«ФедералПресс» продолжает серию публикаций, посвященную ведущий представителям реального бизнеса в России. Работающий в настоящий момент в Нижегородской области заслуженный металлург и меценат Виктор Клочай является уникальным руководителем – в начале нулевых ему удалось управлять двумя крупнейшими автомобильными заводами одновременно. Подробности в материале «ФедералПресс».
В 2001 году Виктор Клочай становится генеральным директором «Заволжского моторного завода». За небольшой период работы ЗМЗ был выведен на рентабельный уровень, тем самым была сохранена социальная стабильность во всем регионе. Через год Клочай одновременно руководит уже двумя заводами: Заволжским моторным и Ульяновским автомобильным, и это уникальный случай в истории российского автомобилестроения, когда двумя крупнейшими заводами руководил один директор. И здесь Виктор Клочай проявил себя грамотным, инициативным, неординарно мыслящим современным управленцем, который успешно справился и с комплексным улучшением производства, и с многомесячной задолженностью перед бюджетом, и с ликвидацией задержек по выплате заработной платы. Расстояние между заводами – 600 километров. И даже выделенный самолет Як-40 не всегда выручал. Генеральный директор работал, спал и жил на заводе. Когда Клочай принял УАЗ, убытки предприятия превышали 250 миллионов рублей. Не прошло и года, как завод стал работать с прибылью. А в 2003 Клочай возглавил ОАО «Север-авто».
«В начале, 2000-х я работал заместителем директора сборочно-кузовного производства. Когда Клочая назначили генеральным директором УАЗа, мы обходили все наше производство и подробно разбирались в ситуации. Я до сих пор считаю, что мне очень крупно повезло, что я работал с таким человеком, это действительно настоящий руководитель. Не чиновник, и не карьерист, а руководитель, который умеет спросить, умеет разговаривать с людьми. За время работы он ни разу не наказал работника просто так. Я не однократно приходил к нему, Клочай и сам говорил: «Дверь ко мне всегда открыта». Но разговор строился всегда в ключе «предупредить болезнь, а не лечить последствия». Клочай умел и умеет заворожить коллектив, на всех совещаниях у нас было очень тихо, его умение сплотить коллектив привело к результатам в течение года, - рассказал руководитель профкома УАЗа Виктор Бычков. Не могу говорить за Клочая, почему он стал заниматься своим бизнесом, но я не думаю, что его бизнес имеет только цель лично обогатиться. Думаю, что он рассчитывает чтобы зарабатывал, и люди, которые с ним работают».
Напомним, Виктор Клочай является основным акционером завода «Русполимет». В 2017 году предприятие рассчитывает увеличить доходность на 1 млрд рублей, однако многое будет зависеть от экономических трендов не только внутри России, отмечает Клочай. По его словам, в 2016 году физические объемы производства несколько снизились из-за потери продаж на Украине и прогнувшегося машиностроительного рынка, однако доходы показали прирост, достаточный для выполнения обязательств перед поставщиками и обслуживания банками кредитов предприятия. Прибыль от продаж в 2016 году увеличилась на 13,3 % до 1,93 млрд рублей, завод завершил год с чистой прибылью 303,689 млн рублей. Перед «Русполиметом» стоит задача в течение двух лет увеличить экспорт на 35 %.
«Таких руководителей, как Клочай, надо еще найти. Буквально за год он сумел поднять на другой уровень экономику предприятия, социальное положение работников, повысил как зарплата, так и производительность труда. Многие проекты были реализованы именно при нем, в том числе и социального характера», - вспоминает руководитель профкома Заволжского моторного завода Виктор Зинченко.
Отдельно отметим, что после ухода в бизнес Клочай как прочувствовал на себе все издержки своего дела. В настоящий момент градообразующее для Кулебак предприятие «Русполимет» находится в состоянии судебного конфликта. Первый апелляционный арбитражный суд взыскал (http://fedpress.ru/article/1761846 ) в пользу НПО «Авиатехнология» почти 855 млн рублей компенсации за проданные в 2004 году акции ЗАО «Кулебакский кольцепрокатный завод» и ЗАО «Кулебакский металлургический завод», впоследствии объединенные в «Русполимет». Рассмотрение дела в кассационной инстанции продолжится 11 мая.
«Когда градообразующее предприятие работает достаточно эффективно, развивает вокруг себя городскую среду проживания, которую сами горожане хотят видеть, то, когда оно по какой-либо причине вынуждено прекратить свою деятельность, это ведет как к ухудшению самой среды, ухудшению качества жизни, так и социальной напряженности. Если общество заинтересовано в развитии моногородов, градообразующих предприятий, наверное, государству нужно предусмотреть и защиту таких градообразующих предприятий от тех факторов, которые могут вдруг откуда-то нарисоваться», – полагает эксперт рабочей группы Общероссийского народного фронта Дмитрий Стерхов.
11 мая кассационная инстанция арбитражного суда отменила решения судов нижестоящих инстанций в части взыскания с ПАО «Русполимет» 855 млн рублей по иску АО «НПО Авиатехнология». Суд постановил вернуть средства, перечисленные ранее на депозит кассационной инстанции, ответчику. Несмотря на то, что истец будет обжаловать решение в Верховном суде РФ в самой компании уверены в своей правоте и намерены использовать эти деньги на развитие.