Top.Mail.Ru
Общество
Москва
8

«Страна на грани ментальной катастрофы»

Ученые оценили влияние истории на настоящее и будущее России

Россияне оправдывают сталинские репрессии, сопротивляются государству и постоянно вынуждены жить в конфликте с исторической памятью. К такому выводу пришли ученые Вольного исторического общества по результатам исследования, проведенного по заказу Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина. О том, «какое прошлое нужно будущему России», - в материале «ФедералПресс».

Ученые Вольного исторического общества, изучая динамику развития страны в XX и начале XXI веков, пришли к выводу, что «язык истории компенсирует отсутствие адекватного языка политики». Зачастую история «становится преимущественным языком настоящего», «выполняет функцию и философии, и политического иносказания».

Историческая память в жизни современной России играет серьезную роль. По мнению ученых, в политике и в сознании россиян происходит реабилитация идеологии. «Образы выдающегося прошлого вытесняют остальное, включая образы будущего. Страна становится идеологической, а ее идеология – исторической. Произошёл резкий разворот от модернизации к традиционализму, от прогрессизма к консерватизму с охранительным и даже реакционным уклоном. При этом идеология эксплуатирует не собственно историю, а её мифологизированные конъюнктурные версии», - отмечается в докладе.

Исследователи в исторической памяти народа до сих пор СССР представляет собой образ мирового лидера, главной движущей силы в мировой истории. Ведь, вопреки многим убеждениям, как отметил Александр Рубцов, советский тоталитаризм был историей борьбы народа за свободу.

Ученые констатируют, что даже репрессии уже не воспринимаются населением страны как зло. Один из авторов доклада, журналист Андрей Колесников замечает, что число людей, считающих репрессии политически оправданными, растет. «То есть фактор того, что репрессии – это плохо, сломан», - резюмировал исследователь.

Плохо это или хорошо? Ответ на этот вопрос авторы доклада также попытались найти. По их мнению, размывание общественного консенсуса по поводу репрессий «порождает неопределенное отношение» к ним со стороны молодого поколения». «Страна на грани ментальной катастрофы. Разрушается иммунная система нации, способная защитить от отравления трупным ядом сталинизма», - констатируют авторы.

Не менее сложным периодом отечественной истории, который влияет на сегодняшний день, - это «идеологема «лихих девяностых». По мнению ученых, отношение к 90-м – это «род исторического забвения, технология отказа от рефлексии и способности нации задавать самой себе вопросы».

Россия, по-прежнему, остается под влиянием «византийкости». Как отмечено в докладе, «византийство – лишь удачная метафора, изысканно преображающая обычные для любого абсолютистского режима деспотизм, придворные интриги, презрение к закону и мздоимство вельмож, бесправие населения, подчиненного служилому сословию». Как и 100 лет назад, в нашей стране присутствуют и даже растут «имперские амбиции». Однако, как считают авторы доклада, «если современная Россия намерена строить себя как федеративное государство, региональный аспект национальной истории не должен подавляться старым имперским подходом, где история страны, по сути, есть история ее столицы». «Имперская идентичность мыслит себя в кольце врагов, в то время как современный мир требует, скорее, навыков торговой кооперации, умения договариваться с другими», - считают исследователи.

Чтобы построить красивое будущее, России нужно «честное, свободное и ответственное отношение к прошлому». Экономика страны не должна быть направлена на милитаризацию, так как в итоге она утратит «возможность воспроизводить и сам военный потенциал».

Важно также отказаться от «избыточного внимания к роли правителей и полководцев, государственных деятелей и пр.». «Культ личности в идеологии и в собственно историческом знании взаимосвязаны, - отмечается в докладе. – Деполитизации истории – преодоление ее трактовки как истории власти. История повседневности, медленных ритмов и длинных волн изменения обыденных практик и структур сознания даёт существенно иную концепцию и картину процесса».

Ученые Вольного исторического общества считают, что в современной России нарастает «давление государства на понимание истории». В конечном счете, оно «грозит стать беспрецедентным». «Власть стремится воздействовать не только на историческую память, но и на собственно историческое знание, - констатируют авторы доклада. – Необходима эмансипация языка политики от исторического иносказания: все, что люди имеют сказать в политике, должно быть сказано прямо и без «исторических» метафор. «Исторический канон» означает претензию на госидеологию».

Как негативный фактор, влияющий на будущее страны, ученые назвали сакрализацию власти, что наряду с некритичным принятием «приукрашенной истории становится прообразом столь же некритичного отношения к любым действиям власти в настоящем». «У нас все сакрально. Вот эти чудовища – они тоже сакральны, их нельзя трогать, потому что это – власть», - отметил Александр Рубцов.

Авторы доклада резюмировали, что программа изменения исторической политики в стране заключается в том числе «в отказе от мифологического сознания и пропаганды, замешанной на истории». Прежде всего, необходимо «расширение ареала контрпамяти», что «могло бы положительным образом повлиять на самосознание нации, на возвращение критического, а значит, морального взгляда на историю собственной страны». России необходима «история свободы», ее гуманизация и «очеловечивание». Настала пора «третьей волны десталинизации»: это означает, что «образ жестокого правителя, символизирующего всепроникающее, но защищающее от внутренних и внешних «врагов» государство, - одна из идеологических основ российской государственности сегодняшнего типа».

Власть, полагают исследователи, должна и сама объективно понимать историю и быть заинтересованной в том, чтобы «историю не подкладывали под идеологию, ради того, чтобы удобнее было управлять большими массами людей». Власть должна отказаться от монополии государства. «Искусственно культивируемая амнезия, мифологизация исторического сознания, унификация и упрощение взгляда на историю, превращение ее в прямом и переносном смыслах в единый учебник – понятные технологии политических манипуляций и апробированные практики государственного управления. Но это свидетельство не силы, а слабости государства, строящего фундамент своей легитимности исключительно из «кирпичей» прошлого», - констатируют ученые.

При этом они уверены, что никакого развала страны в данном случае не произойдет – власти самой ничто угрожать не будет. Нужно просто объективно оценивать прошлое и на основе исторического опыта проектировать будущее.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.