Top.Mail.Ru
Общество
Ставропольский край
1

Терские казаки сдали в аренду почву для разногласий

Это первая земля, выданная войску
Это первая земля, выданная войску

Реестровое Терское казачье войско странно для многих распорядилось пока единственным участком земли, которое ему выделили в Ставропольском крае. Как стало известно корреспонденту «ФедералПресс», участок в 500 гектаров попал в субаренду человеку, новому как в фермерском, так и в казачьем движении. Глава КФХ Ирина Каракай, претендовавшая на этот участок задолго до войска, оспорила договор об аренде и выиграла в суде. Но атаман войска заявляет, что никаких вопросов к казакам быть не может, просто не разобрались в ситуации. Подробности земельного спора – в материале экспертного канала.

Отработанные схемы

Арбитражный суд Ставропольского края потребовал расторгнуть договор аренды земли между администрацией Ульяновского сельсовета Георгиевского района и Терским войсковым казачьим обществом. Участок почти в 500 гектаров под поселком Новоульяновский был передан казакам сроком на 49 лет – и тут же ушел на те же 49 лет в субаренду.

Как говорит корреспондент «Кавказской политики» Светлана Болотникова, хорошо изучившая вопрос, выделенная казакам пашня переуступлена не казаку и тут же передана им в субаренду. «Такие схемы – не редкость в Ставропольском казачьем округе Терского войска. Но они дискредитируют саму идею льготного выделения земли казакам. Большая часть земель сельхозназначения, предоставленных казакам Ставропольского округа без торгов на правах аренды, передана и передается в субаренду. Этого не скрывает атаман Терского войскового казачьего общества (ТВКО) Александр Журавский. Для исправления ситуации он предлагает создать краевое казачье сельхозпредприятие, которое заключало бы договоры о совместной обработке земли. Но вопреки этим проектам сам Александр Вячеславович первый же земельный участок, оформленный в аренду непосредственно на войско, сразу передал в субаренду третьему лицу. Точно так же используют казачьи наделы и многие низовые казачьи общества Ставропольского окружного казачьего общества. Практика переуступок и субаренды казачьих угодий подменяет суть реабилитации казачества на Ставрополье», – отмечает журналист.

Сегодня в крае «казачьих» земель насчитывается 42 тысячи гектаров, из которых 12 тысяч гектаров пашни, остальное – пастбища. Самые крупные по площади земельные наделы находится в Степновском районе (около 10 тысяч гектаров), а также в Нефтекумском, Курском, Буденновском и Арзгирском районах (от 3 до 4 тысяч гектаров в каждом).

Подставные лица?

Но при этом общество вправе передавать выделяемые ему земли (а также объекты недвижимости) членам казачьего общества либо учреждать коммерческие структуры под своей эгидой. Таким образом, вся экономика казачьих обществ – это совокупность деятельности казаков-предпринимателей, казаков-фермеров, а также предприятий, созданных казаками. А вот сами казачьи общества не могут ни получить субсидии, ни взять аграрную технику в лизинг.

Ситуация такова, что по мнению общественников, участок просил один из хуторских атаманов, обещая платить войску 1,2 миллиона рублей в год. Из них порядка 480 тысяч рублей поступали бы администрации за аренду. Но странным образом земля ушла человеку, которого ни казаки, ни фермеры не знали. И плата по договору предусматривалась ниже, чем предлагал один из хуторских атаманов, – менее миллиона рублей. Виды на этот участок Александр Иванов имел с 2015 года. Он подал на него заявление, когда администрация Георгиевского района еще судилась с предыдущим арендатором, задолжавшим большую сумму. Помимо этого он просил передать еще два куска земли. По всем участкам Александр Иванов получил отказ и подал иск в суд. Он проиграл его в трех инстанциях, потому что не обосновал, зачем ему такой большой массив земли общей площадью в тысячу гектаров. Кроме того, он не приложил соглашение, заключенное между членами его фермерского хозяйства. После заявление на землю подал атаман, и уже на третий день был составлен договор, а через две с половиной недели участок отдали в субаренду. Еще на стадии разбирательства в дело пытались вступить и другие КФХ, заинтересованные освободившимся участком. В их числе была Ирина Каракай, которой нужна земля для завершения аграрного грантового проекта. Администрация сельсовета, куда на время передали полномочия по распоряжению землей, неоднократно отказывала ей, ссылаясь на то, что судебные разбирательства по участку еще не закончены.

Поскольку Ульяновская администрация выдала войску землю, когда на нее претендовало КФХ, Ирина Каракай потребовала отменить этот договор иском в Ставропольский арбитражный суд, потому что считает, что Иванов – не казак, и вообще лицо подставное.

Субаренда правомерна

В Терском войске с такой постановкой вопроса не согласны. Казаки заявляют, что администрация Новоульяновского муниципального образования Георгиевского района Ставрополья в соответствии с п.5 ст.10 Федерального Закона №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» без проведения торгов передало в аренду Терскому войсковому казачьему обществу 480 гектаров земель сельхозназначения.

В связи с тем, что Терское войсковое казачье общество пока не создало предприятие по обработке земли, оно было вынуждено заключить договор субаренды с одним из казаков, что не противоречит действующему законодательству, поступить иначе было невозможно, поскольку у войска пока нет средств на самостоятельную обработку земли.

