Top.Mail.Ru
Политика
Уральский ФО
2

От Фейсбука до улицы: пока политологи ругались, Яровая вывела людей на пикеты

Оппозиция пытается взбодриться после спячки

Оппозиционные участники сентябрьских выборов попытались нанести удар по заскучавшей партии власти и подконтрольным Кремлю паркетным «антагонистам». То, что не смогли в Москве, сделали регионы. 26 июля Екатеринбург, Курган, Новосибирск и Казань почти одновременно выступили против так называемого «пакета Яровой». Участников пикетов было невероятно мало, да и власти сделали все, чтобы переместить протестующих в малолюдные места. Но примечателен сам факт настойчивости, как теперь модно говорить, малых партий. Абстрагируясь от «яблочного» пиара, «ФедералПресс» прикинул, способны ли оппозиционеры повысить градус протестной активности в ближайшие два месяца.

Пока ЦИК вяло запускает в ТВ-трансляцию первые предвыборные ролики, политические мастодонты прошлых лет, а ныне забытые избирателем партии вроде «Яблока» врезаются в повестку дедовским методом – уличной активностью. В условиях, когда политика из реальной жизни перемещается в интернет, когда заявления первых лиц и кандидатов чаще звучат из «ящика», а не со встреч с населением, внесистемные пикеты и акции могут стать отдушиной для активной и политически подкованной части населения страны.

Наверное показательно, что пока Казань, Екатеринбург, Новосибирск и Курган протестовали на улицах против одиозного законопроекта депутата Госдумы Ирины Яровой, субъекты истинного политического процесса – политологи и политтехнологи ожесточенно в паблике (т. е. тоже в интернете) выясняли отношения и выворачивали наружу неприглядную изнанку своего ремесла. Поводом к драке стали пять тезисов замглавы администрации президента РФ по внутренней политике Вячеслава Володина, в которые он уложил суть нынешней избирательной кампании.

После чего именующий себя философом политтехнолог Алексей Чадаев в не самых приятных выражениях высказался о ненужности и корысти собственной же профессии. Ну, а дальше понеслось: обиженное профсообщество в социальных сетях принялось кидать в Чадаева помидорами, а тот, упиваясь пятью минутами славы, раздавал интервью и комментарии журналистам.

Господина Чадаева, кстати, считают близким к Кремлю. И, возможно, недаром его колонка про очередную «лишнюю» профессию вышла на ресурсе Life, имеющем схожую репутацию. И кто знает, не преследовало ли резонансное для узкого круга специалистов да СМИ заявление две цели: вызвать интерес общества к установкам Володина и отвлечь внимание медийной публики от по-настоящему действенного политического жеста – вывода на улицы миллионников граждан, несогласных с «пакетом Яровой»?

Который в условиях жестокой террористической угрозы по всему миру (теракты в Европе теперь случаются едва ли не ежедневно) так или иначе ставит каждого россиянина под тотальный контроль силовых структур. К тому же закон Яровой не просто ущемляет свободу. Он как минимум нарушает два положения действующей Конституции РФ: ст. 23 «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» и ст. 24 «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Однако несмотря на протесты экспертов и даже правительства РФ, несмотря на риск роста стоимости услуг мобильной связи для населения России, закон был принят.

Вот почему выход на пусть и маленькие городские площади неважно какого количества людей – тысячи или сотни – само по себе заметное событие во внутренней политической жизни. Тем более что в Москве отдали административное распоряжение не разрешать митинг. Пытались его запретить и в Екатеринбурге, но организаторы из числа представителей «Яблока» и «Парнаса» добились переноса мероприятия с площади Труда на площадь Обороны. Правда, к месту сбора явились всего около сотни человек. Среди них были пожилые люди – те, кто, как считает офисная продвинутая молодежь, не владеет интернетом и смотрит телевизор. Так вот, эти люди признавались журналистам, что действительно не знают многого из того, что происходит в стране. «Сейчас много что не показывают и о чем не дают говорить и писать. Но про закон Яровой я слышал, резко с ним не согласен и счел своим долгом сюда прийти. Главное, что мы и остальные не остались дома. Жаль только, что в людном месте не дали митинг провести», – заявил «ФедералПресс» пожилой мужчина по имени Павел.

