Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

Изгнание детей из храма. Беби-бокс в Екатеринбурге закрутят на саморезы

Екатеринбург не миновала развернувшаяся в России дискуссия о запрете абортов и беби-боксов. В отличие от других регионов здесь устройство для приема отказников вмонтировано в стену церкви – православного храма во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского. Как стало известно «ФедералПресс», скоро его демонтируют или просто закроют. Во-первых, три месяца назад Русская православная церковь выступила против беби-боксов, о чем оповестила епархии. Вторая причина – положительная реакция правительства РФ на законопроект сенатора Мизулиной, устанавливающий гигантские штрафы за размещение «окон жизни».

«Казнить нельзя помиловать»

1 июня, в Международный день защиты детей, сенатор Елена Мизулина внесла в Госдуму законопроект о запрете беби-боксов. Он предусматривает административную ответственность юрлиц за создание таких устройств со штрафом от 1 до 5 миллионов рублей. Альтернативное наказание – приостановление деятельности юрлица на срок до 90 суток.

Сегодня, 28 сентября, в своем твиттере Мизулина написала: «Правительство России поддержало законопроект о запрете бэби-боксов (орфография и стиль автора сохранены – прим. ред.). Я признательна правительству за поддержку законопроекта». При этом она выразила радость, что на законодательном уровне будет запрещено анонимное оставление новорожденных в специальных местах.

После чего интернет-общественность подняла бурю негодования. На фоне инициатив об исключении абортов из системы общего медицинского страхования (сейчас это подается как полный запрет абортов, хотя это не так – прим. ред.) заявление Мизулиной вызвало фурор. Ей припомнили прежние запретительные инициативы, а также обвинили в бесчеловечности и прочих грехах.

Многие считают, что наряду с ограничением абортов закрытие беби-боксов приведет к росту преступности – младенцев в еще большем количестве, чем сейчас, будут выбрасывать в мусорные баки, сливать в унитазы и выбрасывать из окон. Как результат – на протяжении дня в СМИ выходят публикации с броскими заголовками наподобие «Назад в Средневековье» от «Газеты.ру».

Освященное место

Первый беби-бокс в России появился в Краснодарском крае. В конце 2012 года примеру этого региона последовал Курск, в 2014-м – Екатеринбург. Одно время лидером по числу беби-боксов был Пермский край – три расположены в административном центре, Березниках и Добрянке. Собственно, пермяки и стали пропагандистами проекта – идея принадлежит прописанному там благотворительному фонду «Колыбель надежды». Однако в итоге Прикамье опередил Сочи, где насчитывается пять беби-боксов.

Чаще всего в населенных пунктах они расположены при медицинских учреждениях – всего в России их семнадцать. В каких-то регионах по одному, где-то по три-пять – в каких-то городах при роддомах и больницах, в других – при станциях скорой помощи. Исключением стал Екатеринбург, где бокс вмонтировали в стену храма во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского.

11 марта 2014 года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл лично освятил место. Здесь отслужили молебен, освятили устройство и окропили святой водой. «Я испытываю неоднозначные чувства. С одной стороны, это место сделали для того, чтобы спасти человеческие жизни. Это богоугодное дело. Радует, что чья-то жизнь будет спасена благодаря этому месту. А с другой стороны, мы открываем место для тех, кто пожелает оставить своего собственного ребенка. Меня лично это очень сильно смущает, ранит мою душу. Выходит, у нас в обществе не все в порядке. Дай Бог, если это не будет востребовано», – заявил журналистам митрополит Кирилл.

Несмотря на поддержку церкви, минздрав Свердловской области выступал против установки. В итоге все делали в сотрудничестве с Екатеринбургской епархией и уполномоченным по правам ребенка в Свердловской области Игорем Мороковым. После чего свердловские чиновники дали понять, что судьба устройства и попавших туда новорожденных – не их забота. На том успокоились. Но ненадолго.

«Это как с мусором»

Потому что единого мнения насчет беби-боксов не существует до сих пор – как и несколько лет назад активисты предпочитают не действовать, а рассуждать. Недавно уволившийся пресс-секретарь Следственного комитета РФ Владимир Маркин несколько лет назад признавал их пользу. Но при этом разделял опасения противников проекта по поводу возможного всплеска торговлей детьми в случае тиражирования практики анонимного оставления.

