Top.Mail.Ru
Карты выборов
ЮФО
0

Карта выборов ЮФО. Выпуск № 12. Сами себе кандидаты

На Юге среди самовыдвиженцев наблюдался дефицит авторитетных политиков
На Юге среди самовыдвиженцев наблюдался дефицит авторитетных политиков

Одна из интересных, но мало обсуждаемых примет нынешней избирательной кампании – непривычно малое число самовыдвиженцев, решивших бороться за места в Госдуме. При этом количество кандидатов, которые смогли соблюсти все требования законодательства и зарегистрироваться в качестве независимых кандидатов, вообще ничтожно. В чем причина такого положения вещей, почему отсеялось большинство независимых кандидатов и кто является исключением из этого печального правила? Ответы на эти вопросы вы найдите в новом материале специальной предвыборной рубрики «ФедералПресс».

По-старому на новый лад

Афоризм о том, что новое – это хорошо забытое старое, к нынешней ситуации с самовыдвиженцами подходит плохо. Если в первых созывах российского парламента депутаты-одномандатники играли значимую роль (порой формируя крупные депутатские группы), то после пятилетнего перерыва с выборами одномандатников их положение в новом составе парламента будет совсем другим. Во-первых, в обновленной Госдуме у народных избранников просто не будет возможности законно создать собственные объединения. Придется примыкать к одной из партий или оставаться в одиночестве. Ну, а кроме того, поменялось и само положение одномандатников. Теперь зарегистрироваться на выборах без особых проблем могут лишь представители крупных партий. Всем остальным (будь ты выдвиженец маленькой партии или независимый кандидат) для участия в выборах необходимо собирать определенное число подписей.

Отметим, по данным Центризбиркома, по одномандатным избирательным округам на выборах в Госдуму выдвинулись 2446 кандидатов, из которых 2142 были выдвинуты 17 политическими партиями, а еще 304 кандидата – в порядке самовыдвижения. От участия в выборах отказались 126 кандидатов (из них 100 – самовыдвиженцы). Зарегистрированы 2082 кандидата, из которых 2059 делегированы партиями, а 23 идут на выборы в порядке самовыдвижения. В итоге отказ в регистрации получили 233 кандидата-одномандатника, в том числе 181 самовыдвиженец.

«Регистрация кандидатов [самовыдвиженцев] в принципе является исключением на этих выборах по всей России, – отмечает политолог, координатор Клуба экспертов Нижнего Поволжья Андрей Серенко. – Федеральный центр не хочет создавать широкий прецедент для поощрения участия в выборах кандидатов, не связанных с политическими партиями. Основной тренд, который реализует администрация президента последние десять лет, – это поддержка партийной системы».

По словам эксперта, кандидатам, решившим выдвигаться по одномандатным округам, было важно выстроить партнерские отношения с политическими партиями. «Время «гасконцев», которые выскакивают непонятно откуда, чтобы поучаствовать в выборах (опираясь на административный или финансовый ресурс), прошло. Неспособность кандидата договориться с какой-либо из партий говорит о его несистемном характере. А внесистемные фигуры в политике никому не нужны», – считает политолог.

«На мой взгляд, сложные процедуры для регистрации самовыдвиженцев просто необходимы, – делится президент Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный. – Если их убрать, то у нас бюллетень будет состоять из 300–400 фамилий. Представьте, как избиратель приходит на участок и разматывает рулон с фамилиями кандидатов, за одного из которых он должен проголосовать».

Если власти снимут все ограничения на выборах, то участвовать в них будут даже те, кто хочет засветиться просто из самолюбия, отмечает политолог. По его мнению, в таком случае выборы превратятся в фарс. «Именно поэтому для самовыдвиженцев и придуманы фильтры, которые отсеивают тех, кто не способен собрать подписи хотя бы 15 тысяч избирателей. Если они не способны даже это сделать, зачем им участвовать в гонке? Зачем засорять бюллетень этими фамилиями?» – задается вопросами Геннадий Подлесный.

