Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

«Бизнес-успех» в лицах: финалисты премии встретились в Москве

Более 800 представителей малого и среднего предпринимательства со всей страны прибыли в Москву, где состоялся Всероссийский форум «Территория бизнеса – территория жизни» и финал Национальной премии «Бизнес-успех». С момента последней встречи прошел год, и настало время вновь назвать имена тех, чьи истории успеха лягут в основу кейсов для начинающих бизнесменов. За ходом проведения предпринимательского «Оскара» следил корреспондент «ФедералПресс».

В этом году форум, организованный при участии Общественной палаты РФ, «Опоры России» и Агентства стратегических инициатив проводится уже в шестой раз. За это время в нем приняли участие более 47 тысяч предпринимателей и 3 350 представителей муниципальной власти. На площадках форума участники заводят полезные знакомства, делятся собственными «ноу-хау», а также поднимают самые злободневные бизнес-вопросы и обсуждают их с экспертами. Короткий обмен визитками нередко становится началом длительного сотрудничества уже после форума.

В рамках мероприятия ежегодно проводится премия «Бизнес-успех», которую принято считать «Оскаром» для предпринимателей. Лучшие проекты получают ценные призы, а также денежные сертификаты на развитие своего дела. В отдельной номинации соревнуются лучшие муниципальные практики поддержки предпринимательства. «Мэр – тот человек, который должен помогать развиваться бизнесу на самом раннем этапе. Роль муниципальных властей в данном случае очень велика, – рассказал президент «Опоры России» Александр Калинин. – Наша премия – повод найти лучшие примеры того, как можно хорошо взаимодействовать с малым бизнесом. Мы получили 217 успешных практик за истекшие шесть лет и каждый год муниципалитеты включаются все активнее. Думаю, что участие каждого города будет полезным для страны и для них самих».

«Адвокаты» малой родины

Будущее малых городов стало центральной темой дискуссии «Российская провинция: смена стереотипов. Как сделать из малого города центр притяжения граждан». Более 70 процентов городов страны имеют население до 50 тысяч человек. Вопреки предвзятому отношению большинства людей, они таят в себе большой потенциал развития – нужно только понять, в чем кроется «изюминка». По мнению эксперта в брендинге городов, руководителя City Branding Василия Дубейковского, провинция все больше привлекает людей – причем если раньше переезд «в глубинку» воспринимался как чудачество или вызов, то сегодня это чаще всего взвешенное и оправданное решение. Стереотипы о малых городах возникают из-за того, что города-милионники ( которых в стране насчитывается 15, включая Москву) оттягивают на себя весь информационный поток, а также ресурсы и кадры. «27 млн человек живет в малых и средних городах – это столько же, сколько живет в этих 15 милионниках. Это гигантская сила, но из-за того, что [сложился стереотип] «мы маленькие – они большие», нет понимания, что на самом деле «мы сильные», – считает эксперт.

В рамках мастер-класса Дубейковский поделился своими идеями о том, как превратить маленький городок в центр притяжения для жителей и туристов. В пример он привел «столицу малых городов» Урюпинск в Волгоградской области, консолидированный бюджет которого не превышает 600 млн рублей, что сопоставимо с бюджетом московского ВДНХ. Живущие там казаки уже пятый год срывают планы известной горно-металлургической компании по добыче никеля в городских окрестностях. «Это пример того, что можно, как минимум отодвигать наступление экологической катастрофы для города. Можно работать с негативными последствиями, верить в свои силы и делать это общегородской историей», – отмечает специалист по брендингу малых городов. Драйвером роста малых городов также может стать организация территориальных общественных самоуправлений (ТОСов) – например, жители нескольких дворов могут объединиться в юридическое лицо и сами заниматься вопросами благоустройства. Также необходимо подключать к решению общегородских проблем пожилых людей. Это, по словам Дубейковского, способствует «конвертации пенсионеров из пассивных и злых в активных и счастливых». При правильном подходе к развитию, жители малых городов, сами того не замечая, становятся их «адвокатами» – даже покидая родину, они до последнего готовы отстаивать плюсы жизни в провинции.

«Сталину и не снилось»

«Классические» проблемы малого и среднего бизнеса – спорная фискальная политика, перевод недвижимости в нежилой фонд, получения статуса приоритетного инвестиционного проекта – обсуждались в рамках площадки «Бизнес-климат на местах. Вопросы регулирования». Участники пришли к выводу, что в большинстве случаев проблемы малому бизнесу чинит руководство муниципалитета. « Почему бы не сделать так, чтобы личный доход законодательной и исполнительной власти напрямую зависел от прожиточного минимума в регионе? Пять лет уйдет на то, чтобы качественно изменились административные ресурсы, а через пять лет даже Сталину не снилось, как легко и быстро мы все будем подниматься», – предположил участник форума из Москвы. Его предложение было поддержано аплодисментами. В свою очередь модератор дискуссии, секретарь Общественной палаты Александр Бречалов отметил, что «понимает эмоцию» зала, однако призвал всесторонне подойти к ситуации. «Давайте мы вас поставим главой региона, – обратился он к гостям бизнес-форума. – Только прежде, чем вы скажете: «О'кей, супер!», на вас будет вся «социалка» – пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, потопы пожары и так далее. Да, есть, наверное чиновники, которые портят общий фон и создают [негативный] имидж. Но в большинстве случае это тяжелейшая работа – круглосуточно, без отпусков. […]Не нужно все приводить к таким линейным вещам!»