Так что ничего, что выборка оказалась мала, – сотня в Екатеринбурге, еще одна в Кургане, чуть больше народа в Казани и Новосибирске. Тем не менее организаторам акции благодаря или как раз вопреки их политической окраске удалось показать, что уличную политику никто не отменял, что на нее есть общественный запрос наряду с модными ныне интернет-петициями. Но если последние не подвигают на вставание с дивана, то на митинг все-таки надо собраться. Что, наверное, усиливает эффект от неудавшейся попытки органов власти упомянутых городов запретить мероприятие под самыми разными предлогами.

В общем, не исключено, что оппозиционные партии типа «Яблока» и «Парнаса» в ближайшие месяцы будут раскачивать гражданскую лодку, застрявшую в штиле политического монополизма. Конечно, вряд ли это повлияет на исход выборов, точечные и малочисленные акции – слабая подмога в преодолении малыми партиями пятипроцентного барьера. Однако отчасти это может поспособствовать раздражению исполнительной власти и их кандидатов, а также некоторому росту самосознания в обществе. И, как следствие, прохождению хотя бы одного кандидата-оппозиционера в состав региональных заксобраний. Пусть не во всех субъектах, а только в политически активных, а потому и наиболее заметных и влияющих на повестку.

Как считают эксперты, добиться этого можно, усиленно педалируя протестные настроения. Например, в Екатеринбурге много говорили о том, что закон Яровой ляжет финансовыми ярмом на обывателей, которых ждет рост тарифов. «Представители «большой тройки» операторов связи уже заявили, что закупка нового оборудования во исполнение положений «пакета Яровой» обойдется в 62 миллиарда долларов на всю отрасль», – заявила организатор екатеринбургского пикета Екатерина Петрова. Между прочим, в ее личном портфолио присутствует организация зимой 2015 года резонансных протестов дальнобойщиков против внедрения системы «Платон». В том же Екатеринбурге реагировать на них пришлось уральскому полпреду Игорю Холманских, напоминает «ФедералПресс». Сейчас Петрова намерена баллотироваться в заксобрание.

Так что перечень возможных уличных политических требований может быть весьма широк. Ведь до 18 сентября еще уйма времени, а как показали последние события, даже неплохо обкатанная технология по административному запрету и отмене массовых мероприятий все-таки сбоит. На этой волне в медийном плане внесистемные оппозиционеры еще могут обскакать управляемых единороссов, коммунистов, эсеров, жириновцев и такие искусственно созданные образования, как «Партия роста».

Все это укладывается в февральский прогноз Института развития избирательной системы РФ, передает «ФедералПресс». В исследовании «Новый Красный пояс России: региональные аспекты электорального потенциала системной оппозиции в зависимости от предпочтений избирателей и уровней административного воздействия» сразу несколько регионов попали в зону риска по уровню протестных настроений. Вывод экспертов гласил: Свердловская, Челябинская, Иркутская области могут столкнуться с высокой долей протестного голосования на выборах в Госдуму.

При этом в исследовании подчеркивалось, что если в XX веке коммунистический электорат населял аграрные субъекты, то к 2016 году он переместился в «демократические» промышленно-развитые центры. Это дает солидную фору оппозиции, в результате это может привести к тому, что по итогам выборов 18 сентября в стране сформируется новый «Красный пояс». «Руководить которым будут губернаторы, представляющие КПРФ или другие оппозиционные партии», – заявили в институте.

