Top.Mail.Ru
Общество
Новосибирская область
1

Не только «любители зеленки и яиц». Новосибирский коммунальный протест будет продолжаться

Раскол в оргкомитете не помешает гражданам бороться с ростом тарифов
Одним своим появлением на митинге Алексей Навальный расколол оргкомитет
Одним своим появлением на митинге Алексей Навальный расколол оргкомитет

В Новосибирске продолжаются митинги протеста против повышения тарифов ЖКХ на 15 %. Они остаются в центре внимания всех СМИ, кроме «официальных», которые их просто не замечают. Однако интересные события происходят не только на площади Ленина, где проходят митинги, но и внутри тех структур, которые эти митинги организовывают. Поэтому и говорят о расколе «первого оргкомитета» и о том, что это может иметь последствия для всего движения против роста тарифов в Новосибирске. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Навальный поделил оргкомитет

Представлявшееся среднестатистическому горожанину монолитным и четко организованным, движение протеста на самом деле оказалось многослойным, объединяющим самые разные группы интересов, которые, бывает, не то что сотрудничать, а находиться на одной площадке не могут. Катализатором процесса естественного размежевания стало решение пригласить на третий митинг федеральных политиков, из которых готовность явиться самолично выразил только один человек. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, кто это может быть. Конечно, Алексей Навальный. Именно его присутствие на митинге, который, как изначально задумывалось, должен был быть полностью полностью лишенным политической окраски, вызвало сначала споры в оргкомитете, а потом и уход некоторых его активных деятелей. Интересно, что таковыми оказались наиболее раскрученные в медийном пространстве фигуры – бывший вице-губернатор Виктор Козодой и аналитик Сергей Дьячков.

Козодою пришлось полемизировать заочно: он сейчас находится в Болгарии, где доктор исторических наук собирает материал для своей новой книги об Александре Гучкове. К участникам движения протеста против роста тарифов он обратился через социальные сети. Для начала констатировал: «Я выступал и остаюсь при своем мнении сейчас – против применения на протестных мероприятиях «партийной символики» и «политизации».

Козодой подчеркнул: «Для решения наших местных, городских и областных, задач сплочение по конкретным вопросам – за или против – оптимальный путь. Формирование городского сообщества для решения конкретных местных задач, а не очередной группы поддержки какого-нибудь кандидата куда-то, для конструктивной и позитивной повестки». Козодой убежден, что только такой подход и может давать результаты. А поскольку в оргкомитете возобладала иная точка зрения, он решил его покинуть.
Сергей Дьячков также публично пояснил свою позицию: «Я был против участия Навального в митинге 19 марта. Но решение о его участии принял оргкомитет, и здесь я подчиняюсь коллективу». Дьячков заявил, что сразу после проведения третьего митинга он также покидает оргкомитет.

Свою позицию изложили и те, кто, собственно говоря, больше всего был заинтересован в участии Алексея Навального. Андрей Гладченко, возглавляющий региональное отделение незарегистрированной Партии прогресса, пояснил: «Впервые за три месяца решение пришлось принимать голосованием, а не консенсусом, как это было всегда. Это означает, да, мы принимаем помощь от тех политических фигур, которые захотели нам эту помощь оказать. В том числе от Навального». Гладченко особо отметил: «Мы осознаем, что яркая политическая окрашенность этого человека навлечет на нас критику как со стороны его недоброжелателей, так и со стороны приверженцев так называемой нулевой политики». Но заверил, что решение уже принято.

Разумеется, началась дискуссия. Одна из заметных участников митингов, известная новосибирская журналистка Ирина Левит была настроена однозначно: «На митинг пригласили Навального! Что это, как не чистой воды политика? На мой взгляд, это чистой воды провокация! Которую устроил кое-кто из членов оргкомитета. И на которую повелись отнюдь не все, однако дело было сделано».

Находящийся вне пределов России, бывший депутат Госдумы Илья Пономарев также откликнулся на происходящие события: «Навальный ради своего пиара расколол растущее протестное движение в Новосибирске. Я сам много раз был в подобной ситуации, когда политизация митингов угрожала их эффективности, и всегда уходил в тень ради сохранения единства, в интересах дела. Жаль, что не все так поступают, тем более – в чужом для себя регионе...»

