Top.Mail.Ru
Промышленность
Уральский ФО
3

Наталия Гончар: «На защиту экологии РМК тратит порядка двух миллиардов в год»

Наталия Гончар на «Иннопроме-2016»
«На Томинском ГОКе на каждом этапе производства предусмотрены средства пылеподавления»

Директор Управления экологии, охраны труда и промышленной безопасности РМК Наталия Гончар рассказала корреспонденту «ФедералПресс», как предприятия Русской медной компании защищают окружающую среду, проходят процессы производства от стадии проектирования до успешной работы. Кроме этого, были затронуты вопросы Томинского ГОКа: оказывается, теперь это производство избавляет челябинцев от проблемы подтопления.

Наталия Валерьевна, какие основные стадии необходимо пройти инвестору перед запуском крупного производства? В том числе с точки зрения экологии.

Прежде чем предприятие будет введено в эксплуатацию, даже прежде чем оно будет построено, основной этап – это стадия проектирования. Вообще, если мы говорим о горнодобывающем предприятии, например, о Томинском и Михеевском ГОКах, здесь выполняются разведка месторождения, составление технико-экономического обоснования кондиций, подсчет запасов полезных ископаемых, все эти процедуры длятся на протяжении пяти лет. После этого мы начинаем проектные работы на предприятии, они начинаются с проведения инженерных изысканий. Это достаточно сложный процесс, потому что видов изысканий много – инженерно-геологические, которые изучают состав породы, инженерно-экологические, которые оценивают существующее состояние окружающей среды, инженерно-гидрометеорологические, которые изучают климатические характеристики района, инженерно-гидрогеологические, которые изучают подземные воды. Все эти виды изысканий также проходят экспертизу. А уже потом – разработка проектной документации, в которой участвуют опытные компании, и это также длительный процесс. Если говорить о Томинском ГОКе, то мы привлекали ЗАО «Механобр Инжиниринг» из Санкт-Петербурга и ООО «НТЦ-Геотехнология» из Челябинска. Сама стадия проектирования занимает не менее года, а далее уже идет длительный процесс согласования проектной документации.

Экологическим проектам уделяется пристальное внимание?

Да, в проектной документации рассматривается очень большой блок экологических вопросов. Когда проведены все необходимые изыскания и подготовлена проектная документация, то для объектов размещения отходов (а у нас это – отвалы вскрышных пород и хвостохранилище) необходимо пройти государственную экологическую экспертизу. Мы, как и любое другое предприятие, должны пройти государственную экологическую экспертизу до проведения градостроительной. Еще один нюанс – прежде чем подать документы на экологическую экспертизу, нам нужно пройти общественные обсуждения материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и проектной документации, которые проводятся в три этапа. Составляется техническое задание, затем оно согласовывается с общественностью. Как с госслужащими, так и с обычными людьми. Нам дают замечания и предложения, которые мы учитываем и выдаем техзадание на подготовку оценки воздействия на окружающую среду. Дальше мы проводим оценку воздействия на окружающую среду, отчет по которой также обсуждается с общественностью. Ну, и третий этап – обсуждение окончательного варианта ОВОС и проектной документации. На третьем этапе проводятся общественные слушания.

В чем они заключаются и играют ли решающую роль в подготовке документов?

Вообще процедура общественных слушаний может быть в виде опроса, в виде слушаний. Вот у нас, как правило, третий этап заканчивается общественными слушаниями. Так, конкретно по Томинскому ГОКу первый этап у нас прошел в форме опроса, когда мы выкладывали материалы и нам в письменном виде приходили замечания и предложения, второй этап – предварительный вариант материалов ОВОС, который также прошел в виде опроса, а третьим этапом были общественные слушания. Потом мы уже прошли экологическую экспертизу и только потом получили заключение градостроительной экспертизы. Так что период согласований проектной документации очень долгий по времени.

Соответственно, масса людей участвует в этом процессе.

В проведении экспертизы участвует до двадцати и даже более экспертов. Они детально изучают и анализируют документацию и уже после этого выдают заключение о соответствии документации требованиям нормативных актов Российской Федерации, либо отправляют проект на доработку.

Наталия Валерьевна, непосредственно экологическая экспертиза – мероприятие затратное?