Сегодня журналисты «ФедералПресс» прямо у действующего беби-бокса опросили прохожих по поводу запрета. Большинство считают, что к пользе это не приведет – много средств установка не требует, а пригодиться может. Многие не слышали про запретительные планы, другие не видят в них страшного. «Мне кажется, что пользы от них нет. Кто решил выкинуть ребенка, сделает это и не повезет сюда. Кроме того, младенцев можно оставить в детдоме или при храме. Мне кажется, что ничего страшного не случится, если их закроют», – сообщила студентка по имени Анна.

При этом многие горожане допускают, что про беби-боксы просто не знают, и поэтому матери-отказницы не используют их возможности. Но есть и скептики, которые приводят в пример раздельный сбор мусора. «Вот скажите, многие из нас отдельно складируют в баки пластиковые бутылки? Нет. Так и здесь», – полагает горожанин Евгений.

Узнать мнение настоятеля храма во имя Святителя Иннокентия священника Ильи Александрова не удалось – его не оказалось на службе. Служители пояснили, что он будет завтра, однако от комментариев наотрез отказались, так как у них «нет благословения».

Как действует прихрамовое устройство известно. Как только младенец попадет в короб, его дверца прочно захлопывается. Так что достать малютку снаружи не получится. После этого срабатывает звуковая сигнализация о служители храма оперативно забирают подкидыша.

Саморезы или жизнь

В отличие от кубанского беби-бокса (к весне 2014 года в нем оставили 10 младенцев – прим. ред.) екатеринбургский похвастаться результативностью не может. За все время работы сюда привезли всего двух малышей. Однако свердловский обмудсмен Мороков уверен: практика себя оправдывает во всех отношениях.

«Мы вместе с митрополитом беби-бокс открывали, у меня вообще положительное отношение к этому проекту. Он общественный – не коммерческий, не государственный. За все время в Екатеринбурге подбросили двух младенцев. У одного потом нашлись родители, сейчас эта семья воссоединена. была сложная ситуация, поэтому женщина так поступила. Второго ребенка передали в детдом, уверен, его дальнейшая судьба будет благополучной», – рассказал «ФедералПресс» Игорь Мороков

По его словам, общественную инициативу нельзя воспринимать как крайность: «Это не панацея, которую кому-то навязывают. Иногда нас обвиняют – вот вы подменяете. Ничего мы не подменяем, это просто одна из маленьких частичек всеобщей профилактики социального сиротства. Нам государственные органы говорят: у нас все для такой профилактики создано, приходите к нам. Но если появился в беби-боксе ребенок, значит их система не сработала».

Говоря о законопроекте Мизулиной, Мороков предлагает ждать,пока улягутся страсти. «Надеюсь, у наших законодателей хватит мудрости спросить людей. 80 % опрошенных на улицах Екатеринбурга считают, что это нужный и важный проект. Надеюсь, все это будет учтено», – добавил он.

Учитывая факт, что бокс вмонтирован в храмовую стену, «ФедералПресс» обратился за разъяснением к председателю отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Екатеринбургской Епархии епископу Среднеуральскому, викарию Екатеринбургской епархии Евгению (Кульбергу).

«Позиция Русской православной церкви была разработана три месяца назад Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства, затем в виде письма она была направлены во все епархии. Суть ее в следующем: Русская православная церковь не поддерживает установку таких устройств, как беби-боксы, и рекомендует не поддерживать и не участвовать в их установке», – заявил отец Евгений.

Он подчеркнул, что устройство в стену храма в Екатеринбурге было вмонтировано несколько лет назад: «Тогда позиция Русской православной церкви еще не была сформулирована. И на сегодняшний день наличие этого устройства в стане является лишь инерцией настоятеля храма (священник Илья Александров), но не позицией Екатеринбургской епархии».

С учетом новых обстоятельств вариантов развития событий будет два, говорит отец Евгений. «Либо этот беби-бокс будет демонтирован, либо не будет. В любом случае, если его не уберут, то закрутят на саморезы, и окно не будет открываться. Но мы надеемся, что власти и соответствующие органы будут выполнять свою обязанность по воспитанию будущих мам и пап, чтобы они не избавлялись от детей, а воспитывали их в семье», – заключил собеседник «ФедералПресс».

Добавим, что стоимость беби-бокса составляет порядка 260 тысяч рублей. Екатеринбургский два года назад ставили за счет пожертвований. Поступить так заставила позиция органов госвласти, которые ссылались на нарушение инструкций о мерах безопасности. В итоге свердловские медики, в отличие от коллег из других регионов, устранились от проекта, который поддержала епархия. Впрочем, сейчас настали другие времена.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.