Прокуратура Пермского края подвела итоги работы в первой половине 2016 года в сфере защиты интересов предпринимательского сообщества. С начала года надзорный орган выявил 730 нарушений, опротестовал 103 правовых акта, внес 130 представлений, привлек к административной ответственности 11 лиц, объявил 18 предостережений. Подробности взаимодействия власти и бизнеса – в материале «ФедералПресс».
Проверки – главная проблема малого и среднего предпринимательства. С этой оценкой согласны все участники процесса. Помимо ставших уже типичными нарушений при оформлении контролерами документации о проверках, прокуратура за полгода выявила 41 случай проведения внеплановых проверок без необходимых на то оснований, без согласования с прокуратурой, с нарушением установленного порядка. Во всех подобных случаях были приняты меры прокурорского реагирования, к дисциплинарной ответственности привлечены 32 ответственных лица, девять должностных лиц понесли административное наказание.
Также имело место навязывание предпринимателям дополнительных платежей за услуги, которые должны оказываться на безвозмездной основе, говорится в пресс-релизе краевой прокуратуры. Надзорный орган уделил пристальное внимание практике взимания государственным учреждением ветеринарии необоснованной платы за оформление сопроводительных документов, которые в силу закона должны оформляться бесплатно. Выявлялись также случаи необоснованного уклонения заказчиков от оплаты выполненных и принятых без замечаний работ при фактическом наличии на расчетном счете необходимых для этого средств.
Пермский бизнес омбудсмен Вячеслав Белов подтвердил, что проведение проверок стоит на первом месте по числу обращений бизнесменов. «Наиболее проблемной сферой для предпринимателей остаются проверки. На их долю приходится 23 % от общего количества принятых в работу жалоб. В качестве основных проблем, возникающих у предпринимателей, можно назвать нарушения процедуры проведения проверок, несогласие с их результатами, неправомерные действия должностных лиц при проведении проверок», – уточнил господин Белов.
Второе место по числу поступивших жалоб занимают обращения по поводу земельно-имущественных и арендных отношений (21 %). В качестве основных проблем называются отказы органов местного самоуправления в предоставлении земельных участков, отказы в продлении и перезаключении договоров аренды, проблемы размещения нестационарных торговых объектов, значительное увеличение размеров арендных платежей.
На третьем месте идут обращения в сфере антимонопольного регулирования (7 %). Проблемные вопросы в рамках данной группы обращений включают в себя нарушения порядка проведения конкурсных процедур, заключение договора без проведения конкурсных процедур в отношении государственного или муниципального имущества, непрозрачность системы проведения торгов на право заключения договоров.
Всего за первое полугодие к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Пермском крае поступило 496 обращений, из них письменно – 195. Этот показатель оказался в 1,4 раза выше, чем за аналогичный период прошлого года. 53 % жалоб были признаны обоснованными. 39 % обращений касались действий федеральных органов власти, 39 % – органов местного самоуправления, 15 % – региональных органов власти.
На уровне краевых властей вопросы снижения административных барьеров называют приоритетом в работе с малым и средним бизнесом. Этой теме было посвящено прошедшее в понедельник, 18 июля, заседание антикоррупционной комиссии при губернаторе Прикамья. Как сообщил начальник краевого управления минюста Рустем Юсупов, за последние полтора года его ведомство провело более шести тысяч антикоррупционных экспертиз нормативно-правовых актов, которые разрабатывают органы исполнительной власти края и муниципалитеты. Из них только 80 требовали дополнительной проработки с целью профилактики возможных коррупциогенных факторов. При этом господин Юсупов отметил, что иногда случается, когда на один и тот же нормативный акт прокуратура и минюст дают прямо противоположные заключения. На заседании комиссии было принято решение создать рабочую группу, которая займется этим вопросом.
В том же направлении работает пермское краевое министерство экономразвития. По его инициативе в начале июля было подписано соглашение с участием профильных министерств Пермского края, Республики Татарстан, Ульяновской области и Нижнего Новгорода. Они создали на уровне ПФО проектный офис по совершенствованию института оценки регулирующего воздействия.
«Соглашение направлено на создание единого правового пространства в рамках развития субъектов малого и среднего предпринимательства, снижение административных барьеров и обеспечение благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности», – отметил Леонид Морозов, министр экономического развития Пермского края.
Однако эксперты полагают, что для снижения избыточного давления на бизнес еще многое можно сделать. «Для наиболее полного понимания состояния дел в контрольно-надзорной сфере нужно говорить не только о контроле как таковом, но и об обоснованности, оправданности иных административных процедур, которые имеются в арсенале контролеров. Не нужно забывать и о прокурорских проверках в отношении бизнеса. В этой связи на фоне снижения числа плановых проверок мы не склонны констатировать снижение общей контрольно-надзорной нагрузки на бизнес», – отметил Олег Голенецких, зампред комитета по защите бизнеса пермской ТПП.
Фото: bia-bg.com