В Нижегородской области обсуждают возможность предоставления льгот на проезд в общественном транспорте для учащихся частных учебных заведений. Изначально инициатива коснулась студентов частных колледжей, но в этом депутаты и чиновники увидели несправедливость по отношению к учащимся негосударственных вузов и общеобразовательных школ. В правительстве региона предлагают воздержаться от введения льгот только для студентов частных ссузов не только по этой причине: из-за соглашения о дотациях появление новых мер соцподдержки невозможно без согласования с федеральным минфином. Подробнее – в материале РИА «ФедералПресс».
Возможность предоставления льготного проезда для учащихся частных образовательных учреждений обсуждали в среду на заседании комитета законодательного собрания Нижегородской области по экономике и промышленности. По действующему закону правом льготного проезда на общественном транспорте пользуются студенты государственных вузов и профессиональных образовательных учреждений (техникумов, колледжей, профессиональные училища и др.). Им предоставляется льготный проезд на городском транспорте за исключением такси и «маршруток», авто- и железнодорожном транспорте пригородного сообщения, 50 %-ная скидка на проезд на канатной дороге. При этом эти льготы не распространяются на студентов, которые учатся в негосударственных средних и высших учебных заведениях, но получают документы государственного образца, при этом в государственных учебных заведениях тоже есть студенты, обучающиеся на платной основе. По словам председателя комитета Олега Лавричева, такое выделение кажется не совсем логичным для тех, кто этих льгот не имеет, в то время как обеспечение условий для реализации конституционного права – получения образования является обязанностью государства.
Изначально вопрос о предоставлении льготного проезда стоял в отношении только студентов частных профессиональных учреждений, однако, как отметил министр образования Нижегородской области Сергей Наумов, такая формулировка исключает учащихся как имеющих лицензию негосударственных вузов, так и других категорий образовательных учреждений: так, в регионе работают 18 религиозных и частных общеобразовательных школ. Министр уточнил, что в регионе три частных профессиональных учреждения: Нижегородский гуманитарно-технический колледж, Нижегородский экономико-технологический колледж (г. Арзамас) и Нижегородский бизнес-колледж, в них учится 1601 человек, в том числе 715 «на бюджете», и в этой ситуации давать льготы только этой категории учащихся нет смысла. При этом в государственных профессиональных учреждениях, по словам Наумова, «достаточно мест, чтобы проглотить эту составляющую». «Их (ссуза – прим. ред.) осталось три, а было 24. Они спокойно сами по себе приказывают долго жить», – сказал он. Министр добавил, что всего в образовательных организациях учатся 49218 человек, которые пользуются льготой на проезд, из них на бюджетной основе – 30338 человек. Численность обучающихся в частных вузах сегодня составляет 5589 человек, в том числе 781 «бюджетник».
Лавричев согласился с тем, что если и давать льготу на проезд, то всем. В то же время на заседании комитета прозвучали и другие мнения. Генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Валерий Цыбанев назвал инициативу спорной: с одной стороны, дети ездят учиться, с другой, льготы на проезд – это один из стимулов для поступления на бюджетные места в государственные образовательные учреждения. Лавричев в свою очередь подчеркнул, что один из аргументов при выборе места учебы – специальности, которые дают образовательные учреждения, и территории, где они находятся. К примеру, в экономико-технологическом колледже в Арзамасе есть специальности, которые даются только там.
Заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Николай Мамонов проинформировал депутатов, что в настоящий момент на школьников и студентов распределяются субсидии на общую сумму более 440 млн рублей. В сельской местности школьников возят бесплатно, студенты и школьники в городе получают скидки. По приблизительным оценкам министерства, дополнительные затраты из областного бюджета на льготы составят от 50 млн до 70 млн рублей.
Исходя из бюджетных условий в правительстве Нижегородской области предлагают воздержаться от внесения предложенных изменений. «У нас бюджет профицитный не от хорошей жизни: такие условия поставлены министерством финансов РФ. Буквально недавно пришло письмо, что в ближайшее время мы будем заключать с ними соглашение о получении дотации, и условий получения этой дотации на целую страницу, в том числе одно из условий – не принимать дополнительных мер социальной поддержки населения – только по согласованию с минфином», – пояснила заместитель министра финансов Нижегородской области Наталья Исакова. Она усомнилась, что федеральный минфин, получив разработанный нижегородский законопроект, эту меру соцподдержки одобрит.
Несмотря на это члены комитета поручили своему аппарату совместно с областным правительством проработать возможность внесения изменений в закон о социальной поддержке при формировании областного бюджета на следующий год.