Top.Mail.Ru
Общество
Нижегородская область
0

Правое ухо на экране и ожидание свежей крови. Нижегородские власти урежут расходы на СМИ

Нижегородское правительство запускает оптимизацию печатных СМИ, в которых выступает учредителем, в целях сокращения расходов областного бюджета. С 2018 года областные власти хотят сэкономить около 30 млн рублей благодаря созданию единого холдинга, который объединит административно-хозяйственные функции газет и регионального информационного агентства «Время Н», а в следующем – рассмотреть вопрос о сохранении или изменении формата изданий. Часть депутатов законодательного собрания посчитала эти меры недостаточными и предложила правительству подумать над акционированием областной телерадиокомпании «ННТВ», которое также имеет свои нюансы. Подробнее – в материале РИА «ФедералПресс».

Правительство Нижегородской области в четверг представило членам комитета областного законодательного собрания по бюджету и налогам свое видение оптимизации средств массовой информации, получающих государственную поддержку за счет средств областного бюджета. Планы по оптимизации их финансирования заместитель губернатора Роман Антонов обязался предоставить, когда этот вопрос поднимался в процессе обсуждения областного бюджета на 2017 год.

Правительство региона является учредителем и соучредителем 89 СМИ: 60 газет (в том числе 51 районная), 12 телеканалов и телепрограмм, восьми радиоканалов и радиопрограмм, одного информационного агентства и сетевого издания. Доля государственных СМИ в общем объеме нижегородского рынка составляет 17,7 %, без районных СМИ – 2,5 %. Как доложил депутатам министр информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области Сергей Кучин, с 2012 года объем финансирования СМИ сократился почти на 70 млн рублей, за это время семь СМИ были ликвидированы или правительство региона вышло из состава их учредителей. Общий объем финансирования СМИ, в которых органы исполнительной власти являются учредителями, на 2017 год запланирован в сумме 234 млн рублей.

Распоряжение о запуске процедуры оптимизации расходов на СМИ было подписано во вторник, ее в этом году областные власти собираются начать с печатных изданий. С 15 февраля должность директора издательского дома «Нижегородская правда» покинула Татьяна Метелкина, и это стало первым решением в рамках этой процедуры. Кучин рассказал, что правительство собирается создать единое государственное учреждение, холдинг, который объединит управленческие, кадровые, хозяйственные и юридические функции СМИ, и с 2018 года сэкономить на этом 29,6 млн рублей. Сами же газеты и их творческие коллективы в 2017 году сохранят, хотя бы из-за обязательств перед подписчиками, они станут структурными подразделениями холдинга, как и информационное агентство «Время Н», подчеркнул министр. На следующем этапе оптимизации, выполнение которого придется на следующий год, будет рассмотрен вопрос о сохранении или изменении формата существующих газет; от некоторых из них правительству, возможно, придется отказаться или они станут вкладками к другим изданиям.

Парламентариев интересовали вопросы целесообразности расходов на публикации в сторонних, коммерческих, СМИ и софинансирования трансляций спортивных матчей при наличии коммерческой рекламы («Если головным спонсором является правительство области, тогда какая-то реклама правительства области должна крутиться»). Они также попросили предоставить информацию о всех «скрытых» расходах на СМИ, разбросанных по министерствам и государственным учреждениям Нижегородской области. Представители парламентской оппозиции пожаловались на неравенство в доступе партий к СМИ: по их словам, телевидение отказывает им в предоставлении эфирного времени в межвыборный период даже на платной основе. «Какие-то отчеты присылают в облизбирком по ННТВ (нижегородская государственная телерадиокомпания, вещает на всей территории региона – прим. ред.), которая единственная должна по этому закону равный доступ обеспечивать. Может быть, правое ухо мое попадает в экран периодически, но больше ничего», – посетовал заместитель председателя заксобрания руководитель фракции КПРФ Владислав Егоров.

Другой вице-спикер парламента Олег Сорокин, чья супруга Элада Нагорная руководит холдингом «СТН-Медиа», назвал озвученные меры недостаточными. По его мнению, частные СМИ более-менее прибыльны, а дотации из бюджета означают прямой убыток, например, в случае ННТВ это порядка 100 млн рублей. Сорокин предложил правительству при подготовке бюджета на 2018 год учитывать сохранение одной газеты, учредителем которой будет правительство, и рассмотреть вопрос об акционировании ННТВ при сохранении у правительства блокирующего пакета акций. «Когда зайдут частные деньги, когда там освежится кровь, тогда там начнется вменяемая работа. Потому что получение гарантированных бонусов за трансляции каких-то матчей, гарантированных дотаций из бюджета никоим образом не стимулирует развитие», – считает он. Большинство депутатов поддержали его точку зрения. Замгубернатора Антонов при этом предупредил, что вопрос об акционировании ННТВ еще нужно обсуждать, поскольку в этом процессе телекомпания потеряет лицензию на частоту вещания, которая следом будет выставлена на торги.

Политолог Валентина Бузмакова поддерживает идею создания объединяющего издания государственного предприятия с одним генеральным директором и бухгалтерией. «Эта тема давно назрела, я считаю, что ее необходимо рассматривать, и ничего удивительного в этом нет. И, конечно, деньги должны работать, а не просто так спускаться», – говорит политолог.
Что же касается приватизации ННТВ, эксперты не исключают, что она может быть интересна самому Олегу Сорокину. «Я понимаю желание Сорокина приобрести какой-то телеканал. У нас может рассматриваться только один частный канал – «Волга», но «Волга» уже давно находится под дланью губернатора, и пока Олегу Валентиновичу там ничего не светит», – поясняет Бузмакова. «Совершенно очевидно, что ему (Олегу Сорокину – прим. ред.) необходима телекомпания, – рассуждает руководитель нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгений Семенов. – Создавать новую с нуля – это достаточно сложный, дорогостоящий и не всегда гарантированный процесс. А вот взять готовую телекомпанию и поучаствовать в ее приватизации – это совершенно реальный бизнес-процесс. Олег Валентинович давно формирует свой медиахолдинг, он прекрасно понимает, что пока в нем нет телевидения, по сути влияние медиахолдинга не очень велико. Поэтому это предложение, которое формально может быть обусловлено необходимостью оптимизации областного бюджета, на самом деле может содержать далеко идущие планы по увеличению своего влияния». В то же время Семенов полагает, что в акциях ННТВ могут быть заинтересованы несколько групп, также мотивированных увеличением своего политического влияния в регионе и наращивании медийной мускулатуры для более активного и эффективного участия в будущих избирательных кампаниях.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.