Top.Mail.Ru
Общество
Москва
2

Реформаторы заряжают журналистику интересами государства

По итогам внеочередного съезда СЖР
Фото: facebook Д. Токарского
Фото: facebook Д. Токарского

На протяжении полутора месяцев профсообщество следило за происходящими внутри Союза журналистов России событиями. Пролог наметился в июле, когда прошел Федеративный совет. Он окончился громким внутрицеховым скандалом. Эпилог наступил в минувшую пятницу на XI внеочередном съезде СЖР. Хотя покинувшие объединение журналисты считают, что точка в этих событиях не поставлена, а результатом революции будет жесткое подчинение СЖР госаппарату под маской радения о «свободе слова» и финансовом благополучии журналистики. Подробности мнимого или настоящего передела власти - в материале «ФедералПресс».

«Ты помнишь, как все начиналось...»

С вечера пятницы и все выходные соцсети бурлят: порой в экспрессивной манере там обсуждают итоги внеочередного съезда СЖР. О нем объявили 8 июля на Федеративном совете организации. Глава СЖР Всеволод Богданов тогда много говорил о необходимости модернизации и введение в секретариат молодежи с «горящими глазами» и незамыленным взглядом на происходящие в стране процессы. Так он комментировал неоднозначные итоги совета, по итогам которого четыре авторитетных секретаря СЖР озвучили «особое мнение». Оно шло в разрез с позицией большинства, часть из которых под маркировкой умеющих открывать двери высоких кабинетов реформаторов прочили в качестве молодых и не очень помощников господина Богданова. Так появилось понятие «список Богданова», в который вошли руководители ряда центральных и периферийных СМИ.

Однако в оппозиции к главе СЖР и сторонников выступили секретари Юрий Батурин, Павел Гутионтов, Александр Копейка и Леонид Никитинский. Их «особое мнение» провисело на сайте СЖР минут пять, после чего его спешно удалили. Четверка «меньшевиков» заявила о введении в Союзе цензуры и поименно называла архитекторов подозрительных новаций. Кстати, ввиду поспешности, с которой руководители Союза вычистили откровение «квартета несогласных» - его без купюр привели ряд федеральных изданий, например «Новая газета».

«Мы считаем, что впопыхах созываемый внеочередной съезд может нанести Союзу журналистов России, активными приверженцами и сотрудниками которого мы были и остаемся до сегодняшнего дня, непоправимый репутационный ущерб. Спешка в проведении конференций региональных союзов журналистов неминуемо приведет к процедурным нарушениям, которые сделают решения съезда нелегитимными и уязвимыми для такой же последующей интриги», - говорилось в «особом мнении».

При этом Батурин, Гутионтов, Копейка и Никитинский обращали внимание, что никто из членов толком не знает кандидатов в секретари, часть которых якобы является не практикующими журналистами, а медиаменеджерами. «С некоторым из них мы не готовы работать в рамках органа одной журналистской организации», - резюмировали они.

Ввиду подозрительности скоропалительного решения о назначении даты внеочередного съезда (настаивал лично Богданов), квартет оппозиционеров предлагал запустить обсуждение новой программы СЖР сначала в регионах, а затем на ХХ фестивале «Вся Россия-2016» в Дагомысе. В том числе поэтому преобразования предлагали отложить на послевыборное время.

Но фронда внутри СЖР заставляла действовать, и Богданов постарался нивелировать недовольство. Умолчав об удалении текста, он объяснил его отсутствие коллегиальным мнением большинства — публиковать его было незачем. Богданов не удержался он выдавшей личное недовольство альтернативным мнением: «Я, честно говоря, обиделся на всех четверых, поскольку эти люди прекрасно знают мои позиции, что я никого никогда не предавал и не сдавал. У большинства из секретарей к этому письму негативное отношение, кроме двоих ярких авторов письма — Никитинского и Гутионтова...»

С этим можно поспорить - некоторые секретари были солидарны с их четверкой. И единодушно уверены в том, что проект модернизационной программы СЖР писали с подачи администрации президента. С ними согласны многие журналисты в регионах: они указывали на внутренние противоречия, которые мешают заниматься работой по защите прав и задач профессии. Часть собеседник также указали на рост ангажированности СМИ по отношению к власти и даже больше — о случаях прямой афилированности.

На этом фоне в редакционных курилках заговорили о попытке рейдерского захвата СЖР, с последующей целью поставить его под контроль органов государственной власти. Периферийные «акулы пера» тоже заговорили о том, что власть, цели и задачи союза срочно меняют в преддверии выборов президента РФ.

Ряд изданий поспешили озвучить эти опасения публично. «Возникает опасность превращения Союза журналистов России в так называемую GONGO: Government-Organized Non-Governmental Organization. Этим флагом удобно будет размахивать и на внутреннем рынке СМИ, и на международном уровне, назначая «правильных» и «неправильных» журналистов сверху. Сам механизм кадровой революции в прежде демократическом СЖР выглядит скорее как аппаратная интрига», - писала «НГ».

Богданов поспешил отмести подозрения в госзаказе модернизации СЖР: «У меня никогда не было любовных отношений с администрацией президента, а я больше 20 лет здесь работаю. Мы не пользовались ни разу господдержкой и бюджетом». Заметим, что об «указующем» персте администрации президента в кулуарах шепчутся и сегодня.