Рядом, но не вместе

Так или иначе, но митинг 19 марта состоялся и собрал как минимум 3000 новосибирцев. Причем большинство экспертов убеждены, что главную роль в этом сыграл как раз фактор участия в митинге Алексея Навального. Теперь многих интересует, как события будут развиваться дальше, тем более, что тот самый оргкомитет, о котором столько говорят и пишут, никакой организационной структуры как бы не имеет: и в этом его плюс и минус.

Возглавляющий новосибирский филиал ФоРГО Константин Антонов так описывает ситуацию: «Все протесты начались в конце декабря как акции гражданского действия. В оргкомитете объединились люди разных взглядов, статусов и профессий. Основой для объединения как раз и был отказ от политических требований, от политических символов». Доктор социологических наук делает вывод: «Складывалось впечатление, что формируется городское сообщество, которое может не только митинги организовывать, но и стать генератором гражданских действий, дискуссионной площадкой, которая сможет влиять на власть. И если бы все это получилось, то можно было бы сказать о, что мы видим настоящий акт местного самоуправления».

Член оргкомитета, экс-депутат Новосибирского горсовета Тимур Ханов констатирует: «Не было никакого конфликта, но было изменение формы работы, потому что сам оргкомитет не существует в привычном понимании этого слова, когда кого-то могут исключить… Это скорее такое координационное собрание людей, решивших делать общее дело».

Но теперь вчерашние соратники будут это дело делать все-таки по-разному. Виктор Козодой пишет, что ему гораздо интересней участвовать как раз в деятельности и формировании «городского сообщества» для решения коренных вопросов, чем «таскать каштаны из огня» для очередного столичного политгостя». Сергей Дьячков заявил: «Моя борьба за отмену грабительского постановления губернатора продолжится другими средствами, их в нашем распоряжении достаточно».

Что дальше?

Но как скажутся события внутри оргкомитета на самом движении протеста против роста тарифов ЖКХ? Чего можно ожидать в дальнейшем? Тот же Сергей Дьячков, который в Новосибирске известен именно как аналитик, полагает, что протест горожан будет нарастать до тех пор, пока губернатор не пойдет на уступки протестующим: «Если уступок губернатора в разумный срок не будет, то в августе, после получения жителями Новосибирска новых платежек, в городе может произойти социальный взрыв. Протест против грабительского повышения тарифов нарастает уже три месяца – допускаю, что в ближайшее время могут сформироваться новые протестные группы».

Политолог Игорь Козлов также полагает, что протест будет продолжаться: «Возможно раскол внутри одного оргкомитета снизит организованность и плановость действий, но не снизит дальнейшего нарастания протеста. Новосибирск – большой город, и вполне найдутся и другие группы, которые будут поддерживать тему именно гражданского протеста. Формы и методы неравнодушные новосибирцы уже увидели и не остановятся, пока не будет достигнута цель – отмена постановления о росте тарифов». Политолог считает, что выход из непростой ситуации, по большому счету, только один – «отмена несправедливого постановления губернатора Новосибирской области».

Константин Антонов замечает, что негативная повестка дня имеет гораздо большие мобилизационные возможности. Он полагает: «Повестку в оргкомитете перехватили политические провокаторы, среди которых есть дилетанты. Они считают, что всех провели! Это жульничество в их понимании есть вершина политической жизни! Но надо помнить, что жуликам не верят, вот все это и привело к расколу, хотя я лично это слово бы не употреблял». Антонов отмечает, что «здравомыслящие люди уходят из этого оргкомитета. Они сформируют свои принципы развития городского сообщества, а в оргкомитете останется несколько человек: любителей зеленки и яиц».

Напротив, Тимур Ханов, член оргкомитета, уверен: «Выход из оргкомитета еще не означает ухода из общего дела. Это очень важно. На перспективах самого протестного движения изменения в оргкомитете никак не скажутся. Тот же Козодой ведь не был никаким начальником или единственным инициатором. Не было руководителей, так что это не повлияет на работу оргкомитета, поскольку он собран для решения одной только цели: борьбы против тарифов». Он также убежден в том, что политические требования будут усиливаться и дальше.

Наконец, Андрей Гладченко уверен, что ничего особенного не случилось, что «в целом все идет по плану. Во всяком случае, по предсказуемому руслу». А что касается оргкомитета, то – «мы постоянно растем над собой в организационном плане. И даже ошибки, которые мы сделаем в будущем, мы сделаем уже с учетом опыта предыдущих».

Это значит, что в апреле точно не будет спокойнее, чем в марте.

 

Фото: gorodberdsk.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.