В апреле стало известно, что мэрия Новосибирска пришла к единому мнению по новой площадке для автовокзала. С учетом пожеланий инвестора было выбрано место бывшего Гусинобродского рынка. Планируется, что к концу 2018 году Новосибирск получит автостанцию на кемеровское направление. Корреспондент «ФедералПресс» выяснял, какая будет по счету нынешняя перезагрузка автовокзала.
В одной упряжке
Первые серьезные сообщения, что администрация Локтя планирует строительство нового автовокзала, появились в июне прошлого года. Тогда и был назван потенциальный инвестор – нынешний оператор действующего автовокзала ООО «Авто-Сервис». Андрей Гудовский, председатель совета директоров компании, бывший министр региональной политики при экс-губернаторе Юрченко, не отрицал наличие переговоров с мэрией, уточняя, что земля будет выдаваться на конкурсной основе.
Это так же подтвердил глава города в сентябре на прямой линии в редакции портала «Тайга.инфо», отметив, что муниципалитет понимает необходимость строительства новых автостанций, а не только благоустройство прежнего автовокзала. «Сейчас выбрано несколько площадок, мы ищем частных инвесторов. Скоро будет проведен конкурс по проектам. Победивший проект будет реализован. Один из остановочных пунктов планируется на Гусинобродском шоссе – там, где раньше была барахолка. На левом берегу тоже есть площадки. Это серьезная проблема. Одним автовокзалом нам не обойтись», – говорил тогда Анатолий Локоть.
Примерно в тоже время заговорили и о втором потенциальном инвесторе – бизнесмене Дмитрии Башмакове, девелопере и владельце торговых центров в Новосибирске, Екатеринбурге и Москве. Однако в итоге контракт был заключен с ООО «Авто-Сервис», а господин Башмаков, по его словам «Коммерсанту», «смог договориться с Гудовским». «В итоге мы нашли компромиссное решение. Для нас главное, чтобы в этом районе появился автовокзал с эффективным оператором, чтобы здесь развивался логистический центр», – заявил Дмитрий Башмаков в апреле нынешнего года. Сумма инвестиций от «Авто-Сервис» составит 120-150 млн рублей. Интересно, что в самой мэрии проект строительства автостанции на Гусинобродском шоссе относят к формату ГЧП – об этом говорил вице-мэр по городскому хозяйству Данияр Сафиуллин на круглом столе комиссии горсовета. Резонно предположить, что суть договоренности между структурами Башмакова и Гудовского сводится к следующему: Башмаков, как имеющий опыт в строительстве торговых центров, займется гостиницей и сопутствующей автовокзалу инфраструктурой, в то время как «Авто-Сервис» выполнит строительство самой автостанции на место бывшей «барахолки», которая отойдет в аренду предпринимателям на определенное количество лет. Готовый автовокзал будет в долевой собственности мэрии и инвесторов под совместным управлением.
Необходимо заметить, что при успешном выполнении проекта, мэрия не планирует закрывать основной автовокзал. По предварительным расчетам владельца ООО «Авто-Сервис» Игоря Кудина, пассажиропоток автовокзала в низкий сезон составляет 4-4,5 тыс человек в сутки, в то время прогнозируемый поток автостанции будет достигать 3 тыс человек в сутки. Это означает, что автостанция будет работать вместе с автовокзалом, поделив маршруты между собой. «Пока не будет найдена площадка для еще одного автовокзального комплекса», – объяснил господин Кудин в интервью «Коммерсанту».
Черная метка
При всех своих внешних минусах, действующий автовокзал действительно способен выдерживать до 6 тыс человек за сутки в пиковые сезоны функционирования. Главный недостаток автовокзала – затянувшаяся реконструкция. В нынешнем ноябре ей исполнится ровно15 лет – в 2003 году ЗАО «ОЛДВИ», специализировавшееся на жилищном строительстве, заключило контракт с муниципальным предприятием «ПАТП-4», тогдашним оператором автовокзала, на инвестиционный проект по «реконструкции автовокзала и созданию автотуристского комплекса». Как выяснится позже, на моменте банкротства «ОЛДВИ», собственные средства компания не вкладывала в реконструкцию, зато смогла привлечь более тридцати разных юридических лиц для инвестиций, пообещав площади в перестроенном здании. Эти самые дольщики до сих пор остаются для мэрии ахиллесовой пятой, потому как в случае окончания реконструкции, существует вероятность, что каждый из инвесторов может заблокировать работу автовокзала.
Мэрия смогла расторгнуть договор с «ОЛДВИ» только спустя девять лет, пытаясь найти нового генерального подрядчика. Интересно, что компанию «Стройконтакт», занявшуюся реконструкцией после выхода «ОЛДВИ» из проекта, так же постигла участь банкротства. На апрель 2017 года структура депутата горсовета Александра Родионовав имела 38 исполнительных производств, задолжав всем кому можно: мэрии, энергетикам, субподрядчикам и банкам.
За прошедшие шесть лет, мэрия, что при бывшем градоначальнике Владимире Городецком, что при Анатолии Локте, неоднократно заявляла о желании довести реконструкцию до логического завершения, называя необходимый срок максимум в год. При этом, найти инвесторов, способных вложить еще 120 млн рублей, при учете, что городской бюджет выделит 70 млн рублей, никак не удавалось. Само недостроенное здание удостаивалось различных нелицеприятных эпитетов – то «автовокзло» от бывшего главного редактора ИД «Алтапресс» Андрея Никитина, то «позорище», как назвал автовокзал главный архитектор Новосибирска Виктор Тимонов.
Именно в отсутствие инвестора и упирался проект автовокзала. У мэрии еще два года назад возникла идея строительства нескольких автостанций на разных направлениях: Толмачево, район бывшего «Молкомбината» и Гусинобродское шоссе. Что до проекта самого здания, то здесь сложностей не возникнет – многие архитекторы Новосибирска могут взяться за эскиз. В частности, о своем желании спроектировать автовокзал говорил корреспонденту «ФедералПресс» Владимир Авксентюк, известный по строительству железнодорожных вокзалов по всей Сибири.
И хотя нынешний проект ГЧП с ООО «Авто-Сервис» выглядит более чем вероятным, в самой мэрии, похоже, царит сдержанный оптимизм. Потому и не разглашается, какие траты будут у участников проекта. «Окончательные объемы инвестиций и доли собственников будут определены после подписания акта о завершении инвестиционного договора на основании фактической доли затрат»,– цитирует «Коммерсант» пресс-службу мэрии. Оно и понятно – заранее раскрыть карты и получить еще один долгострой на 15 лет никто не желает.