Внутренние ресурсы

В рамках встречи «Инструменты развития территорий» сомодератор Александра Бречалова, вице-губернатор Севастополя Вячеслав Гладков рассказал об опыте города Заречный Пензенской области в части реализации общественных инициатив. Неравнодушные горожане учредили совместный проект, который помогает тяжелобольным детям. На протяжении трех лет в Заречном проходят благотворительные спектакли. В этом году музыкальная сказка «Летучий корабль» позволила собрать для нуждающихся 1 315 612 рублей.

«Все наши действия преследуют единственную цель – повысить активность жителей для того, чтобы через взаимодействие и внедрение элементов экономики совместной деятельности мы получили в отсутствии [внешних] ресурсов (на которое может пожаловаться глава каждого муниципалитета), мы нашли эти ресурсы внутри, у себя в городе», – пояснил Гладков.

Один за всех

Прямой диалог бизнесменов с властью состоялся на площадке «Общественной приемной для предпринимателей». Советник президента РФ по интернет-экономике, глава Института развития интернета Герман Клименко рассказал участникам форума об основных тенденциях на рынке электронной коммерции. По его мнению, руководитель компании должен не только уметь управлять людьми, но и обладь неким обязательным набором знаний. «Интернет требует, чтобы о нем знали. Цена ошибки – конец фирмы. […] Дело даже не в ошибках – если у руководителя предприятия нет хотя бы какой-то компетенции, то стоимость владения интернет-активом становится запредельно высокой», – отмечает он. По словам Клименко, современный предприниматель обязан обладать как минимум базовым набором знаний в этой области. Отношения предпринимателей и представителей IT-сферы сегодня строятся по принципу: если вы не знаете, то что я вам буду рассказывать, а если знаете – то о чем нам с вами разговаривать. «Никто не знает ваш бизнес, кроме вас. Иллюзия, что вы придете в некую контору и скажете: «а сделайте нам». Все, что они смогут для вас сделать – взять уже существующий кейс и повторить его. Но беда в том, что повторить его не возможно, потому что то, что сработало в случае с бизнесом «А», совершенно не обязательно эффективно для вас. Поэтому, к сожалению или к счастью, в каждом конкретном случае нужно взять учебник и потратить некое количество времени», – заявил Герман Клименко.

Путь к успеху

Безусловно, ответственным событием для финалистов премии «Бизнес-успех» стала защита проектов, которая проходила параллельно с секциями форума. Евгений Путилин из города Орел претендует на премию в номинации «Лучший экспортный проект». Его компания «Пумос» является одним из ведущих производителей светодиодной техники в России уже 19 лет. Компания Евгения производит уличные, промышленные и офисные светильники, а также поставляет приборы освещения для аграрной и животноводческой отрасли. Продукцию компании уже закупают наши партнеры из Белоруссии и Казахстана, а также Марокко, Индии и даже Чили. «Мы хотим, чтобы наш российский свет попал в каждый уголок нашей планеты, освещая Кремль и Капитолий, крупные мегаполисы по всему миру, а также отдаленные поселения. Потому что каждый из нас, независимо от географии и национальности, имеет право на умный и энергосберегающий свет. Спасибо за внимание, желаю всем добра и света!» – такой фразой номинант завершил свое выступление, вызвав тем самым улыбку даже у самых строгих членов жюри.

Успешным примером стартапа можно назвать историю 25-летнего Алексея Грачева из Тулы, который борется за победу в номинации «Лучший молодежный проект». Бывший менеджер по контрактному производству Unilever с детства любил молочный шоколад, и не мог упустить случай насладиться им в обеденный перерыв. Изучив устройство производственных цехов, он уволился из компании и в середине 2015 года открыл собственную фабрику Alkion, которая сегодня производит 2 тонны шоколада ручной работы в месяц. «В этом году я планирую реализовать свою главную идею – установить линию «from bean to bar», которая позволит мне производить шоколад полностью из какао-бобов. То есть локализовать цепочку производства шоколада в Туле», – поделился Алексей.

В этом году в оргкомитет премии «Бизнес-успех» поступило 1015 заявок на участие со всей страны. Победителями в окружных этапах стал 61 предприниматель. В финал премии вышли 22 бизнесмена из разных регионов: Ленинградской, Челябинской, Омской, Волгоградской, Саратовской, Тульской, Калужской области, Республики Коми и Москвы. «Мы снова будем «штурмовать телевизионные каналы на предмет трансляции успешных бизнес-проектов, историй успеха наших предпринимателей. Мы считаем, что парадигма, что лучше идти в «Газпром», «Роснефть» или в чиновники, нежели в предпринимательство, еще не сломлена. И наша основная задача на ближайшее время – эту парадигму сломать», – заявил Александр Бречалов.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.