Top.Mail.Ru
Экономика
Челябинская область
0

«Без миллиарда не поедем!» Мэрия Челябинска задолжала МУПам за льготников

Финансовые вливания и смена руководства уже не спасут отрасль, уверен эксперт

Ухудшающееся с каждым годом финансовое положение челябинского городского транспорта ставит местные власти перед необходимостью радикального пересмотра существующей системы льгот уже в самое ближайшее время. Все последние годы предприятия недополучали компенсации из бюджета за выпадающие расходы и провоз льготников. Депутат гордумы от КПРФ Константин Нациевский приводит данные о том, что накопленный с 2011 года долг муниципалитета только перед трамвайным МУПом составляет 1 млрд рублей. Повышение стоимости проезда и сокращение льгот может спровоцировать социального недовольства. Между тем, альтернатива подобному сценарию может быть только одна - аудит и наведение финансового порядка в системе транспортных МУПов. Подробности – в материале информационного агентства «ФедералПресс».

Гортранс на грани банкротства

Кризис в челябинском городском транспорте длится уже несколько лет. Усилия местных властей переломить ситуацию не дают нужного результата и транспортные МУПы выживать в сложных ситуациях. Так, МУП «Челябинский автобусный транспорт» находится в предбанкротном состоянии из-за долгов перед налоговой инспекцией в 332,5 млн рублей. Ранее подобная ситуация сложилась и в «Челябинском электротранспорте», который не перечислил в Пенсионный фонд 500 млн рублей. Однако, арбитраж отказал в рассмотрении иска.

Согласно имеющимся в распоряжении редакции «ФедералПресс» отчетным документам, за 5 лет произошло снижение в автобусах пассажиропотока с 36,9 млн человек в 2011 году до 23,7 млн человек в 2016. Более того, резко уменьшилось количество машин на маршрутах. Если в январе 2011 года в рейс выходило 262 автобуса, то в январе 2016 года – 135, а в конце года – только 70. Согласно планам предприятия на 2017 год, на линии будет работать 90 автобусов.

За прошлый год доходы автобусного предприятия составили 569,2 млн рублей, в то время как расходы – 807, 1 млн рублей, а убыток – 237,9 млн рублей. Примечательно, что только 90 млн рублей было потрачено на оплату штрафов, пеней, неустоек и госпошлин. Под предлогом сокращения расходов за год было уволено 438 сотрудников, включая 147 водителей и 170 кондукторов. Только за декабрь 2016 и январь 2017 года убыток составил 24 млн рублей.

Финансовые проблемы МУПов ставят городские власти перед необходимостью пересмотра существующей системы льгот. Так, в прошлом году проезд в гортрансе подорожал до 20 рублей, а в конце года права на бесплатный проезд лишись пенсионеры. Теперь одна поездка для них составляет 10 рублей. За полцены при предъявлении социальной карты на протяжении четырех лет ездят и школьники с 1 по 11 класс. Проездной федеральным и региональным льготникам обходится в 220 рублей. Как уточнила пресс-секретарь городского Управления транспорта Валентина Богомазова, бесплатное право на проезд сохранилось только за малообеспеченными школьниками и студентами.

Между тем, одной из составляющих финансовых проблем у гортранса служит и задолженность бюджетов разных уровней по компенсации выпадающих расходов за провоз льготников. Как сообщил в разговоре с журналистом «ФедералПресс» депутат гордумы от КПРФ Константин Нациевкий, ежегодно МУПы недополучали из бюджетов по несколько сотен миллионов рублей. По его информации, задолженность только перед «Челябинским городским электротранспортом» составляет около 1 млрд рублей. Он уже затребовал у мэра Евгения Тефтелева результаты проверки Контрольно-ревизионного управления.



«Челябинск должен огромную сумму транспортным предприятиям начиная с 2011 года. Себестоимость проезда выше установленного тарифа, кроме того отсутствует компенсации по регулируемому тарифу. Себестоимость проезда условно 25 рублей, действующий тариф 20 рублей. Компенсации по регулируемому тарифу обязан возмещать муниципалитет, а он этого не делает. Второй источник образования задолженности – это отсутствие возмещения выпадающих доходов за проезд региональных льготников. Челябинской городской думы было предоставлено право льготного проезда региональным категориям граждан, порядок возмещения при этом отсутствует. Убыток при этом составляет сотни миллионов, – уточнил коммунист, добавив, что это долги еще прошлой администрации. – В 2015-2016 годах городская дума частично выделяла суммы на покрытие долга, но в полном объеме мы закрыть не можем».

Константин Нациевский считает, что говоря сейчас о бедственном положении предприятий, необходимо разобраться почему это произошло и почему колоссальная сумма задолженности была накоплена: «Нужно провести проверку по действиям тех людей, которые должны были выполнять свои обязанности как муниципальные служащие».

Директор ООО «КЭМП» эксперт транспортной отрасли Яков Гуревич считает, что причина кризисного положения в гортрансе напрямую связана с управленческими кадрами, а уж затем с недополучением компенсаций. «Транспортные чиновники всегда любили заявлять, что им не компенсируют издержки. Однако, компенсации перечислялись и если есть задолженности, то они не такие большие, как озвучивает Константин Нациевский. Вопрос №1 всегда был к тем, кто управляет городским транспортом. Для того, чтобы исправить ситуацию необходимо в первую очередь разработать общую стратегию, которой в городе до сих пор нет. Предложение Евгения Тефтелева пускать на муниципальные маршруты частников – это вынужденная мера, которая в конец убьет городские автобусы», – говорит собеседник «ФедералПресс».



В свою очередь, Валентина Богомазова подтвердила, что транспортные предприятия недопучали компенсации. «Проверка Контрольно-ревизионного управления еще не завершена. По ее итогам будет озвучена точная сумма задолженности.

Напомним, что буквально протяжении всего прошлого года парламентарии высказывали претензии к работе транспортных чиновников и требовали их отставки. После серии скандалов с поста начальника Управления транспорта в августе ушел Олег Козлов. Однако, получив статусный пост замминистра транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, через пару месяцев был отправлен в отставку. Его место занял Роман Болотов из Златоуста, руководивший трамвайным МУПом. Пока, публичных замечаний к его работе не возникало.

Социальные последствия

В общем и целом, складывающаяся ситуация с секвестрованием льгот из-за финансовых проблем транспортных МУПов может иметь и социальные последствия, тем более, что в Челябинске уже были подобного рода прецеденты. Весной 2008 года протестная акция пенсионеров против монетизации льгот на проезд в транспорте стала одной из крупнейших за всю историю южноуральской столицы. Тогда возмущенные граждане заблокировали вход в Законодательное собрание и перекрыли движение по проспекту Ленина на площади Революции.

По мнению Константина Нациевского, всплеск социального недовольства может постигнуть не только Челябинск, но и любой другой муниципалитет в ситуации, когда власти, повышая тарифы на проезд и сокращая льготы, перекладывают финансовые проблемы гортранса на плечи населения. «Когда принималось решение по отмене бесплатного проезда для пенсионеров, было заявлено, что таким образом бюджет сэкономит около 200 млн рублей», – возмущается депутат.

Фото из открытых источников

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.