С конца марта независимые пенсионные фонды (НПФ) страны буквально завалены многочисленными жалобами клиентов по вопросам перевода из одного фонда в другой. Ведущие НПФы страны получили тысячи обращений от россиян по итогам переходной кампании 2016 года. По словам экспертов, в том числе, это связано с массовыми фактами мошенничества при регистрации граждан в официальном реестре Пенсионного фонда РФ. Подробности – в публикации «ФедералПресс».
Перевести нельзя дублировать
По данным «Коммерсанта», по итогам кампании 2016 года граждане подали 12 млн заявлений о смене пенсионного фонда или управляющей компании. При этом положительное решение было принято лишь по 6,5 млн заявлений, что составляет лишь 54,2 % от общего числа. Из общего числа подавших заявления россиян 46 % получили официальный отказ в переводе своих пенсионных накоплений в другие независимые фонды. Самой распространенной причиной отказа стали дублирующиеся заявления граждан и заявления без договоров с НПФами. Причем доподлинно неизвестно, были ли такие заявления действительно поданы их нынешними страховщиками, агентами или самими клиентами. В ряде случаев, как указывают несостоявшиеся клиенты НПФов, второго заявления они не писали и не подавали.
Отметим, что жалобы по проблемам перевода из одного пенсионного фонда в другой можно подавать как из личного кабинета, доступ в который граждане получают в момент подписания договоров, так и в специальных разделах на сайтах НПФов. Как поясняют в самих фондах, такая работа ведется в связи с резким ростом подобных обращений.
«На текущий момент зарегистрировано более 40 тыс. жалоб граждан, которые по переходной кампании 2016 года получили отказ в переводе накоплений в НПФ Сбербанка, и они продолжают поступать», – сообщил коммерческий директор НПФ Сбербанка Олег Мошляк.
При этом «ВТБ Пенсионный фонд» к настоящему времени получил 2,3 тыс. подобных обращений, где клиенты чаще всего указывают, что они не подавали каких-либо дополнительных заявлений на перевод своих пенсионных накоплений в другие НПФы.
«По итогам переходной кампании 2016 года в наш фонд поступило много жалоб от граждан о том, что им было отказано в переводе пенсионных накоплений в «ВТБ Пенсионный фонд». В результате нами была проведена большая работа по анализу реестра, полученного из ПФР, с результатами переходной кампании. Анализ показал, что одна из основных причин отказов – поступление от клиентов «вторых заявлений». Мы работаем с каждым таким клиентом. На сегодняшний день мы получили уже 2,3 тысячи обращений от граждан, в которых утверждается, что они не подавали каких-либо дополнительных заявлений на перевод своих пенсионных накоплений в другие НПФ в течении года, – пояснила в комментарии «ФедералПресс» гендиректор «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская. – В настоящее время обращения от граждан продолжают поступать. Для удобства на нашем сайте размещены формы обращений. Также мы оказываем максимальное содействие застрахованным лицам в оспаривании отказа в переводе средств в ВТБ Пенсионный фонд с помощью регулирующих, надзорных и следственных органов».
Как пояснили нашему экспертному каналу в ведущих пенсионных фондах страны, сегодня на рынке две большие проблемы – одна из них мошенничество со стороны отдельных НПФов, которые незаконным путем получают, по сути – дублируют, заявления граждан, после чего эти данные регистрируют в общем реестре Пенсионного фонда России. Как следствие, ПФР отказывает заявителям в переводе из одного фонда в другой в связи с дублированием заявлений. «Бывают случаи, когда люди, не глядя, подписывают дублирующие заявления, – уточнили в комментарии «ФедералПресс» эксперты рынка пенсионных накоплений. – Но есть случаи, когда клиенты не писали заявлений о переводе своих средств, но данные о них также попадают в реестр Пенсионного фонда».
Таким образом, на лицо факты реального мошенничества в процедуре перевода клиентов и их пенсионных накоплений из одного фонда в другой. При этом часть клиентов получает отказ в переводе со стороны ПФР по причине дублирующих заявлений, а другая часть – уже переведена в другие независимые пенсионные фонды, хотя заявлений об этом клиенты не писали. В ответ Пенсионный фонд РФ «спускает» НПФам общий реестр, где все это как раз и отражено.
«Если копнуть глубже, ситуация в ПФР совсем не оптимистична»
«В результате обзвона граждан, получивших отказ в переходе в «ВТБ Пенсионный фонд», более 70 % из них подтверждают, что не подавали повторных заявлений в течение года», – пояснила гендиректор фонда Лариса Горчаковская.
Данные Банка России также свидетельствуют о росте жалоб по вопросам перевода накоплений в другие НПФ – по состоянию на середину мая 2017 года количество обращений в десятки раз превысило общее количество обращений за весь 2016 год.
Риски перевода в другой НПФ
По мнению представителей ведущих независимых пенсионных фондов, главная причина такой неразберихи и часто бесконтрольности – порядок перевода россиян из одного НПФа в другой, при котором, по сути, никто ни за что не отвечает. Кроме того, далеко не всегда страховщики информируют клиентов о возможной потере инвестиционного дохода при досрочном переходе в другой фонд. Напомним, что согласно действующему законодательству, такое право есть у граждан раз в пять лет.
«Принципиально важно для наведения порядка, чтобы информирование клиентов обо всех рисках при переходах было возложено на текущего страховщика, а не на ПФР», – убежден президент АНПФ Сергей Беляков.
