Киноконцертный комплекс имени Маяковского, расположенный в Новосибирске на пересечении Красного проспекта и улицы Октябрьской, застыл в ожидании своей участи. До конца года мэрия должна определить, что делать с убыточным объектом на балансе: сносить и в форме концессии развивать освободившиеся городское пространство или все же реконструировать реликт прошлого своими силами и вдохнуть вторую жизнь. Какой сценарий наиболее вероятный – разбирался корреспондент «ФедералПресс».
ККК им. Маяковского сегодня продолжает выполнять исконную функцию – показ кинофильмов, как участник сети кинотеатров «Мир кино». Еще одно назначение комплекса – это банкетный «Белый зал», предназначенный для проведения свадеб, конференций и корпоративов. Однако особых доходов от «Маяковского» мэрия не получает, и предприятие, по словам директора Дмитрия Кима, «имеет долги в десяти миллионов рублей».
«Самостоятельно из кризиса уже не выйдем», – сказал Ким в интервью новосибирскому порталу «НГС.Новости».
После заявлений Кима в местной прессе прошла информация, что мэрия Новосибирска рассматривает два варианта развития событий с киноконцертным комплексом, причем один из них подразумевает снос и строительство некоего нового комплекса с сохранением муниципальных площадей. Впрочем, мэрия постаралась быстро откреститься от подобной информации, в частности Анна Терешкова, начальник городского департамента по культуре, спорту и молодежной политике, так прокомментировала ситуацию «Новосибирским новостям»: «Решение о полном сносе здания никогда не принималось, и более того, не рассматривалось – для этого необходимы четкие обоснования от профессиональной организации. В течение нескольких лет мы пытались сохранить муниципальный кинотеатр. В то же время мы понимаем, что в условиях конкуренции с многозальными кинотеатрами в торговых центрах «Маяковский» нуждается в существенном переформатировании деятельности».
«Нужен конкурс»
Возможный снос в истории «Маяковского» будет вторым: первый раз здание было перестроено с нуля в конце шестидесятых. «Первый кинотеатр имени Маяковского был, кажется, 1921 года постройки, со статуей пролетарского поэта на входе и стоял прямо на проспекте, отчего и создавал толпу на тротуаре, которая мешала уличному движению. В связи с увеличением автомобильного трафика и было принято решение строить современный кинозал и сносить прежнее здание. Говорят, на мой взгляд, это уже байка, что при сносе был найден клад старых монет, который государству сдан не был, и милиция якобы еще долго искала, кто его прикарманил», – рассказывает писатель-краевед Игорь Маранин.
Заново отстроенный «Маяковский» был для своего времени настоящим прорывом, типовым сооружением шестидесятых годов. «Он потрясал воображение: закаленное стекло, витражи, кондиционеры, амфитеатр, широкоформатный экран, хороший звук – ничего прежде в городе не существовало и вот, это все появилось в киноконцертном комплексе «Маяковский», – вспоминает архитектор Игорь Поповский.
Но при всей своей красоте и популярности среди горожан, «Маяковский» никогда не претендовал на объект архитектурного наследия – все-таки время его второго возведения не считается особо выдающейся эпохой в истории Новосибирска. Да и на заседаниях общественного совета по градостроительству вопрос о признании «Маяковского» и ряда других строений 60-х годов так и не был инициирован. Поэтому и возможный снос киноконцертного комплекса, как считает Поповский, не может так сильно взволновать общественность. Самое главное – понять, что строить на его месте. «Для этого нужно провести международный архитектурный конкурс – собрать комиссию, выработать условия, найти финансирование для проведения. Такое мероприятие даст очень многое городу и опыт по стране имеется: проводились конкурсы в Москве и Перми», – рассуждает архитектор.
«Экономику не просчитать»
Так что же можно построить на месте «Маяковского»? Общественница Олеся Вальгер, представитель движения «Искалеченный Новосибирск» считает, что горожане примут любой объект кроме бизнес-центра по причине «красивого и дорогого места, где сейчас располагается «Маяковский». «Необходимы нормативы, по которым будет понимание, какое здание следует встроить в исторический центр города. При этом мэрия осознает, что по-тихому принять проект у нее не получится – слишком много внимания приковано сейчас к «Маяковскому», – говорит Вальгер.
Пока же мэрия находится в ситуации, схожей с анекдотом про чемодан без ручки. «Маяковский» слишком убыточен, чтобы продолжать держать его на балансе, а для реконструкции или сноса и строительства некоего культурно-общественного центра отсутствуют средства в бюджете. В бизнес-среде поговаривают о возможной концессии, форме частно-государственного партнерства, при котором мэрия сможет найти инвестора, готового войти в строительство.
«Вся сложность в том, что экономику объекта очень сложно просчитать. Почти невозможно. Если это будет просветительский центр с кинотеатром и библиотекой и площадями под коммерцию, то совершенно непонятно, за сколько лет отобьются инвестиции. Если за пять, то концессионера еще можно найти. Если десять – ничего не получится, потому что в городе существуют построенные площади частными усилиями, которые пустуют и куда арендаторов никак не загнать. Вообще я себе слабо представляю, как можно организовать доходный бизнес в подобном просветительском центре. Вполне возможно город обратится к одному из постоянных подрядчиков, который сделает удобный для себя проект», – объясняет Максим Марков, директор по управлению проектами и инвестициями в группе компаний «ЁЛКА девелопмент».