Top.Mail.Ru
Политика
Новосибирская область
0

Двойка еще не отчисление. Как следует воспринимать рейтинги сибирских губернаторов

Центр развития региональной политики опубликовал свой традиционный «кремлевский» рейтинг российских губернаторов. Сибирские губернаторы расположились по всему рейтингу: есть двоечники, как кузбассовец Тулеев, так и «отличники» – иркутский губернатор Сергей Левченко. Корреспондент «ФедералПресс» выяснял, насколько данный рейтинг губернаторов важен в субъектах федерации и зависит ли внутренняя политика от его показателей.

«Левченко, стой!»

Авторы рейтинга поясняют, что приведенная оценка – «это сумма факторов, на основании которых прогнозируется вероятность отставки губернатора, усиления или ослабления по отношению к федеральному центру, а не показатель эффективности его работы». Опросы проводились среди ведущих экспертов по региональной политики – журналистов, политологов, общественных деятелей, представителей ветвей власти. Учитывались так же экономические показатели, данные спецслужб о спокойствии в регионе, инсайдерская информация и медиастатистика. Рейтинг разбит на пять частей, согласно пятибалльной шкале оценки. У сибирских губернаторов – следующее деление: «двойки» получили трое, удовлетворительное отношение Центра – у пятерых, и еще по паре «хорошистов» и «отличников».

По сравнению, с прошлогодним аналогичным рейтингом, очевиден прогресс: тогда было четыре губернатора с оценкой в два балла и ни одного с «пятеркой». Это и удивительно, потому что другой прошлогодний рейтинг от Центра развития региональной политики – «Рейтинг власти», посвященный Сибирскому федеральному округу, – фиксировал текущее лидерство Иркутской области и Забайкальского края. Более того, на Сергея Левченко, губернатора Иркутской области, давалась характеристика, которая не могла сложиться за один день. «Он открыт информационно и медийно. Проблемы, связанные с конфликтными муниципалитетами, постепенно разрешаются, благодаря умелой кадровой политике. Растут и экономические показатели: снижается госдолг, снижается инфляция, цены на пищевую продукцию. Таким образом, Левченко – пример того губернатора, каким ему позволяет быть непростое экономическое и политическое положение», – сообщалось в «Рейтинге власти».

Однако не все так восторженно встречают лидера рейтинга. «Провластные газеты и порталы написали, мол, губернатор молодец. Другая часть СМИ, оппозиционных Левченко, процитировали Администрацию президента РФ, которая заявила, что к рейтингу «мы никакого отношения не имеем». Поэтому будем считать, что его результаты в Иркутске обнулили в один день», – говорит иркутский политолог Алексей Петров. По мнению эксперта, самого губернатора оценка в рейтинге не особо волнует. «Он никогда не бегал за цифрами рейтингов и не думаю, что сейчас резко поменялось отношение к этому», – поясняет Петров.

«От курса не отступит»

Примерно схожее отношение к рейтингу и у губернатора Алтайского края Александра Карлина. В недавнем интервью «ФедералПресс» первое лицо края, отвечая на вопрос о критериях эффективности деятельности губернаторов, объяснил, что «есть два субъекта оценки качества работы губернатора: президент страны и избиратель. Как они эти оценки формируют, это уже другой вопрос». «Часто можно слышать мнение, что публикуемые рейтинги не влияют на внутреннюю политику. Власть, конечно, принимает решения, не дожидаясь действенности рейтингов, пытается работать на опережение. В частности, сразу после выборов в крае, когда «Единая Россия» во главе с губернатором показала самый низкий результат по стране, была переформатирована структура власти: создано правительство, причем с претензией на коалиционность. В состав были введены алтайский лидер ЛДПР Андрей Щукин и влиятельный депутат-коммунист Антон Васильев», – рассказывает алтайский политолог, депутат барнаульской городской Думы Геннадий Шейда.

Что до «двоечника» Тулеева, то, по мнению кузбасских экспертов, причина такой оценки – в наличии уголовного дела по АО «Разрез Инской», где замешаны заместители губернатора Александр Данильченко и Алексей Иванов, подозреваемые в вымогательстве, и череда отставок и скандалов, связанных с администрацией Кемеровской области. «Опубликованный рейтинг – это серьезный показатель, который может иметь глобальные последствия. Все будет зависеть от результатов расследования и судейского решения. С другой стороны, каким бы не был рейтинг, уверен, в Москве понимают, что нет причин для радикальных подвижек. Что до внутренней политики губернатора Тулеева, то могу сказать, что он не отступит от выбранного курса, как в развитии экономики, так и в социальной сфере. Ничего этому помешать не может», – рассуждает кузбасский политолог Виктор Желтов.

«Раскрытие не помешает»

Получается, что «кремлевский» рейтинг мало влияет на текущее положение дел в регионах, внутренняя политика больше зависит от иных факторов. Более того, существуют и другие рейтинги, в частности, «Рейтинг эффективности губернаторов» от Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), где тот же самый Тулеев стабильно входит в десятку самых лучших губернаторов, вместе с Рамзаном Кадыровым (Чеченская республика), Сергеем Собяниным (Москва) и Рустамом Миннихановым (Республика Татарстан). В этом, наверное, и скрывается, главный смысл подобных рейтингов – понимание, как выглядишь на фоне соседей. «Поэтому сотрудники любой администрации могут показать: мол, «на фоне СФО мы лучшие/худшие по таким-то показателям», значит, здесь нужно что-то сделать, а вот в этих вопросах можно немного расслабиться. Как сами губернаторы относятся к подробным рейтингам, не знаю, но не думаю, что они для них важнее, чем отношение к вышестоящей власти в лице полпреда и президента», – размышляет Алексей Петров. Его коллега из Новосибирска, политолог, заместитель декана факультета политики и международных отношений РАНХиГС Александр Барсуков уверен, что оценки в рейтинге – это инструмент демонстрации сигнала из Центра, хотя он не станет прямым основанием для принятия решений со стороны Москвы. «Рейтинги периодически меняются. Но нельзя говорить о том, что понижение или повышение оценки напрямую реально связано с повышением или падением популярности главы региона. Надо смотреть каждый конкретный случай», – уверен Барсуков.

Иногда хороший показатель в рейтингах ни к чему полезному не приводит. Например, экс-губернатор Новосибирской области Василий Юрченко в конце 2013 года значился на хорошем счету в ряде рейтингов, как например, в рейтинге политической выживаемости глав регионов от фонда «Петербургская политика», где получил «четверку». И это не помешало президенту Владимиру Путину сместить Василия Юрченко с поста губернатора.

Возможно, для понимания позиций губернаторов в нынешнем рейтинге от Центра развития региональной политики не помещали дополнительные данные и конкретные показатели, по которым Зимин и Тулеев получили «двойки». Об этом, кстати, и упомянул нынешний губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, когда отвечал на вопрос корреспондента «ФедералПресс». «Рейтинги – это всегда повод для сравнения, потому что он касается не только губернатора, но и жизни региона в целом. Хорошо, если бы они сопровождались раскрытием внутренней части, из чего складываются, по каким показателям, чтобы понимать, что лучше в других регионах, что можно взять на вооружение на перспективу», – пояснил Городецкий.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.