяттинцев, местность рядом с объектом уже давно стала зоной проживания военнослужащих, которые логично предпочитают снимать квартиры неподалеку от рабочего места.

Снаружи часть выглядит совсем не так, как ожидаешь от объекта подобного рода. Рядом с ней – аллея, укрытая густой зеленью деревьев. По гладкому асфальту дорожки нисколько не смущаясь, разъезжают местные жители на велосипедах и роликах. Правда на выходе из тени обнаруживается КПП со шлагбаумом и двумя солдатами в касках и бронежилетах. Судя по всему, их интересуют преимущественно автомобили, потому что на праздных пешеходов, снующих поблизости, они практически не обращают внимания.

Один из военных копается в смартфоне, спрятавшись от солнца в небольшой будке. Второй курит. Про освобожденных россиян, служивших в их части, говорят скупо: «Пока в Москве. Вернутся ли в Тольятти – нам не говорили».

Протест, которого не было

Слева от части располагается дом, в котором, по словам местных жителей, живут семьи военнослужащих. Несмотря на жару, рядом тают в объятиях друг друга юные влюбленные, чуть поодаль в тени вскрывает банку пива джентльмен в видавшем лучшие времена сером костюме. На асфальте перед ним – большая игрушечная панда. Мужчина представляется Василием Петровичем. Разговаривает, щедро пересыпая речь нецензурщиной.

«Да всем ***** [безразлично], – коротко бросает он. – В первые дни родственники военных еще переживали, пытались какой-то шорох навести. Сейчас тихо. Вернули – и ладно», – говорит он.

Уточнить, что скрывается под формулировкой «пытались навести шорох», не удалось. Но в Сети можно найти упоминания о таинственной акции протеста, которую якобы устроили родственники военнослужащих тольяттинского спецназа ГРУ 18 мая 2015 года – сразу после того, как было опубликовано видео допроса Ерофеева и Александрова. Утверждается, что тогда около десяти человек собрались у КПП, около пяти минут кричали лозунги, протестуя против нахождения российских военных на территории Украины (которого, по официальной версии, не было), после чего были оперативно разогнаны. Примечательно, что до сих пор не существует никаких подтверждений тому, что эта акция действительно состоялась: ни видеозаписей, ни фотографий, ни очевидцев.

Тольяттинский журналист Алексей Напылов сообщил, что ему также неизвестно ни об одной акции в поддержку Евгения Ерофеева и Александра Александрова, прошедшей в городе.

Жители того самого «ведомственного» дома, расположенного рядом с частью, к диалогу были явно не расположены. «Молодой человек, идите отсюда по-хорошему, – советуют мне матери, наблюдающие за весельем на детской площадке. – Никто с вами тут говорить не будет».

Без поддержки

В общем, на вопросы об отношении к возвращению Ерофеева и Александрова тольяттинцы, напрямую не связанные с военной службой, отвечают примерно в одном ключе: что-то слышал, но не слежу. Изредка звучала и мысль «Если бы они какой-нибудь подвиг совершили, тогда, может, о них бы больше говорили». Апатия местных жителей закономерно отзывается и в действиях общественных организаций: праздновать возвращение двоих бывших тольяттинских спецназовцев не собирается даже Национальное освободительное движение, известное горячей поддержкой ополченцев и добровольцев, желающих воевать в Донбассе. Руководитель региональной ячейки НОД Дмитрий Гуренков сообщил, что акций в поддержку Ерофеева и Александрова не проводилось и не планируется, хотя в 2014 году местный штаб движения помог собрать экипировку приблизительно для 40 ополченцев.

В итоге лучший комментарий о ситуации с Ерофеевым и Александровым я слышу в очереди за шаурмой. Молодой военнослужащий из той же части, что и они, просто пожимает плечами:

– Теперь приедут домой. Служить уже не будут.

– Оказались не в то время, не в том месте?

– Такое с каждым может случиться.

 

 

 

Фото: svoboda.org

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.