Энергетика
Россия
17 июня 2016, 17:30 1
Редакция «ФедералПресс» / Валентин Шиляев

«Не надо бизнесу больше мешать». Теплоэнергетика России в шаге от катастрофы

Эксперты озвучили условия спасения отечественного рынка теплоснабжения
Действующая тарифная модель ведет отрасль к деградации
Действующая тарифная модель ведет отрасль к деградации

Нынешнее техническое и экономическое состояние отрасли теплоснабжения требует срочного обсуждения существующих проблем. В Москве состоялся круглый стол на тему «Инвестиционная ловушка в теплоснабжении: где пути выхода из кризиса отрасли?», организованный Либеральной платформой «Единой России». Участие в обсуждении состояния российского рынка приняли эксперты отрасли, представители власти и ведущих энергетических компаний. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Порядка двухсот участников – экспертов, руководителей предприятий теплоснабжения, представителей различных вертикалей власти и бизнеса – собрал в Москве круглый стол «Инвестиционная ловушка в теплоснабжении: где пути выхода из кризиса отрасли?». Столь массовый интерес к озвученной проблеме и то, что проведение мероприятия поддержала Либеральная платформа «Единой России», уже подчеркивает важность проблемы, грозящей обернуться катастрофой в масштабах всей страны.

В рамках круглого стола участникам было предложено обсудить ситуацию в теплоснабжении, перспективы его развития и возможные подходы к ценообразованию на тепло за рамками действующей тарифной модели, которая ведет отрасль к деградации в силу ошеломляющего дефицита средств и неготовности  реальных инвесторов к практическим шагам по причине мощного регуляторного давления и  полного отсутствию рыночных механизмов в этой среде.

Каждый из спикеров получил возможность предложить экономические, законодательные, общественно-политические и иные стимулы для превращения сильно отсталой теплоэнергетической отрасли России в высокотехнологичную, финансово устойчивую и динамично развивающуюся по мировым стандартам отрасль экономики. При этом сохраняется основная задача – обеспечить надежное и качественное теплоснабжение потребителей, в том числе населения, в краткосрочной и долгосрочной перспективе и определить в первую очередь для потребителя понятные и прозрачные правила.

До 2020 года около 28ГВт тепловой мощности из 160 ГВт установленной выработают свой парковый ресурс. В итоге под угрозой закрытия окажется каждая шестая ТЭЦ в России.  Аварии  на теплосетях в отопительный сезон ставят под угрозу жизнедеятельность целых городов и поселков.В последние годы в отрасли теплоснабжения при одновременном снижении эффективности бизнеса мы продолжаем наблюдать неуклонный рост цен. При этом потребители недовольны высокими тарифами, производители – отсутствием нормальных условий для ведения бизнеса, государство – жалобами населения и необходимостью постоянного ручного управления отраслью. Таким образом, в развитии теплоэнергетического рынка сегодня заинтересованы все – бизнес, государство, общество.

f99166e4a372a7c868fbfe08cf793429.jpg

Координатор круглого стола Валерий Фадеев

По мнению координатора круглого стола Валерия Фадеева и многочисленных экспертов, базовой причиной несовершенства существующей модель рынка тепловой энергии является выстраивание жесткой,  многоступенчатой и мало эффективной управленческой схемы вокруг тарифа. Сегодня необходима альтернатива, которая сможет эффективно заменить заскорузлую методику  тарифообразования на тепло,  которая  опирается исключительно на официальные пороги инфляции и метод «затраты плюс», когда тарифный орган склоняется в сторону тех компаний, что показывают более высокие затраты в  своих заявках на тарифы. Их доля в тарифе зачастую превышает долю эффективных участников систем теплоснабжения,  у которых  вырезается  любой экономический выигрыш. Выигрывают  вынужденные генераторы, которым государство устанавливает более  высокий тариф на мощность, и неэффективные операторы тепловых сетей, доказывающие высокие затраты. Такая ситуация сложилась в Тюмени и Челябинске, против чего  возражает главный производитель тепла компания «Фортум» и ее «дочка» УТСК, владеющая  мощными комбинированными источниками производства энергии и   магистральными теплострассами в обоих городах. Лояльность местных регуляторов  всегда на стороне либо  собственных муниципальных компаний, либо на стороне организаций, нанятых муниципалитетами в качестве операторов на  распределительне теплосети. В итоге в общий тарифный котел прячутся все концы, и разыскать их можно только под  лупой.

15e0b60eab5955cb821f91d689c18991.jpg

Депутат Тюменской областной думы Олег Чемезов

Бизнес предлагает перейти к управлению параметрами инвестиций в отрасль – стоимостью кредита, ценами на топливо, оплатой труда, размером налогов, в итоге – формированию экономически оправданной и справедливой цены на тепло и созданию  конкурентной рыночной среды, поддерживающей эффективных игроков. 