На первый взгляд это звучит как идеалистическая утопия – мол, при нашей-то модели власти и моделируемых в ручном режиме избирательных технологиях! Однако схожим образом думают не в одном научном учреждении. Например, в июле 2016 года Агентство политических и экономических коммуникаций в работе «Наиболее конкурентные округа на выборах в Государственную думу: активность политических игроков и интенсивность противостояния» отметило, что серьезная предвыборная борьба предстоит в Иркутской, Свердловской, Челябинской (пресловутый «Красный пояс» – прим. ред.), Самарской, Калининградской, Кировской, Рязанской, Новосибирской областях, Санкт-Петербурге, Москве, Карелии и Алтайском крае.

Президент Центра политических технологий, политолог Игорь Бунин замечает, что практика уличного протеста в оставшееся до дня голосования время будет оппозиционерами продолжена. «Правда, акция против законопроекта Яровой успеха не принесла – в каждом из городов вышли не более двухсот человек. Поэтому я не понимаю власть, которая запретила такие митинги – это просто смешно. Ведь очевидно, что никакой угрозы они не представляли», – заметил собеседник «ФедералПресс».

Впрочем, господин Бунин добавил, что такой способ агитации едва ли способен повлиять на ход избирательной кампании: «Ведь большинство либеральных избирателей вообще не хотят идти на выборы, они останутся дома. Второй вариант – они будут искать альтернативную сильную личность, за которую можно будет проголосовать. Но ее нет, и голосовать будут за Жириновского. Третий вариант – это голосовать за либералов, прежде всего за «Яблоко». Пока по опросам им светит мало, хотя получение 3 % исключать тоже нельзя».

По его словам, в условиях нынешней депрессивной экономики и унылых политических настроений люди не хотят конфликтовать с действующей властью. «Особенно после Крымского консенсуса. Граждане хотят как бы сохранить свое «я», не голосуя за безнадежные партии типа «Парнаса». Но все равно делать что-то надо, и поэтому такие движения пытаются изображать политическую активность», – заключил Игорь Бунин.

Независимый политолог Дмитрий Орешкин рекомендует не переоценивать значимость этих уличных акций. По его словам, гораздо большую роль играют настроения избирателей в интернете. А именно тех людей, которые не придут на участки для голосования.

«Уличные акции скорей выступили как способ напоминания о законе Яровой. Конечно, недовольных ограничениями в телефонном общении и интернете гораздо больше, чем готовых идти на улицу. Но сыграет ли это на руку несистемной оппозиции – вопрос. В какой-то степени сыграет, но не сильно. Большую часть тех, кто не удовлетворен нынешним курсом, в том числе интернет-цензурой, истреблением вполне легальных протестов в интернете, представляют те, кто разочарованы не властью, а вообще государственностью. И они выражают свой протест апатией – они не идут ни на выборы, ни на улицы. Это главная проблема», – заметил Орешкин.

Поэтому основной сложностью для пытающихся активничать «Яблока» и «Парнаса» политолог называет мобилизацию «диванного» электората. «Да, люди раздражены, они будут обмениваться негодованием в соцсетях – как в советское время на кухне, но собраться и проголосовать им кажется ниже собственного достоинства. Они гордятся своей непримиримостью. Это советская модель поведения: мол, если я на выборы не пойду, то отказываю власти в поддержке. Но на самом деле все ровно наоборот – как раз власть не заинтересована в высокой явке, и именно в крупных административных центрах. Ведь такие города на выборы не ходят, в результате растет доля и роль управляемого властью электората», – добавил Орешкин.

В результате политически инфантильных умонастроений диванная оппозиция вычитает себя из протеста. «Тем самым отдает избирательный процесс под контроль столь нелюбимой ей вертикали. Ведь чтобы получить 5 %, тому же «Яблоку» достаточно набрать три миллиона голосов. На самом деле это всего одна седьмая часть от всего протестного электората. Думаю, сейчас будет то же самое – никто никуда не пойдет. Да, растет число недовольных цензурой и экономикой, но активно выражать позицию они не станут», – заключил собеседник «ФедералПресс».

Сюжет по этой теме
8 июля 2016, 09:18

Пакет законов Яровой

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.