Top.Mail.Ru
Промышленность
Самарская область
1

Самарские власти купят у Дерипаски пикирующий авиазавод

В 2016 году непокрытый убыток ОАО «Авиакор – авиационный завод» составил 3,8 млрд рублей
Самарские власти купят у Дерипаски пикирующий авиазавод
По словам губернатора Самарской области, долги предприятия составляют около 8 млрд рублей

Губернатор Николай Меркушкин сообщил, что очередной раунд переговоров о переходе компании «Авиакор – авиационный завод» в собственность Самарской области пройдет в начале грядущего лета – на Петербургском международном экономическом форуме. Разговоры о такой смене собственника предприятия, ныне принадлежащего корпорации «Русские машины» Олега Дерипаски, шли еще с 2014 года, но идея обрела очертания в публичной сфере только весной этого года. В апреле Николай Меркушкин рассказывал, что Дерипаска готов продать завод самарским властям «за один условный рубль», но пока стороны так и не пришли к согласию: неясно, что делать с долгами предприятия, которые, по словам главы региона, составляют около 8 млрд рублей. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Грех уныния

Ситуация на авиазаводе сложная: по итогам 2016 года непокрытый убыток предприятия составил 3,8 млрд рублей, а процентное соотношение непокрытого убытка и балансовой стоимости активов отражается величиной -59,1 %.

В годовом отчете за 2016 год, опубликованном в начале апреля 2017 года, положение завода на рынке оценили не слишком радужно. «В целом, динамика производственной деятельности предприятия – тенденция к спаду. Особенно существенное негативное влияние на деятельность предприятия оказывает снятие с коммерческой эксплуатации самолета Ту-154, обслуживание и ремонт которого являлось основным продуктом деятельности предприятия, и это происходит в тот момент, когда проект Ан-140 закрывается, в том числе, в связи политической ситуацией в Украине», - говорится в документах ОАО «Авиакор – авиационный завод».

Хорошие новости заключаются в том, что сегодня самарское предприятие – монополист на рынке капитального ремонта самолетов Ту-154. Бывшие конкуренты – ООО «Завод-411 ГА» (Минеральные Воды) и ОАО «ВАРЗ-400» (Москва) – больше не оказывают таких услуг. Плохие новости – остановлено производство самолетов Ан-140, а в качестве площадки для строительства Ил-114 власти выбрали ОАО «Сокол» (Нижний Новгород).

Руководство ОАО «Авиакор – авиационный завод» возлагает надежды на будущие контракты с предприятиями ОАК (ОАО «ВАСО», ТАНТК им. Бериева, ЗАО «Авиастар-СП») на поставку комплектующих изделий для самолетов, входящих в продуктовую линейку ОАК.

Черная полоса

Последние годы самарский завод преследует череда неудач. Перспективный проект производства самолетов Ил-114, на который претендовал «Авиакор», получили нижегородские авиастроители. ПАО «Туполев» увеличил срок межремонтный срок службы Ту-154 до 15 лет, что ударило по количеству соответствующих заказов.

В августе 2015 года предприятие остановило производство самолетов Ан-140. Украинские компании отказались поставлять необходимые комплектующие, позже ГП «Антонов» и вовсе подало в арбитражный суд иск, требуя 5,35 млн долларов за использование товарного знака. Позднее сумма долга снизилась до 2,9 млн рублей.

Остановка производства Ан-140 повлекла за собой судебные тяжбы «Авиакора» с Министерством обороны РФ: было сорвано выполнение оборонного контракта.
С начала 2017 года представители ОАО «Авиакор – авиационный завод» подали в арбитражный суд пять исков против ПАО «Туполев» и выступили ответчиками в четырех тяжбах. В 2016 году счет судебных споров с участием самарской компании идет на десятки.

Бросать нельзя спасти

Заместитель председателя комитета по промышленности самарской губернской думы Виктор Егоршин считает, что судьбу авиазавода следует решать, используя государственный подход. «В губернской думе этот вопрос пока не обсуждался, но думаю, что будет обсуждаться. Авиационный завод очень важен с социальной точки зрения. Он кормит тысячи работников и членов их семей, нельзя просто взять и пустить его под нож. Да, там много проблем, есть долги. Но к таким вопросам стоит подходить с государственной точки зрения. Нужно находить варианты решения, губернатор Самарской области именно этим сейчас и занимается. Вопрос, конечно, не простой, но решать его надо», - сказал он.

Почетный президент Национального института профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов Дмитрий Яковенко сомневается в эффективности покупки регионом проблемного предприятия. «Численность работников завода – приблизительно 2600 человек, из которых 45 % – это административно-управленческий персонал. Если выкупать такое предприятие с 8 млрд рублей долгов, на сохранение каждого рабочего места будет потрачено более 3 млн рублей. Сохранение 2600 рабочих мест обойдется слишком дорого не столько для бюджета, сколько для налогоплательщиков, которые, к слову, являются еще и избирателями. Есть отрасли, которые априори могут быть конкурентными только при поддержке федерального центра и которые региональные власти сделать рентабельными никогда не смогут. Авиационная промышленность относится как раз к таким отраслям. Для Дерипаски выкуп такого убыточного предприятия – это удачный выход из «супер-рискового» бизнеса. А для области – это хомут. Не удивлюсь, если тот, кто проталкивает губернатору идею с выкупом этого завода, имеет свой корыстный интерес и комиссионные от Дерипаски», - предположил Дмитрий Яковенко.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.