Кто все эти люди?

И действительно, в нынешних условиях большинство подавших документы на участие в выборах в качестве независимых кандидатов были плохо известны не то что на уровне региона, а даже в местах их проживания. На фоне в целом вялой предвыборной кампании летнего периода выдвижение большинства независимых кандидатов (как и их снятие) прошло мимо внимания журналистов и простых граждан. Среди самовыдвиженцев наблюдался острый дефицит реально авторитетных политиков. Большинство из них являлось либо малоизвестными активистами, либо «спойлерами», либо просто техническими кандидатами.

Так, на Кубани о своем намерении бороться за депутатские мандаты в рамках федеральной избирательной кампании заявили восемь самовыдвиженцев. Это претенденты по Краснодарскому одномандатному округу № 46 заместитель директора ООО «СпецСтрой-Юг» Олег Бояринов, председатель правления АНО «Философско-лингвистический инновационный центр» Алексей Павлов и электромонтер Виктор Котляров. По Красноармейскому одномандатному округу № 47 – некто Анатолий Алексеев. А также пенсионерка Наталья Белан, инженер Юлия Третьяк, главный специалист администрации Анапы Елена Христова, заместитель директора ООО «Брашно» Александр Радошевич. Кроме того, был кандидат от партии «Родители будущего» Александр Радошевич (Каневской одномандатный округ № 53), который и вовсе представил в поддержку своего выдвижения немногим больше 1,4 тысячи подписей вместо требуемых 15 тысяч. Все они так и не смогли добиться официальной регистрации в региональном избиркоме.

В избирательную комиссию Ростовской области поступили шесть заявлений от самовыдвиженцев на участие в выборах в Госдуму РФ. Самым привлекательным оказался Южный одномандатный округ № 152, куда подали уведомления три заявителя: 31-летний сотрудник ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» Артур Бестаев (проживающий в Ростове), доцент кафедры войск связи, тактики и общевоенных дисциплин ЮРГПУ (НПИ) имени М. И. Платова 69-летний Владимир Филоненко и 49-летний директор МКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела в городе Новочеркасске» Андрей Кутырев (оба новочеркасцы). Отметим, что Филоненко и Кутырев уже имеют опыт участия в выборах. А последний на выборах 2015 года, выдвинувшись от партии КПРФ, и вовсе набрал 51,1 % голосов. Баллотироваться в Госдуму по Белокалитвинскому одномандатному округу № 153 изъявил желание доцент Московского государственного университета управления из Каменска-Шахтинского (который также имеет электоральный опыт, правда неудачный). О намерении баллотироваться в Нижнедонском округе № 150 заявил житель Батайска, ведущий инженер отдела мониторинга эксплуатации локомотивов филиала «Северо-Кавказский» ООО «ТМХ-Сервис» Владимир Ариничев. А инженер-сметчик ООО «РостовАвтоДорСтрой» Юлия Насонова решил поучаствовать в выборах в Госдуму по Ростовскому округу № 149. При этом часть выдвинувшихся кандидатов все же смогла зарегистрироваться на выборах.

А вот Волгоградский региональный избирком, как и кубанский, отказал всем кандидатам-самовыдвиженцам. Заявления о самовыдвижении на выборы в окружные комиссии представили восемь потенциальных кандидатов по одномандатным округам: Волгоградскому (№ 81) – директор ООО «Промагротехника» Сергей Галушко, бывший мэр Волгограда Евгений Ищенко и бизнесмен Юрий Кочетов; Красноармейскому (№ 82) – безработная Ирина Красильникова и индивидуальный предприниматель Людмила Копач; Волжскому (№ 84) – преподаватель Волгоградского технического колледжа Татьяна Скорик и учитель Алексей Захаров; Михайловскому (№ 83) – слесарь Андрей Мишанин.