В традициях «совка»

Экстренно созванный съезд СЖР прошел в минувшую пятницу. Естественно, со скандалом, о котором предупреждали «бунтовщики». Забегая вперед укажем — прогноз некоторых о возможном добровольно-принудительном уходе Богданова не сбылся. Хотя этого не исключают в скором времени. По одной из существующих версий по согласованию «сверху» он может посторониться, чтобы дать дорогу реформаторам.

Тот же Никитинский по итогам съезда написал обширный пост в Фейсбуке, к которому приложил текст выступления. Он один из тех, кто уверен, что новоиспеченные секретари СЖР «съедят Севу Богданова, и он, кажется, это и сам уже понимает».

Как и предполагалось, ротация секретарей союза прошла без проблем. Иного ждать не приходилось — противников внутри СЖР практически нет, а мнение регионов никто слушать не собирался. Тех, кто пытался выступать против на самом съезде, «забалтывали», а Никитинского, например, обозвали «доносчиком». За его обращение в администрацию президента со своим видением ситуации. «Мне думается, что мои предложения (в том числе альтернативные предоставленным кандидаты в секретари — прим.ред.) были последним шансом спасти лицо СЖР, но Богданов им почему-то не захотел воспользоваться. Почему - я гадать не буду», - написал он. Журналист заявил, что некоторые председатели и делегации региональных союзов не исключают выхода из состава СЖР.
И действительно - часть журналистов разделяют мнение, что СЖР молчал в ситуациях, когда в силу своего профессионального назначения просто не мог молчать. Например, когда Госдума принимала «закручивающие гайки» законы о СМИ. Или о том, что «богдановский» СЖР никогда не спешит с принципиальными, громкими и авторитетными заявлениями в поддержку преследуемых корреспондентов центральных и региональных изданий. Да что там — их просто нет таких заявлений.

Вместо этого журналистский цех много гудит о бизнесе, бюджетном финансировании и создал «подушку безопасности» в виде АНО «Центр». Хотя никто пока не знает как будут оценивать перспективных — то ли в масштабности лояльности к происходящему, то ли степенью безмолвия по поводу актуальных событий. На «раздачу» денег обещают поставить Центр по развитию СМИ — по словам Богданова, он займется распределением грантов. О природе происхождения которых, кстати, не было сказано ни слова...

Видимо в мечтах о лучшей доле новую программу СЖР принимали впопыхах. Оторванные от реалий пассажи об усилении роли союза на международной арене (!) не помешали. Такое ощущение, что делегаты мечтали быстрей смотаться ввиду вечера пятницы.

Перспективы

Цеховое сообщество раскололось насчет происходящего в СЖР. Все понимают, что оптимизировать работу органа надо, что его ежедневные действия должны отвечать вызовам времени и потребностям профессии. Которая живет в новое время и действительно стала растворятся в многообразии интернет-платформ и гаджетов, позволяющим любому человеку стать «гражданским журналистом».

Поэтому жаль, что конструктивные предложения оттенили мечты об упрочении международного статуса и влияния СЖР. Хотя если сделать внутри своей страны это не вполне получается, впору искать другие «пенаты». К примеру, Павел Гутионтов предлагал направить силы на укрепление законодательной базы СМИ, противостоять любым попыткам ограничить свободу прессы и права журналистов – в том числе и на этапе подготовки и обсуждения законов. По его мнению, профессиональное сообщество должно заняться делом, например, внести назревшие коррективы в уже принятые законы, «относительно которых жизнь убедительно доказала их непродуманность и конъюнктурность».

Гибель почти 350 российских журналистов за последние 25 лет Гутионтов назвал «национальным позором». «При этом ни одно знаковое, резонансное дело до конца не расследовано, ни разу не названы заказчики этих преступлений. Уголовные дела по каждому из них по многу раз закрываются и открываются вновь, расформировываются уже находящиеся «в теме» следственные бригады, назначаются новые следователи…», - напомнил журналист.

В свою очередь герои журналистких расследований (как правило чиновники мелкой и средней руки — прим.ред.) все чаще и чаще начинают преследовать авторов материалов за профессиональную деятельность — суды ежегодно рассматривают более 3.500 дел против журналистов по защите чести, достоинства и деловой репутации их героев. Это сравнимо с числом таких дел во всех странах мира, подчеркнул секретарь СЖР.

Гутионтов признался: его очень раздражает бессмысленно повторяемое слово модернизация, которое из каждого утюга раздается последний месяц. «Если перевести это слово на русский язык, нам предлагают заменить трескучими лозунгами четкую и конкретную программу Х съезда, которую по разным причинам мы не выполняем. Я бы приветствовал нелицеприятное обсуждение вопроса, ПОЧЕМУ не выполняем, но таких попыток я пока не вижу, да и цели такой инициаторы нашего сегодняшнего собрания, судя по всему, не ставят», - закончил он.

Судя по всему, Батурин, Гутионтов, Копейка и Никитинский покинут ряды секретариата. И хотя их обещали не трогать — т.е. сохранить статус почетных членов, журналисты решили не превращаться в аксакалов и не пользоваться благотворительным предложением. Отметим, что такая позиция получила одобрение многих журналистов — четверку секретарей подбадривают в социальных сетях. Впрочем, без глубокого анализа происходящих внутри СЖР событий. На что Александр Копейка заметил, что журналистика в отличие от пропаганды весьма непростое дело.

«ФедералПресс» будет следить за развитием событий.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.