«Это те деньги, которые дополнительно к кредиту и к собственным средствам предприятия могут быть направлены государством. Вот управляющие параметры. Вот на эти параметры и надо выходить в той модели, о которой, мне кажется, следует говорить для того, чтобы модернизировать систему, не давя на потребителя, не принимая политические решения, направленные против граждан страны, – отметил Валерий Фадеев. – Когда мы все время крутимся вокруг тарифа, мы загоняем себя в тупик, потому что управляющие параметры – это не тариф. Надо усложнить ту схему функционирования систем в конкретных городах, которую мы разбираем. Если мы не доберемся до деталей, то мы не найдем решения. Именно поэтому мы с коллегами и с участием крупнейшей компании страны сейчас проводим большую работу, изучаем кейсы в пяти или даже в шести городах».

a38b4fdc7df914222f251a96b08bfc13.jpg

Основная задача участников рынка – обеспечить надежное и качественное теплоснабжение потребителей

Генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания» Михаил Кузнецов отметил, что инвесторы неохотно делают вложения в отрасль, так как в ней сегодня не работают рыночные принципы ценообразования. И в качестве примера привел город Рубцовск, где СГК столкнулась с такой проблемой: в 2010 году у одного из теплоисточников исчез крупный потребитель – завод, бравший значительную часть тепла. В результате отпуск тепла упал на 30 % и у предприятия стало элементарно не хватать денег. В результате это привело к серьезной технической деградации оборудования, производящего тепло. В этом году собственник Рубцовской ТЭЦ заявил о выводе ее из эксплуатации с 1 декабря.

Для того, чтобы переложить и развить сети, обеспечить теплоисточнику необходимую тепловую мощность, нужно вложить прямых инвестиций порядка  одного миллиарда трехсот миллионов рублей. Еще примерно двести миллионов необходимо для того, чтобы покрывать убытки теплосети до тех пор, пока она не даст экономический эффект. Срок окупаемости инвестиций при этом, по расчетам специалистов, составит примерно 12-15 лет. Срок не такой большой, если бы речь шла о любой отрасли экономики, где принято рыночное ценообразование. К примеру, если бы речь шла о строительство хлебопекарного завода, который окупился бы за те же 12-15 лет, то деньги бы нашлись быстро на его строительство. Однако в области теплоснабжении привлечь инвестора не так просто, так как тариф может быть скорректирован государством в любой момент,  в результате понесенные затраты инвестор никогда не окупит.

«В законе «О теплоснабжении» прямо упоминается не меньше девяти способов, как можно отрегулировать практически любую организацию на необходимый с точки зрения власти тариф, – пояснил генеральный директор СГК Михаил Кузнецов. Есть прямая норма, что в случае, если полезный отпуск  тепла изменился, мы должны пересмотреть тариф. То есть, я вложу деньги, я получу экономический эффект, мне его могут пересмотреть. Это является самым большим препятствием для того, чтобы инвестор приходит на такие проекты».

Столкнувшись с аналогичной проблемой, еще несколько лет назад компания «Фортум» предложила комплексный подход: менять не тарифную формулу, а саму концепцию, с тем чтобы она защитила потребителя раз и навсегда от малопродуктивного роста тарифов в существуюшей сегодня логике.  При этом руководство одного из ведущих участников теплового рынка  продолжает настаивать на создании условий для прихода инвестиций в данную отрасль. Но в регионах присутствия прохладное отношение властей к идеям серьезных практиков зачастую срывает реализацию разумных и перспективных проектов. За примерами далеко ходить не надо.

7fd56fd7abfb7fea69bac4ea1c9a649b.jpg

Заместитель гендиректора по операционной деятельности ОАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров

