Top.Mail.Ru
Экономика
Россия
0

Слухи большого бизнеса: проверено «ФедералПресс». Выпуск № 1

«ФедералПресс» представляет первый выпуск антислухов на темы российской экономики и бизнеса. Вы узнаете, какими будут дивиденды по акциям «Транснефти» и госкомпаний, к чему готовятся валютные спекулянты, что планирует построить Ликсутов на московских набережных и какова на самом деле рентабельность российских нефтегазодобывающих проектов.

Дискриминации привилегированных придет конец?

Дивиденды «Транснефти» могут составить 16,4 тысяч рублей за один «преф». Согласно различным источникам в СМИ, правительство направило Росимуществу директиву внести изменения в устав «Транснефти» с тем, чтобы уравнять дивидендные выплаты на обыкновенные и привилегированные акции. Напомним, что компания уже дважды в своей истории выплачивала дивиденды по обыкновенным акциям существенно выше дивидендов по привилегированным акциям.

Комментарий: вполне возможно

«Это, несомненно, хорошая новость для держателей привилегированных акций «Транснефти», учитывая, что ранее компания дискриминировала их относительно держателей обыкновенных акций, ограничивая дивиденды символическими 10 % от чистой прибыли по РСБУ. Учитывая равные дивиденды на обыкновенную и привилегированную акцию из чистой прибыли «Транснефти» по МСФО за 2016 (233 млрд рублей), держатели привилегированных акций могут получить 8,2–16,4  тыс. рублей на акцию или дивидендную доходность 3,9–7,8 % при коэффициенте выплат 25–50 %, – убеждены аналитики компании «Атон». – Тем не менее окончательное решение еще не принято, и слишком рано полагаться на столь радикальные изменения в дивидендной политике «Транснефти» уже в этом году».

Атака против «быков» по нефти еще не закончена

На падающей нефти курса доллара может вырасти до 62–63 рублей за доллар. Как отмечают эксперты, главное событие последней недели – это резкое усиление перекупленности рубля к нефти: цена на нефть упала, а рубль, наоборот, заметно вырос.

Комментарий: вполне возможно

«Мы исходим из того, что поскольку ожидаемый нами отскок от отметки 50 долларов по нефти не произошел, то значит, начатая в начале марта атака против «быков» по нефти еще не закончена. Будут еще шоки, и мы не исключаем падения нефти в район 46–48 долларов за баррель. В коррекции цены нефти на 10–12 долларов от максимума решительно ничего необычного не будет. Рубль же будет в этих условиях реагировать крайне сдержанно, но мы все же полагаем, что рост по паре доллар-рубль к 62–63 мы все-таки увидим на фоне падающей нефти», – уточнил в комментарии аналитик инвестиционного департамента ВТБ 24 Алексей Михеев.

Предвкушение дивидендов: госкомпании потирают руки и чешут затылки

На выплату дивидендов госкомпаний могут направить 50 % прибыли по МСФО. С таким предложением вновь выступило Министерство финансов на фоне необходимости пополнения бюджета (в прошлом году ему удалось продвинуть аналогичный законопроект, хотя ряд компаний добились для себя исключения из правила – прим. ред.) В этом году данная инициатива вновь встречает противодействие со стороны компаний. Если предложение Минфина не будет принято, то минимальный размер дивидендов госкомпаний останется на уровне 25 % от чистой прибыли. Если новая норма будет принята, то, скорее всего, из нее вновь будет сделаны исключения, например, для «Газпрома».

Комментарий: вполне возможно

«На наш взгляд, идея «грести всех под одну гребенку» не совсем верна, так как экономическая ситуация и способность платить дивиденды существенно зависит от отрасли экономики, в которой действует компания. Совещание по дивидендам госкомпаний с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова запланировано на март, так что в скором времени интрига разрешится. Если смотреть в отраслевом разрезе, то традиционно высокие дивиденды выплачивают компании нефтегазового и телекоммуникационного секторов», – пояснил в комментарии старший аналитик компании «Альпари» Роман Ткачук.

Ликсутов лоббирует интересы железнодорожников и вагоностроителей?

Москва традиционно возглавляет всевозможные рейтинги городов России по количеству пробок. К примеру, в феврале этого года Google, опираясь на данные своих карт, составила очередной такой рэнкинг, основанный на принципе соотношения скорости, с которой водитель мог бы двигаться по свободной дороге, к реальной скорости. Столица России по-прежнему осталась самым загруженным городом в стране, несмотря на заверения властей о том, что количество пробок за последний год снизилось на 10–12 %.

Предприниматели – жители столицы задумались о запуске альтернативных видов общественного транспорта – к примеру, о возрождении существовавших до 2016 года водных пассажироперевозок (сейчас речные трамваи используются в Москве только в экскурсионных целях). Бизнесмены в частном инициативном порядке предложили мэрии проект, согласно которому возможно запустить производство речных катеров в короткий срок и за умеренную себестоимость. Реализовывать инвестпроект предполагалось на условиях концессии (государственно-частное партнерство).

Инвестпроект получил неофициальное одобрение мэра Москвы Сергея Собянина, однако его рассмотрение застопорилось на этапе презентации Максиму Ликсутову – замградоначальника отмел идею. По слухам, свое решение он обосновал экономической нецелесообразностью проекта – по мнению Ликсутова, затраты на стоянку транспорта, топливо и охрану речного флота гораздо выше. По его словам, городу дешевле обойдется прокладка новых трамвайных путей на набережных.

