Top.Mail.Ru
Экономика
Волгоградская область
1

В Волгограде проложили детскую дорогу к взрослому бизнесу

РЖД и региональные власти договорились почти обо всем

РЖД двукратно увеличит объем инвестиций в Волгоградскую область. Госкомпанию не отпугивает даже снижение региональным бюджетом субсидирования пригородных перевозок. Область получит существенную реконструкцию, включая реконструкцию вокзального комплекса «Волгоград I». При этом неликвидные маршруты железнодорожники будут постепенно сокращать. В свою очередь власти создали для компании режим наибольшего благоприятствования в нескольких бизнес-проектах, в том числе, по созданию в Волгограде сети транспортно-пересадочных узлов и предложили продлить маршрут детской железной дороги по набережной Волгограда. Эксперты позитивно оценивают договоренности, отмечая, что в выигрыше останутся жители региона. Подробности – в материале РИА «ФедералПресс.

В среду, 15 февраля, начальник Приволжской железной дороги Сергей Альмеев провел рабочую встречу с губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым. Помимо общих заверений во взаимном признании друг друга надежными партнерами, стороны сделали и значимые заявления.

Во-первых, общий объем инвестиций РЖД в объекты на территории региона удвоится. В 2017 году, по словам Альмеева, вложения достигнут 10 млрд рублей против 4,7 млрд в прошлом году (в 2015 объем инвестиций составил 2,9 млрд рублей). Около полумиллиарда рублей будет направлено на обновление подвижного состава, а преимущественная часть затрат – это комплексное развитие дорожной сети по поручению федерального правительства. За 2017 год будет инвестировано 4,9 млрд рублей, на которые, в частности, будет начато строительство вторых путей на участках Максима Горького – Горнополянский, Горнополянский – Канальная, Канальная – Тингута, Тингута – Абганерово, Абганерово – Гнилоаксайская. Завершены эти работы будут в 2019 году, общий объем капвложений РЖД – порядка 12,7 млрд рублей.

Щедрые вливания госкомпании подкреплены последними операционными результатами в регионе. Выручка по итогам 2016 года выросла на 2,9 % – до 19,345 млрд рублей. Погрузка составила 100,8 % от плана (16,26 тыс. тонн), а пассажирооборот 101 % – перевезено 1,822 млн человек. Несколько снизился только грузооборот. По словам начальника Приволжской железной дороги, в компании уверены, что результаты 2017 года покажут рост по всем показателям. Уже в мае начнется строительство ж/д ветки в 1,2 км для пропуска электропоездов к терминалу аэропорта «Волгоград» в Гумраке, что позволит запустить пригородные электропоезда (как аналог столичному «Аэроэкспрессу»). В сутки будет ходить 22 электрички.

Андрей Бочаров и Сергей Альмеев также лично ознакомились не только объектами главного вокзала, но и реконструкцией детской железной дороги, расположенной в пойме реки Царицы. Андрей Бочаров предложил продлить маршрут детской железной дороги по набережной Волгограда в рамках ее реконструкции к мировому футбольному чемпионату 2018 года. Андрей Бочаров отметил, что «пока можно внести изменения в проект нашей рокадной дороги» (так называемой «нулевой продольной», строительство которой только начинается). До 10 марта сити-менеджер Волгограда Виталий Лихачев разработает предложения соответствующих изменений.

Детали реализации этого проекта пока неизвестны, но по выполнению ряда крупных проектов РЖД пользуется на региональном уровне налоговыми льготами – областной Совет по инвестициям недавно продлил срок их действия. «Волгоградская область – крупнейший железнодорожный узел, и мы заинтересованы в увеличении объемов перевозок железнодорожным транспортом», – отметил Андрей Бочаров, пояснив, что это позволит существенно разгрузить автомобильные дороги Волгограда, реконструкции и сохранению которых сегодня уделяется особое внимание.

Уже в этом году РЖД начнет реконструкцию вокзального комплекса «Волгоград I». Будут реконструированы платформы, заменены инженерные коммуникации, построены лифты. Основное здание планируют адаптировать для маломобильных групп населения, а на пригородном вокзале также реконструируют пассажирские платформы, усовершенствуют досмотровые зоны и систему видеонаблюдения.