«Город Копейск расположен в  8-9 километрах от Челябинска. Порядка 45 котельных, средний тариф на сегодня 1900 рублей., что заметной выше, чем в самом Челябинске. Мы проработали инвестиционный проект, который включает строительство на ЧТЭЦ-1 дополнительного блока, 9-километровой теплотрассы, закрытие  котельных. Готовы были зафиксировать этот тариф на десять лет или до момента сравнения  с тарифом альткотельной (подход бенчмаркинга поддерживается большинством экспертов  и практиков отрасли). Никаких денег ни у кого не просили. Но предложение не реализуется. Никому не надо, – озвучил проблему вице-президент – заместитель генерального директора по операционной деятельности ОАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров. – Второй пример: взяли на территории города шесть типов домов разных серий в разных районах. Попросили  из городского центра по платежам информацию по платежам  до установки индивидуальных тепловых пунктов, способных регулировать объемы потребления тепла, и после . Чтобы не было никаких инсинуаций, подчеркиваю, взяли разные типы и модели домов и разные источники. До ИТП у нас на один квадратный метр жилья тратилось  0,32 гигокалории, а после установки ИТП – 0,24. Есть порядка 25-26 % экономия. Это реальная экономия в платежке реальных людей на фоне бесконечных споров о высоких тарифах и злых намерениях производителей тепла как можно больше  его производить и продавать! Элементарные проекты, окупаемость полтора года. Не реализуются. О схеме теплоснабжения говорить не буду. Все понимают, что она нужна, но не реализуется во многих городах. И конфликты, которые там есть, все знают. О чем это говорит? Это говорит, что сама модель не работает. У нас система построена неправильно».

В отрасли отсутствуют экономические стимулы, несовершенная законодательная база дает поводы для специфических решений. В итоге мы наблюдаем конфликт интересов и противодействие властей  и бизнеса на местах. Тот же «Фортум» производит около 80 % тепла для миллионного Челябинска и почти 90 % для Тюмени, на протяжении нескольких лет инициирует создание концессий с городскими властями, заявляет о готовности инвестировать в отрасль. Ежегодно, начиная с 2012 года, представляет в Минэнергетики и тарифов Челябинской области инвестиционную программу, где ее отсылают обратно, ссылаясь на отсутствие принятой  схемы теплоснабжения, которую столица Южного Урала должна была иметь еще 4 года назад. Но требования прокуратуры остаются невыполненными, Минэнерго РФ дважды возвращало проект схемы на доработку, городские власти прикрываются заботой о населении, над которым может нависнуть угроза кратного роста тарифов на тепло, умалчивая о «кухне» тарифов и возможности создания действенных способов экономии в потреблении тепла, а значит и в платеже за него.  Значит, пришло время менять саму схему отношений.

«В самой конструкции теплоснабжения существуют производители, поставщики тепла, потребители, и над этим всем власть. Договор заключается между поставщиком и потребителем. По логике все взаимоотношения должны быть урегулированы в договоре. По факту – ничего стороны не могут сделать. Все регулирует кто-то третий. Например, я житель какого-то дома, у меня температура ниже комфорта, 14 градусов, октябрь месяц. Пока мэр не благословит распоряжением о начале отопительного сезона или его окончании, я не могу  ни включить ни выключить отопление. Поставщик готов дать, потребитель принять и оплатить, но мэр должен благословить, – констатировал Парвиз Абдушукуров. – Нам менять идеологию надо. И если исходить из этой логики, все остальные проблемы будут решаться».

eebd8784728a7684cd457ff87666d791.jpg

Вице-губернатор Челябинской области Сергей Шаль

Принимавший участие в работе круглого стола вице-губернатор Челябинской области Сергей Шаль,  как всегда выступил в защиту населения, и как принято у чиновников обвинил теплоэнергетиков – в этот раз в попытке покуситься на кассу капремонта, когда речь зашла о предложении «Фортума» заняться повсеместной установкой ИТП и дать в руки населению «удочку» в виде возможности экономить на ресурсе, а не «рыбу» в  виде тарифа . «Мы закон «О капремонтах», свой областной, не принимали. Установка ИТП не должно быть в составе капитального ремонта, и оплачиваться за счет взноса на капремонт домов. Это абсолютно другая тема. И мы против, что это должно делаться за счет капремонта, за счет взносов граждан на капитальный ремонт. Это не имеет отношения к капитальному ремонту никакого», – высказался Сергей Шаль.

Реплики  чиновника в полной мере продемонстрировали общую практику отношений между властью и отраслевым бизнесом. Со стороны участников рынка теплоэнергетики, а именно в предложения «Фортум» речь изначально шла об энергосервисных контрактах и законе «Об энергосбережении» , слово «капремонт» не прозвучало ни разу! Впрочем, господин Шаль все же поспешил объясниться: «На уровне законодательного собрания Челябинской области от ряда депутатов поступали такие предложения – внести в закон, именно в состав платы модернизацию индивидуальных тепловых пунктов с установкой автоматики. Это была, конечно, не компания «Фортум», это были некие законодательные инициативы».

В итоге прозвучало предложение со стороны организаторов мероприятия собраться на площадке «Единой России» в Челябинске и обсудить проблему на месте: «Вот эти два проекта: Копейск и пункты индивидуальные. Давайте обсудим через неделю». Участники  такое предложение безоговорочно поддержали.