Комментарий: истина где-то рядом

В августе 2016 года о возможности запуска речного общественного транспорта уже говорил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Он заявлял о планах запустить первый в столице речной трамвай от ЗИЛа до центра города после того, как промзона будет благоустроена. На территории власти намерены обустроить 11-километровую набережную с причалом. От ЗИЛа также планируется пустить паром на другой берег Москвы-реки, утверждал Кузнецов. Переправа позволит жителям быстро добираться до станции метро «Нагатинская».

По словам самого же Максима Ликсутова, которые цитируют столичные СМИ, в Москве сейчас существует ряд территорий, которые расположены около рек и где «логично сделать еще одну транспортную систему». Он не исключает возможности запуска речного общественного транспорта. «Мы прорабатываем этот вопрос», – заявлял журналистам Ликсутов, однако подчеркивал, что пока какого-либо решения по этой теме нет. По словам чиновника, департамент транспорта мэрии лишь рассматривает такую возможность совместно с экспертами московских вузов.

Слухи об аффилированности заммэра, тем не менее, имеют под собой некую фактическую основу. Максим Ликсутов до работы на должности заммэра в декабре 2011 года занимал ряд постов в транспортных компаниях, так или иначе связанных с железнодорожным транспортом: работал генеральным директором «Аэроэкспрессов», а также владел акциями «Трансмашхолдинга» и состоял в совете директоров этой компании с 2003 по 2011 год.

«Трансмашхолдинг» в 2014 году стал поставщиком 832 вагонов для московского метро – и подчеркнем, компания была единственным участником крупнейших в мире торгов в этой сфере.

Интерес к этому тендеру проявляли все крупнейшие мировые компании-поставщики вагонов: по данным «Ведомостей», среди них были немецкая Siemens (предлагавшая открыть для этого заказа производство в России совместно с «Русскими машинами»), канадская Bombardier (в кооперации с «Уралвагонзаводом»), испанская CAF (с группой «Синара»), чешская Skoda и южнокорейская Hyundai. Bombardier и CAF после объявления тендера пожаловались в ФАС РФ – по мнению компаний, под требования, предъявленные мэрией к поставщику, попадала только одна компания – «Трансмашхолдинг».

По утверждению Максима Ликсутова, свои акции в «Трансмашхолдинге» он продал в сентябре 2012 года – уже после вступления в должность вице-мэра. Тем не менее, на момент объявления торгов он уже занимал пост главы департамента транспорта Москвы.

Рентабельность российской нефтегазодобычи – от 40 до 100 долларов за баррель

Российские нефтегазодобывающие проекты на самом деле могут быть рентабельны только при нефтяных котировках на уровне в 110 долларов за баррель, упрямо толкуют сплетники в околонаучных кругах. На фоне текущей цены в 60 долларов за баррель их реализация теряет любую выгоду и смысл.

Комментарий: бывает ложь, наглая ложь и статистика

Консультативно-аналитическое агентство Rystad Energy, основанное в Норвегии 12 лет назад, и на сегодня имеющее подразделения в нескольких странах, включая США и Россию, опубликовало сенсационные данные: согласно анализу специалистов агентства, Соединенные Штаты располагают более крупными запасами извлекаемой нефти, чем Россия и Саудовская Аравия (США – 264 миллиарда баррелей, Россия – 256 миллиардов баррелей, Саудовская Аравия – 212 миллиарда баррелей). Только один Техас, согласно данным агентства, перепечатанным ведущими мировыми бизнес-изданиями, располагает запасами сланцевой нефти в объеме 60 миллиардов баррелей – это больше, чем в Кувейте.

«Компания Rystad Energy из Осло обсчитывает нефть чуть ли не по скважинам, они поправляют американских статистиков и говорят интересные вещи. Они посмотрели, какой должна быть цена нефти, чтобы работали новые проекты, по которым еще не приняли решение. В Саудовской Аравии это 25 долларов, а в России – 110 долларов. Но они оговариваются, что сюда включили трудноизвлекаемые запасы и арктический шельф, где рентабельность будет вообще при 150 долларах за баррель. Когда я сравниваю эти прогнозы и цифры, оптимизма у меня не прибавляется», – считает партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин.

Однако подобные оценки весьма приблизительны, поясняет руководитель московского офиса Rystad Energy Антон Сунгуров.

«При таких расчетах всегда нужно понимать, для какой выборки месторождений они рассчитываются. Существует практически единственная наглядная метрика, которая позволяет наглядно сравнить перспективы по еще не санкционированным запасам не только по странам, но и по компаниям, и по отдельным регионам, а в США – по отдельным скважинам. И если уж речь зашла о сравнении Саудовской Аравии и РФ, то нужно определиться – учитываем ли мы в среднем значении только уже разведанные (но не санкционированные запасы), или же добавляем к ним перспективные (перспективные не с точки зрения классификации запасов и ресурсов, а с точки зрения именно извлекаемой часть ресурсов). Понятно, что разведанные запасы есть и в Саудовской Аравии, и в Российской Федерации. Доля перспективных в РФ выше, чем в Саудовской Аравии, и эти перспективные запасы – очень дорогие (Арктика, офшоры). Поэтому имеет смысл взглянуть на значения BEP с двух точек зрения – только разведанные запасы или разведанные + перспективные (которые и дают упомянутые Михаилом Ивановичем средние котировки в 110 долларов по новым проектам)».

По данным эксперта, на самом деле все не так однозначно и категорично. С точки зрения безубыточности (breakeven price) диапазон нефтяных котировок достаточно широко варьируется – если не учитывать еще не разведанные месторождения (в основном, арктические), то в России он может составить от 40 до 100 долларов за баррель в зависимости от месторождения. В Саудовской Аравии, тем не менее, разбег несколько уже – от 20 до 60 долларов, пояснил эксперт «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.