Крупнейший инфраструктурный проект будет реализован на российском Севере к 2025 году. Северный широтный ход стимулирует развитие нефтегазового комплекса Ямала и расширит логистические возможности региона. Правда, реализовывать его придется в беспрецедентно сложных условиях – при нехватке финансирования и в суровом климате. Если все пройдет успешно, специалисты обещают: на проекте Северного широтного хода они не остановятся. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации прошел под руководством Вячеслава Штырова. Основной темой заседания стала реализация транспортного проекта «Северный широтный ход». Это крупнейший инфраструктурный проект, который должен быть реализован всего за 7-8 лет.
Заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов сообщил участникам заседания Совета, что проект «Северный широтный ход» включен в федеральную транспортную стратегию и в программу развития железнодорожного транспорта. По словам Цыденова, «проект является стратегическим и важным по многим параметрам». «Он дает выход к новой грузовой базе нефтеналивным грузам Ямала, дает другую развязку Трансибу и другим ходам», – отметил чиновник.
В частности, в настоящее время идет проработка проекта по строительству ветки Бованенково – Сабетта.
Вице-губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов, в свою очередь, заметил, что строительство Северного широтного хода, помимо очевидных плюсов в создании удобной логистики, имеет и другие положительные черты. Во-первых, это создание новых рабочих мест. Во-вторых, вовлечение в строительство ветки и других уральских регионов. Проект важен, считает Артюхов, как для Ямала, так и для Арктической зоны и для страны в целом.
По мнению замминистра Алексея Цыденова, затягивать с реализацией Северного широтного хода нельзя. В настоящее время отрабатываются детали: решено, что проект будет осуществляться на концессионной основе. В нем примут участие несколько крупных компаний, и сейчас необходимо решить, какой будет схема взаимодействия между собой участников концессии.
Основным концессионером станут Российские железные дороги, вернее, специально созданная под этот проект компания. Такое решение принято в связи с тем, что Северный широтный ход – это 800 км железных дорог со всей необходимой инфраструктурой, стоимость проекта оценивается в 236 млрд рублей – таким проектом должна заниматься обособленная структура.
Строительство будет производиться в большей степени за счет привлеченных средств. Бюджетные деньги будут направлены только на оплату работ (на условиях софинансирования) по строительству моста через Обь. В РЖД утверждают, что для компании предложенная модель идеальна: затраты окупятся в течение нескольких лет, так как потребность в железнодорожных грузоперевозках на этой территории у нефтегазодобытчиков очень высока.
Как уточнил вице-губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов, региональный бюджет уже вложил средства в строительство Северного широтного хода: в частности, построен надымский мост, частично субъект берет на себя финансирование строительства моста через Обь. Будет ли Ямал участвовать в концессии, пока не решено. По словам, Артюхова, этот вопрос обсуждается.
Участие «Газпрома» в проекте будет не таким существенным, как РЖД. На долю этой компании приходится только 5–6 % – это одна железнодорожная ветка, принадлежащая Газпрому.
У одного из основных участников проекта – Российских железных дорог – уже сделаны все расчеты: к 2025 году загрузка компании будет полностью обеспечена. По оценкам специалистов, суммарная доля Северного широтного хода оценивается в 24 млн тонн грузов. И в перспективе она не уменьшатся, так как на Севере округа будут разрабатываться крупнейшие месторождения углеводородов.
Российские железные дороги предусматривают в рамках проекта строительство новых и реконструкцию существующих путей. Первая часть – развитие подхода к станции Обская (будут построены разъезды, вторые пути, выполнена реконструкция ряда станций). Вторая – развитие станции Пангоды и участка от Пангоды до Нового Уренгоя и Карачаево (здесь предполагается создание дополнительной инфраструктуры. Третья часть – строительство участка Газпрома – Надым – Пангода. И четвертая – участок дороги от Салехарда до Надыма. «Таким образом, реализация проекта позволит решить ряд принципиальных проблем. Мы меняем транспортную топологию этого региона. Тупиковый с транспортной точки зрения регион превращается в транзитный, что позволяет создавать новые транспортные коридоры (обеспечить связь с Китаем, Монголией и т.д.) и использовать портовые мощности», – отметил генеральный директор Института экономики и развития транспорта Федор Пехтерев.
Эксперты также полагают, что создание Северного широтного хода позволит создать транспортные коридоры и придать новый импульс развитию существующих портов – Архангельска и Мурманска, новые портовые мощности будут созданы на Ямале, а порт Сабетта станет универсальным портом. Таким образом, транспортная обеспеченность Ямало-Ненецкого АО будет полностью решена.
Подводя итог обсуждению, глава Совета по делам Арктики и Антарктики Вячеслав Штыров заметил, что проект Северного широтного пути должен рассматриваться «в совокупности с транспортной системой РФ». «Строительство уже сказывается на Свердловской железной дороге, разгружая ее, – отметил Штыров. – Мы должны посмотреть на нее с точки зрения самой Арктики и Ямала, строительства дороги Бованенково на Сабетту. Надо срочно задействовать другие порты на Западе, прежде всего, Мурманск и Архангельск, дорога должна быть связана с Белкомуром, чтобы дорога уходила на Мурманск. Все должно быть взаимосвязано».
Штыров также добавил, что уже сейчас нужно смотреть еще дальше: какое развитие может получить Северный широтный ход в будущем. «Нужно проработать увязку грузопотоков дальше. Если построим Северный широтный ход, дальше мы должны будем лоббировать его продолжение до Якутска, Магадана и Петропавловска-Камчатского», – резюмировал глава Арктического совета.
Напомним, проект «Северный широтный ход» соединит Северную и Свердловскую железные дороги по маршруту Обская-Салехард-Надым-Коротчаево, свяжет западную и восточную части округа, а также обеспечит транспортную доступность на Ямале и подходы к порту Сабетта. Реализация проекта «Северный широтных ход» и развитие порта Сабетта позволит создать в России крупнейший мировой логистический центр и открыть Северный морской путь, что позволит выйти на промышленные рынки Урала и Сибири.
Напомним, что сама концепция строительства Северного широтного хода появилась еще в 2005 году, и ее реализация планировалась в рамках проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». С тех пор, к нему периодически возвращались, его отдельные элементы в 2008 году были вписаны в стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. Однако крупный инфраструктурный проект оказался слишком затратным и вскоре встал вопрос о поиске внебюджетного финансирования. Министр транспорта Максим Соколов, во время визита в Тюмень в начале января также отметил, что проект испытывал проблемы с поиском финансов, но сейчас найдены механизмы для реализации Северного Широтного хода.