Top.Mail.Ru
Общество
Челябинская область
0

Готовьте противогазы: еще 15 лет челябинцам придется жить со смогом

Вздохнуть свободно горожане смогут нескоро, считает замгубернатора Олег Климов
Челябинск
Фото с сайта fedin.org

В Челябинске обсудили влияние транспорта на качество атмосферного воздуха. К единому мнению эксперты все же пришли. Согласились с тем, что проблему надо решать: сажать деревья, развивать трамваи и троллейбусы, разобраться с транспортными потоками. Присутствовавший на заседании замгубернатора Олег Климов пообещал, что после изменений законодательства, которые лоббируют власти Южного Урала, предприятиям не удастся уйти от ответственности. Правда, очистка воздуха — процесс длительный, и займет, по его оценкам, лет 10-15. Подробности в материале «ФедералПресс».

Вице-губернатор Олег Климов напомнил собравшимся, что Челябинск «никогда не был курортом», но в последнее время добавились отягчающие экологическую обстановку факторы. Такие, как зарегистрированные 300-400 тысяч автомобилей, вырубка зеленых насаждений и ликвидация газонов при реконструкции дорог. Это все приводит к тому, что случилось не так давно с 9 по 20 января, когда в городе было просто не продохнуть от смога.

«Существующая система управления качеством воздуха себя исчерпала. Мы делали сводные расчеты выбросов для Челябинска, и они показали серьезные превышения по выбросам. Нормы для предприятий необходимо снижать. К 1 октября ожидаются изменения на законодательном уровне для квотирования выбросов. Конечно, нельзя сказать, что к октябрю у нас будет свежий воздух, но мы к этому идем»,- отметил Климов. По его словам новшества потребуют серьезной модернизации производств, установки фильтров, а кое-кому, возможно, придется вынести предприятия за черту города.

По экспертным оценкам, 30-40% выбросов приходится на автотранспорт. Свою лепту, по словам первого замглавы Челябинска Юрия Параничева, вносит и железнодорожный транспорт, работающий на дизеле. К тому же, одна из котельных ЮУЖД продолжает работать на угле. Не стоит сбрасывать со счетов и городскую свалку. Что касается лесных насаждений, то последний раз их инвентаризация проводилась в 1980 году, эту процедуру вскоре планируют повторить, а высадку новых деревьев осуществлять за счет бюджета или инвесторов. По мнению Параничева, проблему негативного влияния автотранспорта на воздух можно решить разграничив потоки, запретив большегрузам передвигаться по городу, развивая общественный электротранспорт и используя транспорт с современными двигателями сгорания и более экологичным топливом.

Помимо городского транспорта, в Челябинск ежедневно въезжают до 25 тысяч единиц транзитного транспорта, добавил  замглавы города по дорожному хозяйству Владимир Алейников. «Усугубляется это тем, что выбросы осуществляются в приземный слой и плохо рассеиваются. Особенно много выбросов во время работы двигателя вхолостую, в пробках и заторах, при медленном движении, - заявил Алейников. - Где скорость движения нормальная, там выбросов меньше. Проблему эту нужно решать в комплексе, учитывая все виды транспорта».

Как отметил замглавы, для лучшего движения в 2016 году отремонтировано 1200 тысяч квадратных метров дорог в Челябинске. В этом году снег вывозится в два раза чаще, чем в прошлом. К тому же используется новая смесь для борьбы с гололедом. За последние девять лет в городе построено 16 развязок и мостов, предусмотрена замена двух ж/д мостов на улице Рождественского. Что касается общественного транспорта, то долю трамваев планируется довести до 30%, троллейбусов — до 45%, а автобусный парк развивать на газомоторном топливе.

Представители ЮУрГУ не обошли вниманием тему безопасности дорожного движения. Так, профессор кафедры автотранспорта Владимир Городокин заявил, что ранее обращал внимание на опасное место — остановку у вуза, где случилось резонансное ДТП, в котором пострадали четыре студентки. По мнению профессора, движение там организовано не совсем грамотно. Его коллега по кафедре, преподаватель Евгений Поляцко считает, что нужно наводить порядок с маршрутчиками и на остановках, организовать прием отработанных масел, которые некоторые граждане сливают, куда им вздумается.

Главный инженер ЮУЖД Анатолий Храмцов заверил, что котельная на угле перестанет работать в следующем году. Основные загрязнители от железной дороги — это старые тепловозы, но в большинстве своем на путях работают электровозы. По его словам, с 2003 года ЮУ ЖД сократила выбросы на 66% до 1,5 тысяч тонн. При этом главный инженер оговорился,что вклад железной дороги в загрязнение атмосферы небольшой, что не понравилось Олегу Климову.

«Не надо говорить, что вы мало выбрасываете! Полторы тысячи тонн — это не мало. Сто предприятий по полторы тысячи и уже получается 150 тысяч тонн выбросов! Пощады никому не будет, со всех строго спросим», - заявил вице-губернатор.

Директор ботанического сада ЧелГУ Вера Меркер рассказала о придорожном озеленении. Удивительно, но не все деревья хорошо справляются с улавливанием пыли. К примеру, лучше высаживать вязы, сирень, боярышник, яблони. В общем, не типичные для Челябинска деревья и кустарники. «В придорожных полосах у нас обычно растут высокие тополя и ивы, которые в приземной части для улавливания пыли не играют никакой роли», - заявила Меркер. По ее словам, для этих целей лучше подходят рябины, клен татарский и ясень. «Проблема в том, что улицы расширяются, а примеры озеленения единичны. К тому же, за зелеными насаждениями, как правило, плохо ухаживают», - заключила эксперт.

Общественник Виталий Безруков предложил использовать для разгона смога туманные пушки.  Так уже делают в Китае, Франции и даже Мурманске. Над покупкой агрегата задумались и в Красноярске. Климов пообещал над идеей подумать, а профессора университета задумку активиста раскритиковали. Они сказали, что такая водяная пушка может спровоцировать кислотные дожди и образование маслянистой пленки на почве.

На вопрос «Когда Челябинск вздохнет спокойно?» Олег Климов начал отвечать расплывчато, но конкретные сроки все же обозначил. По его мнению, и по мнению минэкологии, на внедрение нового оборудования после изменения в законодательстве потребуется 10-15 лет. «Тогда мы ощутим существенное улучшение,  - отметил он. - С 2018 года прекратится эксплуатация городской свалки, а с 2019 — начнется ее рекультивация, в 2019-2020 годах решатся проблемы с Коркинским разрезом (рекультивация силами РМК). Мы постепенно будем продвигаться. Это длинная дорога по ступенькам».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.