Пожалуй, единственным исключением на Юге среди кандидатов является Владислав Резник – выходец из Петербурга и один из лидеров «Единой России», который на этих выборах внезапно решил баллотироваться в качестве самовыдвиженца от Республики Адыгея. По мнению многих экспертов, при отсутствии кандидата от ЕР действующий депутат Госдумы легко попадет в новый парламент. Отметим, что ранее по его округу самовыдвиженцем шел также Эдуард Тхакушинов, брат главы региона. Однако именно Тхакушинова в итоге сняли с выборов. При этом господин Резник в этом году был объявлен в международный розыск по испанскому делу «русской мафии».

«Снятие независимых кандидатов ни для кого сюрпризом не было, – отмечает Андрей Серенко. – Собственно говоря, в Волгограде самовыдвиженца было три: экс-мэр Волгограда Ищенко, также выставленный им «спойлер» (человек с судимостью, у которого признали 100 % нарушений в собранных подписях), а также некий предприниматель».

По словам политолога, вся интрига с самовыдвиженцами крутилась вокруг фигуры Ищенко. «То, что его не зарегистрировали, – вещь вполне предсказуемая. Не думаю, что это трагедия с точки зрения легитимности выборов (которая уж точно зависит не от этого). Тем более что экс-мэр Волгограда – человек с несчастливой политической судьбой. То он попадал в СИЗО, то на выборах губернатора предоставил не тот паспорт. Теперь к нему внедрилась девочка-диверсантка, которая сделала подставные подписи. Но это вина штаба. Именно его некачественной работой объясняется проблема со сбором подписей. Да и в целом Ищенко постоянно не везет с его окружением. Команда политика часто играет роль арбузной корки, на которой он время от времени поскальзывается. Я бы удивился, если бы в этот раз у него не было значимых проблем», – считает Андрей Серенко.

«У решивших идти на выборы кубанских самовыдвиженцев не оказалось ни достаточных финансовых и людских ресурсов, ни необходимого авторитета (который бы мог заменить финансы), – делится мнением Геннадий Подлесный. – Люди просто не смогли «купить» подписи, то есть нанять команду из профессиональных сборщиков и юристов (для проверки подлинности подписей), которые бы обеспечили им нормальное прохождение регистрации. То есть итог объективен. Кроме того, подавляющее число независимых кандидатов в принципе не стремилось реально выдвинуться. Это были «страховочные файлы» для определенных лиц, идущих от списков партий. Если бы вдруг какая-то беда случилось с партийным кандидатом, тогда бы партия помогла собрать достаточное число подписей для самовыдвиженца», – рассказывает политолог.

«Большинство кандидатов-самовыдвиженцев были не зарегистрированы из-за недостаточного количества подписей избирателей в поддержку их выдвижения или просто из-за непредоставления в избирательные комиссии всех необходимых для регистрации документов», – поясняет генеральный директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов. По мнению эксперта, все, кто действительно хотел участвовать в выборах и был готов к этому, вполне мог реализовать такое желание. «Например, можно было договориться о выдвижении от какой-нибудь партии, освобожденной от сбора подписей (в Ростовской области помимо «Единой России» таких было еще аж одиннадцать). И у многих из них, например, у Партии роста или у «Парнаса», на семь одномандатных округов было буквально один-два своих кандидата», – говорит Смирнов.

Да и среди других кандидатов немало тех, кто неадекватно оценивает и себя, и свои организационные, агитационные и финансовые ресурсы, считает Сергей Смирнов. «Такое впечатление, что некоторые из них принимали решение об участии в выборах буквально в последний момент. В результате даже в их декларациях о доходах и имуществе полно несуразностей. Например, семь кандидатов от оппозиционных партий заявили о нулевом доходе в прошлом году. Неважно, как они это объяснили налоговым органам, важно другое – как они будут это объяснять своим избирателям?» – подытоживает эксперт.

Сюжет по этой теме
25 июня 2017, 09:30

Выборы-2017

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Сюжет по теме:
Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.