Новосибирцы уже привыкли, что какого-нибудь события, о котором много говорят, могло на самом деле и не быть, но вот обсуждение его обязательно состоится. Когда один из популярных городских интернет-порталов сообщил, что «школы Новосибирска получили от мэрии указание отметить 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года», то это вызвало вполне ожидаемый вал комментариев и оценок. Иначе и быть не могло, ведь мэр Новосибирска – коммунист. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Новость о том, что городские школы по указанию из мэрии обяжут проводить мероприятия, посвященные революции, привлекла внимание по двум причинам. Во-первых, сообщалось, что это подтвердили сразу в нескольких школах Новосибирска, то есть речь идет не о каком-то единичном событии, но о массовой кампании. А во-вторых, раз мэр в Новосибирске является еще и первым секретарем обкома КПРФ, то понятно, что именно будут рассказывать в школах. Не иначе как развернут коммунистическую пропаганду.
Вот один из типичных комментариев в соцсетях: «Неужели товарищ Локоть совсем ничего не понимает...!!!!???? А, что директора школ???? Как можно так пользоваться своим положением и давить на жителей города!!!!» (пунктуация сохранена).
Откликнулся и доктор исторических наук, автор книги об Александре Гучкове, бывший вице-губернатор Виктор Козодой. Он дал следующий комментарий: «В школах Новосибирска по указанию мэра-коммуниста предписано отметить день государственного переворота, когда революционеры-большевики с Лениным свергли власть революционеров-социалистов Керенского, чтобы вскоре, расстреляв демонстрацию рабочих, разогнать социалистическое Учредительное собрание, едва те успели закончить петь «Марсельезу».
Тем временем в самой мэрии прошла конференция «Революция 1917 года в России: причины и предпосылки», в которой приняли участие ученые-обществоведы. По общему мнению, мероприятие получилось удачным. Более того, события февраля 1917 года уже успела обсудить педагогическая общественность в Новосибирском городском доме учителя. Директор НГДУ Наталья Дягилева отметила: «Я думаю, что мы должны оценить значение революции. Мы пригласили специалиста, получилась настоящая дискуссионная площадка. Нужно подвигать учителей истории к размышлениям, анализу – тогда они добьются результатов в работе с детьми. Каких результатов? Нам нужны дети рассуждающие, имеющие свою точку зрения, в том числе и на прошлое нашей страны. Никакой политики здесь нет – есть нормальная работа».
Участник встречи, директор школы «Диалог», руководитель городского историко-краеведческого проекта «Будаговские чтения» Юрий Аристов пригласил педагогов и старшеклассников на открытый урок, посвященный событиям февраля 1917 года в Новониколаевске.
А что же думает по этому поводу сам мэр Новосибирска, который в последнее время часто говорил о революции в разных аудиториях? Корреспондент «ФедералПресс» задал ему вопрос в рамках традиционного часа прессы. Мэр напомнил, что решение о проведении мероприятий подписал президент Владимир Путин: «Все, что делается в городе Новосибирске, – это выполнение поручения президента». Также Анатолий Локоть уточнил: «Никаких директивных документов о проведении каких-то мобилизационных уроков по данной теме нет в школах Новосибирска: как проводить, что проводить…»
В том, что такая работа нужна, у градоначальника сомнений нет: «Педагогические коллективы (а у нас уровень образования довольно высокий) определят, найдут формы, как построить разговор с ребятами. Если мы хотим проводить патриотическую работу – нужно, чтобы они знали свою историю. Мы не должны стремиться ни демонизировать, ни идеализировать революцию. Мы должны уважительно относиться к выбору наших предков, нашей истории и делать из нее выводы».
Вице-президент Сибирской академии политических наук, доктор исторических наук Алексей Осипов полагает: «Мэру многое приписывают, а на самом деле все полномочия ведь расписаны. Он не может что-то особо указывать – может рекомендовать. А насколько эти предложения целесообразны, должны уже решать сами школы». Историк уверен: «Для общества очень важно разумное, сбалансированное отношение к истории, чтобы общество не раскалывалось, а наоборот, консолидировалось».