Напомним, что пытаясь «продавить» домашний вариант схемы теплоснабжения и сделать ставку на собственный МУП как на единую теплоснабжающую организацию, челябинские власти сегодня теряют время и деньги, пытаясь отбить у инвестора желание сделать теплоснабжение города современным и зарабатывать на эффективности, а не на тарифе, что в принципе невозможно -  из него вырезается любая экономия. При этом потери в системе теплоснабжения города составляют порядка 30 % . Но бюджет продолжает финансировать неэффективность и свои мало эффективные МУПы.

Отсутствие заинтересованности властей в решении общих вопросов наблюдается сегодня и на других территориях. «На сегодняшний день из десяти городов присутствия «ТГК-2» конкретно, в шести схемы теплоснабжения не утверждены, хотя срок по закону давно прошел. Не сделано по причине отсутствия заинтересованности местной власти, которая должна исполнять свои функции. Мы давно уже говорим, что необходимо передавать  функции управления теплоснабжением избранным ЕТО ( единым теплоснабжающим организациям) – компаниям  заинтересованным и ответственным, с определенным механизмом согласования и контроля со стороны местных властей», – сообщил и.о. генерального директора ОАО «ТГК-2» Петр Зарубин.

Если говорить о законодательстве, то, как отметили эксперты, правила игры в теплоэнергетической отрасли меняются практически каждый год. И это превращает вложение долгосрочных инвестиций в рискованную авантюру. Даже при наличии средств и желания инвестировать в отрасль у игроков нет никаких гарантий возврата. По данным Росстата, в 2012 году в теплоснабжение было инвестировано 87 миллиардов рублей (практически на уровне 2001 года), в 2013 году – 83, в 2014 году – 69. Наблюдается снижение примерно на 20 % в год. Одна из причин – существующие противоречия между участниками рынка.

71b4323e7b242b41074c01daa1b03153.jpg

Депутат Государственной думы Елена Николаева

«У нас на сегодняшний момент есть определенный коллапс в философии. С одной стороны, сама отрасль заинтересована в наращивании объемов. А потребитель заинтересован в энергосбережении, – отметила первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева. – При этом энергосбережением также занимается Министерство энергетики, которое, собственно говоря, заинтересовано, с одной стороны, развивать отрасль через увеличение объемов, а с другой стороны, должен заниматься реализацией 261 федерального закона. Мне кажется, здесь просто логический коллапс: это пчелы против меда. И поэтому мы видим, что у нас 261 федеральный закон не реализуется». Со своей стороны Елена Николаева предложила подходить к решению проблем комплексно. В первую очередь повысить прозрачность тарифообразования в сфере теплоснабжения и четко решить проблему прозрачного подключения к сетям теплоснабжения. Также рассматривается создание единого органа исполнительной власти, который должен отвечать за энергоэффективность и развитие теплоэнергетики.

Неразбериха с подключениям к тепловым сетям рождена всем тем же общим хаосом в отрасли и отсутствием принятых схем теплоснабжения. Довольно часто власти пытаются переложить ответственность за отказы в подключениях  к тепловым сетям новых потребителей на самих «тепловиков». Но  все чаще  суд принимает их точку зрения, а ФАС начинает замечать неправильные решения чиновников. В частности, на днях ФАС России провела соответствующую проверку, в ходе которой  установила, что орган регулирования Тюменской области по итогам рассмотрения заявления и материалов, представленных АО «УТСК», выдала Департаменту тарифной и ценовой политики Тюменской области предупреждение, согласно которому органу регулирования необходимо в срок до 30 июня 2016 года осуществить действия, направленные на обеспечение конкуренции.

Но это лишь одна из частных иллюстраций к общей теме разговора о состоянии теплоснабжения и  сложностях с его реформированием. «Точечные вопросы, стимулирующие привлечение инвестиций, безусловно, надо решать. Нам представляется, что мы предложили такие инструменты, их можно обсуждать. Методология ценообразования альтернативной котельной сейчас проходит процедуру публичного обсуждения. Мы готовы к этому обсуждению. Но принципиально важно – это оптимизация системы теплоснабжения. И здесь надо ответить опять же на вопрос: кто будет определять целевые показатели, и кто их реализовывать, – резюмировал заместитель директора Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики РФ Алексей Храпков. – Нам представляется, что определение целевых показателей, которые будут минимизировать общественные издержки, стимулировать потребителя оставаться в системе централизованного теплоснабжения должны местная власть. А вот реализовывать их должен бизнес. И после того, как эти показатели будут утверждены, не надо бизнесу больше мешать, а надо только контролировать достижение этих показателей и реализации этих мероприятий».

Автор фото Олег Сердечников

Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
1
comments powered by HyperComments
Facebook 1