«Такая практика в казачьих обществах еще имеет место быть, и мы занимаемся данной проблемой, – комментирует запутанный земельный вопрос атаман войска Александр Журавский. – Однако в одночасье ее не решить. Субаренда для казачьего общества правомерна и оправдана в случае, когда земля передается в субаренду фермерам-казакам по нормальной, а не заниженной цене. Наша экономическая служба работает над тем, чтобы создать казачье сельхозпредприятие, которое будет само обрабатывать участки земли там, где казачьи общества не имеют сами такой возможности. Данный вопрос уже прорабатывается на уровне полпреда в СКФО и правительства Ставрополья. Создание предприятия требует больших финансовых вложений и, в настоящее время, у Терского войска такой возможности нет. Но, со временем, от доходов, получаемых от этой земли, которая впервые появилась у войска за всю его новейшую историю, уже можно надеяться на такой качественный шаг в развитии. Это был бы реальный выход и постепенный отказ от практики субаренды, но для реализации этого плана нужно время».

Сплошные Ивановы

Атаман подчеркивает, что договор субаренды Терским войсковым казачьим обществом (ТВКО) был заключен с казаком-фермером Сергеем Ивановым, состоящим в Георгиевском городском казачьем обществе. Он первый предложил ТВКО наиболее приемлемые условия субаренды. Другой субарендатор, Александр Иванов из станицы Лысогорской, предложил свои услуги, когда договор был уже заключен, и его условия не настолько выгодны войску, как у Сергея Иванова.

«Некоторые публично заявляют, что в «Лысогорском обществе такого казака не знают», но Сергей Иванов там никогда и не состоял, он с 1990-х годов был и остался в составе Георгиевского городского общества. И если сегодняшний устав не допускает приема казаков в казачьи общества из других населенных пунктов, то те, кто вступал в казачьи общества до внесения изменений в Уставы и не пожелал переходить в казачьи общества по месту жительства, так и остаются там, где состояли изначально, никакой необходимости изгонять оттуда людей нет. Удостоверения казака также выдаются и обновляются в любое время», – объясняет Журавский.

По условиям договора субаренды один гектар сдается войском за 2 тысячи рублей, кроме того 200 тысяч рублей на счет ТВКО будут перечислены фермером после окончания уборки. Таким образом, ТВКО получает чистой прибыли 500 рублей с гектара, а всего чистая прибыль в год для войска составляет 700 тысяч рублей.

Земля стоит по-разному

«Отмечу, что стоимость аренды и субаренды зависит от качества земли. Например, в Кировском районе есть поливные земли с высокой урожайностью и сдаются в субаренду в размере 5 тысяч рублей за гектар. В Кочубеевском районе, где залегает эталонный чернозем, сумма субаренды достигает до десяти тысяч за гектар. Но для Георгиевского района сумма в две тысячи рублей адекватна и оправдана, исходя из урожайности. Другой потенциальный субарендатор, казак Лысогорского станичного казачьего общества Александр Иванов, подал заявку уже после того, как мы заключили договор. И его условия нас не устроили по следующим причинам. Договор с ним не предусматривал для войска возможность повышения ставки субаренды. В то время, как договор с Сергеем Ивановым, предусматривает повышение ставки субаренды пропорционально росту арендной платы для войска. Именно поэтому он заключен на длительный срок – 49 лет, потому что только договоры с долгосрочной перспективой позволяют ввести условие их корректировки, в сторону повышения суммы выплат за субаренду в отличии от краткосрочных. Неверно заявлять, что Александр Иванов предложил сумму выше: если из 1,2 миллиона рублей вычесть 516 тысяч арендной платы, то чистая прибыль войска составила бы 684 тысячи рублей и чем же это выгоднее?», – объясняет земельные нюансы атаман.

Более того, по его словам, на счет ТВКО по условиям договора уже перечислено 500 тысяч рублей, и средства используются на содержание помещения штаба ТВКО во Владикавказе и проведение ряда обязательных войсковых мероприятий. У Терского войска с момента возрождения вообще не было земли, и никому не удавалось решить этот вопрос.

«Что касается фермера Ирины Каракай, то она обратилась в суд с иском не к ТВКО, а на действия муниципального образования. Суд удовлетворил ее иск, однако была подана апелляция в вышестоящий суд. Каждый отстаивает свои интересы, и это нормально. Фермер Каракай считает, что ее права были нарушены, это ее право. Но мы получали эту землю строго в рамках закона, действуя исключительно в интересах войсковой казачьей организации. Идет арбитражный процесс. Какое будет окончательное решение суда мы не знаем. Говорить о том, что я, как атаман, действовал без поддержки казаков и «странным образом в странные третьи руки» передал землю единолично, вообще смешно, потому что это невозможно в принципе. Заключение договора предварительно одобрило два совета атаманов: сначала Терского войска прошедший в июле 2016 года, затем Ставропольского казачьего округа ТВКО. Эта процедура предусмотрена уставом для случаев, когда нет времени собирать большой круг. Советы атаманов имеют такие полномочия, и они наделили меня правом заключения данного договора. Круга ждать не стали по причине того, что с момента заключения договора с администрацией уже нужно ежеквартально оплачивать аренду, значит необходимо было как можно скорее оформить договор субаренды, чтобы не влезть в долги. Вот и все объяснение мнимой «спешки», – дал эксклюзивный комментарий экспертному каналу атаман войска Александр Журавский.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.