Top.Mail.Ru
Политика
Москва
1

Один против полутора тысяч. Как журналисты пытали президента Путина

Пресс-конференция президента России Владимира Путина состоялась. Перенос главного, ожидаемого и многообещающего для российских и зарубежных журналистов мероприятия не отразился на настроении представителей СМИ: все, кто был в этот день в Центре международной торговли, ждали этого момента – встречи с лидером России. И пусть процентов 95 из аккредитованных журналистов расстроились, что не смогли задать свои вопросы, для каждого из них пресс-конференция Владимира Путина – событие номер один в уходящем году. Взгляд изнутри и экспертные мнения извне – в фоторепортаже «ФедералПресс».

Журналисты из российских регионов и из других стран начали прибывать в Центр международной торговли уже около 8 утра: кто-то пешком от метро, кто-то воспользовался бесплатными шатлами, что облегчило их участь – искать по навигатору или спрашивать у прохожих, где находится заветное здание, им не пришлось.

Уже на входе на территорию Центра всех встречали сотрудники ФСО (к слову, всего таких контрольных пунктов было три: еще два – на входе в здание и на входе в зал): аккредитационные бейджи сканировали специальными устройствами, на экране которых моментально отражалась та же фотография, что и на бейдже. Это – подтверждение того, что человек на снимке – не посторонний, и именно он имеет полное право зайти в зал и попытаться в буквальном смысле докричаться до президента.

Некоторые журналисты уже в холлах развернули свои плакаты. Представитель ярославских СМИ Евгений Новиков, приехавший к президенту, чтобы донести до него проблему загрязнения Волги, был уверен, что его плакат заберут на входе в зал, но этого не произошло. Правда, это не помогло: несмотря на то, что Новиков всю пресс-конференцию держал свой аншлаг, очередь до него так и не дошла.

Лучшие места (конечно, в первых рядах) заняли те, кому раньше всех удалось просочиться в зал. Но так казалось в начале. Позже стало понятно, что лучшие места – это слева от пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова: примерно половина заданных вопросов были озвучены журналистами, сидевшими в крайнем, ближнем к Пескову секторе.

Несколько странной была реакция на появление Владимира Путина. Все его ждали с большим нетерпением. Но при входе президента в зале некоторое время стояла звенящая тишина, и только спустя секунды заработали затворы фотокамер.

Владимир Путин предложил отказаться от долгих вступлений и сразу перейти к вопросам. Его пресс-секретарь принялся модерировать. Как и положено, первый вопрос – от представителя кремлевского пула, а вот второй удалось задать журналисту курганского издания «Нивы Зауралья» Марине Севастьяновой (такая удача ей улыбается уже не в первый раз).

В какой-то момент Владимир Путин решил перетянуть инициативу на себя, обратив внимание на татарских журналистов. «Я тоже буду помогать, – обратился президент к своему пресс-секретарю. – Есть татары, куда без татар».

В ходе пресс-конференции журналисты задали вполне ожидаемые вопросы: об аресте экс-главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, об отношениях с США и Турцией, о санкциях, о «Роснефти», о налогах, о хакерах, о допинге и других самых обсуждаемых темах. «Точкой притяжения» для Дмитрия Пескова стали Крым и Урал, представители которых были активны и задали по несколько вопросов.

Несколько раз журналисты возвращались к теме президентских выборов, но на все вопросы Владимир Путин предпочитал либо отвечать уклончиво, либо вообще не отвечать и переводить разговор в шутку. Например, на вопрос о возможных досрочных выборах президента Путин ответил вопросом: «В какой стране?» Перейдя на серьезный тон, он сказал одно: «Это нецелесообразно».

О своем решении баллотироваться на новый срок президент тоже ничего не сказал: об этом он сообщит, когда придет время.