«Ситуация, в которой граждане неосознанно принимают решения о судьбе своих накоплений, должна быть исправлена как можно скорее. В противном случае граждане так и будут оставаться жертвами не всегда здоровой конкуренции на пенсионном рынке», – считает гендиректор «ЛУКОЙЛ-Гаранта» Денис Рудоманенко.
По мнению советника по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер» Сергея Хестанова, главной причиной возникновения регулярных проблем, связанных с переходом клиентов из одного НПФа в другой, является отсутствие публичной, доступной для контроля со стороны граждан, системы трансферта застрахованных лиц. «Именно отсутствие этой системы и порождает злоупотребления, главным источником которых, как правило, являются недобросовестные агенты. Обычно агенты получают вознаграждение, пропорциональное числу лиц, переведенных в аффилированный НПФ. Используя базу данных паспортов граждан, которую легко найти в публичном доступе, недобросовестные агенты банально фабрикуют заявления о переводе накопительной части пенсии, после чего получают вознаграждение. А отсутствие системы контроля приводит к тому, что граждане узнают об этом только постфактум, – пояснил в комментарии «ФедералПресс» Сергей Хестанов. – И поскольку сами недобросовестные агенты не знают о факте перевода конкретного гражданина из одного НПФ в другой, часто заявления дублируются. ПФР, обнаружив дублирование заявлений по конкретному гражданину, блокирует оба заявления. Это и затрудняет даже добросовестный переход граждан из одного НПФ в другой. Без законодательных новаций разрешить эту проблему в принципе невозможно. Как вариант, можно предложить для граждан смену НПФ только через портал Госуслуг, с автоматической блокировкой после первого перехода в данном году. Это защитит гражданина от банальной забывчивости, когда человек может подать два заявления на переход в течение года».
Между тем законопроект об изменении порядка переходов клиентов из одного пенсионного фонда в другой обсуждается отраслью уже около полутора лет, однако до чтений в Госдуме он так и не дошел. Как уточняет «Коммерсант», в настоящее время Центробанк совместно с Пенсионным фондом России осуществляет выборочную проверку порядка предоставления НПФ в ПФР уведомлений о вновь заключенных договорах, а также порядка поступления заявлений застрахованных лиц о выборе страховщика. Одновременно мегарегулятор выступает «за скорейшее принятие поправок в законодательство, которые находятся на рассмотрении в Госдуме».
«Мы, как и в прошлом году, получаем жалобы на отказ в переводе накоплений, на неправомерный перевод, а также на то, что застрахованных лиц не проинформировали о потере инвестдохода при переводе в другой фонд. Число таких жалоб выросло по сравнению с прошлым годом, но тенденция наметилась еще годом ранее. Это связано с недостатками законодательства, относящегося к переходам застрахованных лиц, которое не предполагает информирования о потере инвестдохода. Мы продолжаем настаивать на том, что необходимо вносить изменения в порядок смены НПФ, когда застрахованное лицо должно будет подавать заявление о переводе пенсионных накоплений текущему страховщику», – пояснил в комментарии «ФедералПресс» представитель НПФ «Сафмар».
В свою очередь глава Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов подчеркнул, что на фоне беспрецедентного роста количества жалоб единственная для граждан возможность отстоять свои права и выбор НПФ – это обращение в суд и правоохранительные органы. «Расследования должны дать по рукам мошенникам, направляющим дублирующие заявления», – заявил эксперт.
Легкие деньги или ужесточение конкуренции
Как рассказали «ФедералПресс» ведущие финансовые аналитики, сегодня взимание комиссии за управление пенсионными накоплениями – это относительно «легкие деньги». Неслучайно пенсионные фонды сейчас работают практически при каждой инвестиционной компании и крупном банке.
«В последние годы борьба между НПФ за управление пенсионными накоплениями россиян заметно обострилась. Правила перевода средств из фонда в фонд достаточно простые – нужно лишь заявление за подписью владельца. Показательно, что операционисты банков при проведении любой операции дополнительно предлагают перевести пенсионные накопления в соответствующий НПФ. Учитывая невысокую грамотность населения, вполне возможно, что немало клиентов соглашаются на перевод своих пенсионных накоплений сразу в несколько пенсионных фондов. Кроме того, отмечаются случаи мошенничества – для перевода достаточно знать фамилию, номер СНИЛС и подделывать подпись владельца», – пояснил в комментарии «ФедералПресс» старший аналитик компании «Альпари» Роман Ткачук.
По мнению эксперта, решить проблему с переводом из одного фонда в другой может ужесточение правил смены НПФ (например, граждане должны лично обратится с требованием перевода своих пенсионных средств в другой фонд) и создание единой базы НПФ. «В этом случае по номеру СНИЛС/паспорт можно будет быстро определить, в каком НПФ сейчас находятся средства и никаких разночтений не будет, – убежден Роман Ткачук. – Но создание базы – дорогое мероприятие и пока российские власти не решаются на этот шаг. Пока проблемы не носят массовый характер и решаются по мере поступления».
Напомним, что Концепцию индивидуального пенсионного капитала Минфин и Центробанк России представили в сентябре прошлого года. Как ранее сообщал «ФедералПресс», она предусматривает автоматическую подписку граждан на отчисления в НПФ. Предполагается, что тариф страховых взносов сохранится, но сверх этого граждане будут автоматически включены в формирование добровольных пенсионных накоплений. При этом первый зампред Центробанка Сергей Швецов заявлял, что система индивидуального пенсионного капитала поможет россиянам преодолеть слабости и накопить на достойную старость.