«Роснефть» в среду подписала с Pertamina (Индонезия) ряд документов, предполагающих расширение сотрудничества. Новые договоренности касаются как разведки и добычи, так и переработки и нефтехимии. Подробности предстоящих сделок - в материале «ФедералПресс».
Разведка и добыча
Один из ключевых пунктов подписанного меморандума - сотрудничество компаний при разработке шельфовых месторождений. Так, в рамках Северной оконечности месторождения Чайво (остров Сахалин) стороны договорились согласовать юридически обязывающую документацию о приобретении компанией Pertamina до 20% долей в проекте. Соглашение можно отнести к категории win-win - «Роснефть», продолжая развивать линию стратегических проектов с зарубежными партнерами, получает дополнительного инвестора. Pertamina - гарантированный объем добычи в успешно функционирующем предприятии.
В части проектов на суше «Роснефть» и Pertamina договорились об освоении Русского месторождения - для этого компании создадут совместное предприятие. Планируется, что Pertamina войдет проект в доле до 37,5%. Проект оценивается как достаточно сложный и капиталоемкий, однако при этом он интересен инвесторам - так, соглашения рамочного характера по нему были достигнуты ранее с китайской Sinopec. «Роснефть» намеренно не включала условия об эксклюзивности в подписанные документы - компания планирует сохранить операционный контроль в проекте по разработке Русского месторождения независимо от того, кто будет привлечен в качестве партнера.
Переработка и нефтехимия
В этом сегменте «Роснефть» и Pertamina создадут еще одно совместное предприятие - для строительства нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса Tuban в восточной части острова Ява (Индонезия). При этом «Роснефть» будет владеть 45% долей, Pertamina - 55% долей. В настоящий момент стороны проводят технико-экономическое обоснование проекта.
Планируемая проектная мощность первичной переработки комплекса Tuban - 15 млн тонн в год. Сырье - импортируемые средние и тяжелые сернистые сорта нефти. Проектом предусмотрено строительство крупной установки каталитического крекинга мазута, а также нефтехимического комплекса. Предполагается, что комплекс сможет принимать супертанкеры с дедвейтом до 300 тыс. тонн.
СП «Роснефти» и Pertamina было создано с опережением ранее обозначенных сроков - изначально стороны планировали создание СП в декабре 2016 года. Во многом это можно объяснить тем, что для Индонезии проект имеет значение стратегически важного - на фоне растущих потребностей внутреннего рынка страны в 3-4% в год (согласно данным Pertamina) новые НПЗ в Индонезии не строились с 1994 года. В конце 2015 года президент Индонезии Джоко Видодо даже подписал указ, согласно которому развитие нефтепереработки в стране является государственным приоритетом.
Для «Роснефти»же в рамках данной договоренности заключается в синергетическом эффекте сделки: наряду вхождением в акционерный капитал Essar Oil Limited и строительством Тяньцзинского НПЗ Тубан дополнит уже реализуемые проекты и даст новый импульс трейдинговому подразделению компании.
Коммерция и логистика
Одновременно со всем перечисленным «Роснефть» договорилась с Pertamina о поставках нефти на Тубан. По словам Игоря Сечина, озвученным в ходе саммита Россия-АСЕАН, еще 10 лет назад Индонезия добывала 71 млн тонн нефти, сейчас уровень добычи составляет 38 млн тонн, а к 2030 году упадет до 11 млн тонн. Естественно, что на фоне растущего потребления (в настоящий момент Индонезия импортирует около 800 тыс. баррелей в день) для «Роснефти» открываются существенные перспективы для наращивания объемов поставок.
В части продуктов переработки Индонезия сейчас импортирует произведенные из российской нефти нефтепродукты в основном из Южной Кореи и Сингапура. Однако «Роснефти» важно поставлять нефть в страну напрямую, отметил глава компании Игорь Сечин во время недавнего визита в Джакарту.
В последние годы из нетто-экспортера Индонезия превращается в глобального энергетического потребителя. Большую роль здесь играют темпы демографического роста (на данный момент Индонезия занимает четвертое место в мире по численности населения, в стране проживает около 260 млн человек). Рынок, во многом, ориентируется на потребление моторного топлива, а продажи автомобилей и объем перевозок - функция не только от состояния экономики, но и от демографической кривой. При этом и рост ВВП в Индонезии значительный – по прогнозам, выше 5% в год.
Неудивительно, что, по словам аналитиков, в ближайшее время государство станет одним из лидеров потребления топлива в АТР. Для удовлетворения растущего спроса нефтеперерабатывающие мощности до 2020 года должны увеличиться с 1 млн баррелей до 2,3 млн баррелей в сутки.
На данный момент страна является нетто-импортером моторного топлива и нефтехимической продукции. В ближайшие годы власти планируют создать мощные НПЗ на территории Индонезии. И надо сказать, что за участие в этих проектах борются крупнейшие игроки нефтяного рынка: о своем интересе к строительству НПЗ и долгосрочным поставкам нефти в Индонезию в разное время заявляли Saudi Aramco, китайская Sinopec и консорциум тайских компаний PTT Global Chemical Public Company и Thai Oil.
Работа на опережение
Индонезия - стремительно растущий рынок, поэтому проекты по нефтепереработке и нефтехимии в этой стране вызывают настоящий ажиотаж. По мнению экспертов, даже по сравнению с другими перспективными рынками АТР индонезийский рынок - самый привлекательный, и поэтому стремление крупнейших нефтяных компаний утвердиться на нем вполне обоснованно.
По словам руководителя аналитического управления Фонда национальной энергобезопасности Александра Пасечника, «соглашение «Роснефти» с Pertamina будет способствовать реализации энергетической стратегии России по экспортной диверсификации «Восток-Запад». Смысл этой стратегии в том, что есть не только Европа, но и Азиатско-Тихоокеанский регион. Тем более в Европе - долгая рецессия, а азиатские рынки показывают стабильный потенциал роста».
Как отмечал эксперт Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов, «расширение нефтепереработки за рубежом - это престижное направление развития нефтегазового и нефтехимического бизнеса, которое подчеркивает должный уровень отечественных технологий. Неслучаен и выбор страны для сотрудничества. «Роснефть» может стать первопроходцем на страдающем от недостатка топлива рынке Индонезии, что укрепит позиции обеих стран, а также позволит компании получить дополнительную выручку».
По словам ряда экспертов, «Роснефть» и Pertamina ориентируется именно на внутренний рынок Индонезии. «Если компания будет поставлять на НПЗ собственную нефть, это принесет ей добавленную стоимость», - уверяют они.
Проект по строительству НПЗ в Индонезии, судя по всему, будет реализовываться на принципах проектного финансирования, что минимизирует для «Роснефти» необходимость инвестирования собственных средств. К тому же, по опыту таких соглашений, вначале готовится технико-экономическое обоснование проекта и лишь потом принимается окончательное инвестиционное решение.
А значит, российская компания пока ничего не теряет. Зато приобретает очень многое. Она может застолбить себе место на одном из самых перспективных рынков нефтепродуктов, заключить долгосрочные контракты на поставки энергоносителей, а также создать совместные предприятия по освоению российского шельфа и восточносибирских гринфилдов.