Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Матвиенко и Володин усиливают конституционные права законодателей

Спикеры обеих палат российского парламента планомерно продолжают политику повышения веса и значимости законодательной власти в регионах. Нарушенное статус-кво сенаторов и депутатов может быть восстановлено уже до конца весенней сессии. Инициатива Вячеслава Володина и Валентины Матвиенко, по сути, призвана усилить контрольные функции законодателей. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Поправки сразу в два федеральных закона – «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», внесенные в нижнюю палату парламента несколько дней назад, будут рассмотрены уже на следующей неделе. Авторы документа – среди них спикеры обеих палат Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин – совместными усилиями решили укрепить позиции своих коллег, причем как федерального, так и регионального уровня, и тем самым усилить их контрольные функции в отношении органов исполнительной власти, которые за последние годы были существенно нивелированы.

В случае принятия законопроекта (сомнений в этом, в общем-то, ни у кого не возникает, если судить по списку его авторов) чиновникам всех уровней (это касается руководителей федеральных структур и их территориальных органов, региональных органов исполнительной власти и МСУ) придется в обязательном порядке, правда, в пределах своей компетенции, «обеспечивать члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы условия для осуществления ими своих полномочий». Кроме того, после принятия закона сенаторы и депутаты Госдумы получат привилегию – должностные лица любых госструктур, органов МСУ и организаций, независимо от форм собственности, обязаны будут принимать их в первоочередном порядке.

Также руководителям территориальных органов федеральных структур теперь будет вменена обязанность по приглашению депутатов выступать на заседаниях региональных заксобраний с информацией о результатах деятельности ведомства. Причем парламентарии могут направить такое приглашение с интересующими их вопросами всего за пять дней до проведения собрания. Отказаться от личной встречи с депутатами чиновники смогут только по уважительной причине, но даже и в этом случае они обязаны будут прислать вместо себя кого-то из подчиненных, обладающих необходимой компетенцией.

Заместитель председателя Совета по правам человека при президенте России Евгений Бобров воздержался от оценки внесенной инициативы. Он лишь подтвердил, что уровень взаимоотношений между представителями исполнительной и законодательной власти в регионах разный. «Это зависит от истории и существа их взаимоотношений: если отношения бесконфликтны изначально, то там, как правило, есть преемственность (она есть во многих регионах). Там, где наблюдаются конфликты (например, когда главой субъекта назначают выходца из другого региона, и он свою команду туда перетягивает, вследствие чего с местными элитами из законодательного собрания неминуемо будет конфликт), и развитие будет тормозиться, и общая социально-экономическая обстановка будет ухудшаться», - пояснил Бобров.

По мнению директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина, «контрольные функции (законодательных органов власти, - ред.) сейчас игнорируются». «У нас роль парламента де-юре одна, а де-факто за последние 15 лет она, во многом благодаря самим парламентариям, стала гораздо ниже, чем это предусмотрено и буквой закона, и, самое главное, духом закона, - отметил Салин. – В 90-е годы, когда создавалась вся нормативно-правовая база, вес и депутата Госдумы, и члена Совета Федерации был гораздо выше, и практически каждый депутат Госдумы мог себе позволить быть политиком федерального уровня. Последние лет 10-15 обычный депутат Госдумы, если он не председатель комитета, — по сути, обычный статист».

Как отметил политтехнолог Андрей Колядин, «дополнительные подзаконные акты» приходится вводить для того, чтобы «депутаты могли выполнять свои функции, предусмотренные Конституцией». «За время долгой работы было сделано так, что законодательная власть контролируются исполнительной, включая выбор ее представителей. Все эти списки так или иначе проходят через Администрацию президента или губернаторов, оттуда вычищались не только люди с криминальным прошлым, но и те, которые не нравятся власти. Соответственно, формировалось такое молчаливое большинство, которое было априори согласно со всеми действиями власти. И, если от власти последовала бы команда завтра прийти на работу голыми, я думаю, изрядная часть депутатов вынуждена была бы это сделать. Соответственно, надо эту ситуацию менять, в соответствие с Конституцией хотя бы», - считает Колядин.

Собственно, поэтому Андрей Колядин скептически смотрит на внесенную инициативу. Он полагает, что сегодня нужно не принимать новые законы, а обеспечить исполнение действующих положений Конституции. «Начинаться все должно с выборов, - отметил политолог. – На них должны идти люди, которые интересны народу и которые способны пройти выборный цикл без всяких фильтров и отсеиваний со стороны исполнительной власти».

Как поведут себя региональные депутаты после принятия закона, по мнению политолога Павла Салина, зависит от них самих. «Сейчас регионы показывают зубы, и их отношение к федеральной власти не очень хорошее. Думаю, что имплементация закона, в какой бы форме он ни был принят, какие бы положения в нем ни были, столкнется с серьезными трудностями. Потому что в регионах подспудно негативное отношение к федеральному центру увеличивается», - полагает Салин.

Фото - Алексея Дружинина, РИА Новости

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.