Ожидаемым был и вопрос об отношениях с Украиной. Владимиру Путину прямо сказали: «Если вы уйдете на пенсию, русских будут считать оккупантами на Украине». На лице Путина не дрогнул ни один мускул: «Главное, чтобы украинскую армию не считали оккупантами», – заметил он.

Таких провокационных вопросов сегодня было много. Отвечая на вопросы, даже самые неудобные, Владимир Путин либо отшучивался, либо с полной серьезностью озвучивал свою позицию или (в случае вопросов международной политики) позицию российского государства – и его слова звучали безапелляционно.

Говоря о реакции Владимира Путина на острые вопросы журналистов, касавшиеся неутешительного состояния российской экономики, эксперты отмечают здоровый прагматизм главы государства. По словам экономиста, ведущего аналитика компании «Аналитика Онлайн» Владимира Чернова, президент не стал искать новое «дно» нашей экономики. Вместо этого он констатировал  очевидное: падение замедлилось, однако оно все еще продолжается. «В данном выступлении ни одной шутки про экономическую ситуацию в стране не прозвучало, как годом ранее про «черно-белые полосы», – сказал Чернов. – Да и в принципе, ответы на экономические вопросы давались тяжело, это было заметно. Из чего мы делаем выводы, что роста экономики нам придется ждать еще долго».

Тем временем с галерки то и дело доносились крики операторов: «Плакаты!» Это означало, что особо ретивые журналисты слишком высоко задирали подготовленные аншлаги, мешая ведению видеосъемки. В какой-то момент это заметил и Дмитрий Песков. Он обратился к журналистам с просьбой держать плакаты чуть ниже, чтобы не мешать операторам. Ответная реакция не заставила себя ждать: на галерке раздались овации и одобрительные возгласы.

Примерно через два часа после начала пресс-конференции среди журналистов усилилось волнение: все понимали, что времени остается все меньше и меньше, следовательно, и меньше шансов задать свой вопрос. Каждый привлекал к себе внимание, как мог: кто-то детской игрушкой, кто-то воздушным шариком, кто-то плакатом с Путиным-суперменом, кто-то просто тянул руки и рвался всем телом вперед. Как показала практика, не всегда яркие плакаты и крики дают результат: право задать один из вопросов получила девушка, как ее назвал президент, «без ничего» – в руках у нее не было ничего, да и не кричала она с места. Главное – просто попасть в поле зрения президента.

По мнению экспертов, итоговая пресс-конференция Владимира Путина в отличие, например, от Послания Федеральному собранию, преследует не столько информационные, сколько PR-цели. Так, в ходе мероприятия было поднято множество локальных вопросов из регионов, которые, при прочих равных условиях не выносятся на федеральный уровень. Граждане получают возможность через журналистов «попасть на прием» к президенту, чтобы убедиться, что все ключевые вопросы из жизни страны он держит на карандаше. Для создания подобного впечатления используются нехитрые способы. «Большое количество цифр, которыми сыплет президент, оказывает серьезное успокаивающее влияние на аудиторию. Ничего не поняв, большая часть зрителей останется по итогам мероприятия с ощущением, что «у президента все под контролем», – считает политтехнолог Аббас Галлямов. – Это закон жанра. Глава государства должен излучать оптимизм. Его базовый электорат пессимизма от него не примет».

Директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков убежден, что Владимиру Путину удалось вселить в россиян оптимизм в момент, когда все ждут перемен. «Мы сейчас имеем реальную возможность роста, причем не популистского роста, а роста с точки зрения перестройки экономики, – отметил эксперт. – Вместе с этим, мы видим изменения и самого курса, с точки зрения выстраивания экономической политики, изменения политических процессов, стабильности экономического положения, независимо от любых перепадов и сложностей».

Один из журналистов попросил президента признаться в сделанных им за время управления Россией ошибках. Владимир Путин дал короткий, но убедительный ответ: «Без ошибок никто не живет и не работает. Я стараюсь делать выводы из всех своих ошибок, чтобы их не допускать в будущем».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.