Сергей Альмеев открыто заявил, что именно РЖД планирует стать партнером властей в строительстве сети транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в Волгограде и Волжском. Этот проект, напомним, давно обсуждается региональными властями. Областная дума приняла уточнения в законодательство, которое освободило потенциального инвестора таких объектов от торгов на земельные участки.

«Строительство ТПУ позволяет увеличить пассажиропоток транспорта в целом, не только железной дороги. Можно будет доехать до станции и потом пересесть на другой транспорт, что, несомненно, очень удобно. Кроме того, в ТПУ можно будет приобрести целый ряд товаров и услуг, что вызовет дополнительный интерес пассажиров, – поясняет ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Такие объекты позволят улучшить движение транспорта в городе в целом, как за счет оптимизации работы общественного транспорта, так и частичного отказа части владельцев от использования личных автомобилей. Со временем город и компания могут продать ТПУ, что вернет потраченные деньги и может принести прибыль».

«Для того, чтобы появились ТПУ, наличие госкомпании – это нормальная практика, потому что они делаются в условиях государственно-частного партнерства, чтобы в короткие сроки окупить вложения госсредств, – добавляет ведущий аналитик AMarkets Артем Деев. – Частный инвестор получает гарантии от государства, а РЖД обладает хорошими лоббистскими возможностями. РЖД сочетает в себе коммерческую и социальную функции, и в последнее время мы видим тренд на снижение госсубсидий для монополии, которая ищет возможности для повышения рентабельности за счет строительства инфраструктуры, которая будет пользоваться спросом».

Интересно, что Сергей Альмеев рассказал о том, что РЖД рассматривает варианты постепенного закрытия неликвидных маршрутов. Таких в регионе как минимум три. Хотя, как пояснил Андрей Бочаров, это будет делаться только после решения вопроса с транспортной доступностью другими видами транспорта.

Одновременно на 2017 год снижено субсидировании пригородных перевозок (ОАО «Волгоградтранспригород» – совместное предприятие РЖД и облкомимущества). Если в 2016 году региональный бюджет покрыл 341,9 млн рублей (рост к 2015 на 15,7 %), то есть полностью закрыл выпадающие доходы РЖД, то на 2017 год заложено только 164,4 млн рублей. По данным железнодорожников, нужно еще 207,5 млн рублей. По словам Сергея Альмеева, частично их удастся возместить за счет снижения ставок на ремонт и обслуживание пригородного подвижного состава (экономия около 83 млн рублей).

Эксперт Дмитрий Баранов отмечает, что пригородные перевозки всегда дотируются. «Поступления от продажи билетов не покрывают всех расходов компаний, осуществляющих эти перевозки. К примеру, несколько лет назад генеральный директор одной из пригородных пассажирских компаний сообщил, что доходные поступления от продажи билетов обеспечивают только 43 % затрат на организацию перевозочной деятельности компании. Если регион сократит выплаты компании, то, вероятнее всего, может быть ликвидирована часть маршрутов, уменьшено число пар поездов на оставшихся направлениях, сокращен график движения. Если это будет сделано, то области придется как-то решать эту проблему, например, организуя доставку пассажиров другими видами транспорта, ведь как показали произошедшие несколько лет назад события, вполне возможно обострение социальной обстановки», – рассуждает эксперт. Вместе с тем, Сергей Альмеев уверил, что вопросы сокращения пригородных перевозок в Волгограде сейчас не рассматриваются.

Добавим, что РЖД запускает и новые маршруты из Волгограда. Так, с 24 декабря прошлого года заработал поезд Ростов – Волгоград – Саратов, а в июле откроется сообщение Волгоград – Казань. В разработке поезд Волгоград – Воронеж. Кроме того, с 11 декабря 2016 увеличено с четырех до пяти рейсов в неделю и ускорено на 20 минут движение поезда Волгоград – Астрахань, а уже упомянутый Саратов – Волгоград – Ростов с 14 февраля стал преодолевать свой путь на 29 минут быстрее.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.