Сама экологическая экспертиза в среднем стоит от двухсот до четырехсот тысяч рублей в зависимости от сложности объекта. Сумма определяется органом, проводящим экспертизу, – Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Важно, что не природопользователь, не мы определяем место проведения экспертизы. В соответствии с сегодняшними требованиями мы делаем запрос в Росприроднадзор, к которому прикладываем описание своего объекта – не важно, горнодобывающее это или другое предприятие. Вот так же мы обратились по Томинскому ГОКу. В Росприроднадзоре посмотрели, что это действительно крупное предприятие производственной мощностью 28 миллионов тонн в год и выдали заключение, что такой объект должен проходить экспертизу только на федеральном уровне, и определили место проведения экспертизы – город Москва, Росприроднадзор. По срокам экологическая экспертиза занимает в среднем от двух до четырех месяцев.

Экологическая экспертиза нужна для определения возможного урона, который предприятие может нанести природе?

Эта экспертиза проводится для намечаемой деятельности, ее цель – оценка соответствия проектной документации требованиям нормативных актов. Эксперты смотрят технологию, которая будет реализована, как правильно учтены воздействия от будущего производства: какие будут выбросы и правильно ли они посчитаны, по действующим ли методикам, все ли факторы негативного воздействия учтены… Да и состав экспертов достаточно широкий, включая и специалистов по атмосфере, которые знают все методики, применяемые для расчетов выбросов. Ведь часто жители задают вопрос, получают ли расчетные показатели потом, в жизни, подтверждение или нет. Важно отметить, что те методики, которые применяются при проектировании, подтверждены на уже реализованных ГОКах и это касается не только наших предприятий, но и производства по всему миру.

Время же не стоит на месте, в экспертизу можно заложить цифры на 20–30 лет, но технологии развиваются, в том числе и в сфере защиты окружающей среды.

Безусловно, и это тоже наши законодатели учитывают. Пройдя один раз экологическую экспертизу, предприятие, когда уже начнет работать, не стоит на месте и постоянно внедряет дополнительные технологии, смотрит, как можно еще минимизировать воздействие на окружающую среду. Более того, на каждом предприятии помимо получения экспертизы разрабатывается огромный пакет разрешительной документации в области охраны окружающей среды. Например, Томинский ГОК на сегодняшний день получил экологическую экспертизу на размещение отвалов, на хвостохранилище, но когда предприятие начнет работать, то у него должен быть еще проект предельно допустимых выбросов, который учитывает все источники воздействия всего предприятия, и расчеты рассеивания выбросов делаются комплексно по всему предприятию. К счастью, в Томинском ГОКе сбросов нет. У нас применяется замкнутый водооборот, в связи с этим проект нормативов допустимых сбросов разрабатывать не нужно. И это наше главное требование, чтобы уйти от сбросов и использовать воду в замкнутом цикле.

То есть Томинский ГОК максимально экологичен. Давайте успокоим челябинцев.

Что касается атмосферного воздуха, то избежать выбросов, к сожалению, нам не удастся, но они будут максимально минимизированы. Вообще, на Томинском ГОКе на каждом этапе производства (в карьере, обогатительной фабрике, хвостохранилище) предусмотрены свои средства пылеподавления. Основное вещество, которое характерно для горнодобывающих предприятий, – это пыль. И борьба с ней – это основное наше природоохранное мероприятие. Если это карьер, то осуществляется закрепление пылящих поверхностей например, полив дорог. Если это обогатительная фабрика, то это установка пыле- и газоочистного оборудования (фильтров), плюс у нас все конвейеры герметично закрыты, что также снижает пыление. Выбросы, конечно, есть, но на наших предприятиях они не выходят за пределы санитарно-защитной зоны.

Это воздух, а что касается защиты водных ресурсов?

При проектировании Томинского ГОКа предусмотрены все необходимые водоохранные мероприятия. Мы берем лишь воду на подпитку из реки Чумляк и озера Синеглазово. Хочу, кстати, обратить внимание, что на сегодняшний день в Челябинской области – и жители об этом знают – благодаря нашей подпитке будет исключено подтопление береговой линии озера. Достаточно много людей страдают от того, что их участки все время подтапливаются. Эту проблему мы решим. Объем воды, который мешает людям жить, уйдет на нашу подпитку. Количество воды, забираемое для водоснабжения Томинского ГОКа, предусмотренное проектной документацией, гарантирует, что осушения озера не произойдет. Это подтверждено согласованием, полученным от отдела водных ресурсов Челябинской области.

Ну, и последний вопрос – сколько предприятия РМК в год тратят на защиту окружающей среды?

В последние три года мы тратим на защиту природы порядка двух миллиардов рублей ежегодно. Хочу также сказать, что на каждом предприятии ежегодно разрабатываются и реализуются природоохранные мероприятия, причем для каждого предприятия они индивидуальны. Каждый год мы проводим анализ и вкладываем необходимые финансовые средства в защиту окружающей среды.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.