Top.Mail.Ru
Экономика
Калининградская область
0

«Калининграду открылась Америка». Почему из полуэксклава легче наладить российский экспорт

Географическое положение самой маленькой области РФ может стать ее преимуществом за счет развития экспортного потенциала: в частности, в обособленном регионе проще подтвердить качество и безопасность сельскохозяйственной продукции. Чем еще Калининградская область может заинтересовать отечественных экспортеров и почему производителям Янтарного края легче поставлять свою продукцию за рубеж, нежели на территорию «большой России», – в материале «ФедералПресс».

«Евросоюз ближе, но останавливаться нельзя»

Калининградская область занимает 35 место в России по объему экспорта. В первом квартале этого года, по данным Российского экспортного центра (РЭЦ), местные производители отправили за рубеж продукции на 380 млн долларов. При этом 87 % экспорта составляют несырьевые товары. Возглавляют список вывозимой заграницу продукции масла, корма и зерно. РЭЦ также фиксирует рост в экспорте черных металлов, готовых продуктов из мяса и рыбы, пластмасс и изделий из них, свежей рыбы и морепродуктов.

Всего в Янтарном крае около 350 активных экспортеров, но львиная доля экспорта приходится на одного производителя. «Около 85 процентов экспорта в 2016 году у нас занимала компания «Содружество-Соя», – констатировал руководитель обособленного подразделения Российского экспортного центра в Калининграде Александр Пряхин. По его словам, структура оставшихся 15 % отличается большим разнообразием, как и география поставок. В январе-апреле в тройке лидеров стран-партнеров были Алжир, Норвегия и Китай. На четвертом месте – поставки на Кубу. Свои товары калининградские экспортеры продают также в Германии, Марокко, Польше, Дании, Швеции, Финляндии и других государствах.

«В Алжир поставляем масла, жиры и черные металлы. На Кубу – колесные транспортные средства, механическое оборудование, а также масла и жиры. В Германию – продукты неорганической химии. И все же я бы не говорил о том, что есть определенная география поставок. Есть весь мир, – отметил Александр Пряхин. – Понятно, что к нам ближе Литва, Польша, Евросоюз, но на этом останавливаться нельзя. Уже есть успехи в экспорте, которых никогда не было. Например, для Калининградской области открылась Америка – мы можем это констатировать: скоро подпишем второй контракт. В этом направлении будут работать уже две калининградские компании, представители малого и среднего бизнеса – Калининградский мотозавод и производитель дверей «Балтвуд».

Перспективы открываются и в направлении Китая, где, по информации РЭЦ, хорошо продаются российские товары, особенно продукты питания. Доступ на перспективный рынок КНР упростил запуск регулярного железнодорожного сообщения. Специальный поезд из пункта Ворсино в Калужской области два раза в месяц доставляет грузы в порт Далянь и китайский город Шилун. Причем, если морским транспортом товар доходит до Поднебесной в течение 40 суток и более, то срок доставки по железной дороге составляет всего две недели.

«Талмуд на каждую консервную банку»

Калининградским предпринимателям до того же Ворсино добраться сложнее, чем представителям любого другого региона России, поскольку груз надо перевозить через границу. Более того, поставки калининградской продукции в любой российский город оформляются по внешнеэкономическим правилам.

«Товар, который произведен в Калининградской области, оформляется на Россию сложнее, чем товары, которые просто импортируются, – рассказал президент Балтийского делового клуба, председатель совета директоров рыболовецкого колхоза «За Родину», экс-министр сельского хозяйства Калининградской области Сергей Лютаревич. – Я могу вам показать, как мы описываем банку шпрот: указываем, где взяли масло, когда и откуда его привезли, сколько из него сделали продукции, где взяли перец. Талмуд на каждую консервную банку. Надо упростить эти правила. Понятие «черная дыра» – ярлык, который на нас повесили, – это глупость. Пусть посмотрят, как ввозится сюда и вывозится отсюда товар, как он здесь производится, кругом одни границы – попробуй вывезти что-нибудь».

Ярлык «край непуганых контрабандистов» Калининградская область получила в 90-е годы, и, хотя он давно уже неактуален, контролирующие органы проявляют пристальное внимание к местной продукции. Тем не менее, географическая обособленность области может стать конкурентным преимуществом в плане экспорта, полагает глава Балтийского делового клуба. «Экспорт из Российской Федерации вначале легче наладить как экспорт из Калининградской области, потому что она маленькая, и ее легче проверить сельхознадзору и ветеринарным службам других стран, – пояснил Сергей Лютаревич. – Допустим, представители Китая говорили, что не могут завозить из России мясо, потому что где-нибудь в стране у скота обнаружится то чумка, то другая болезнь. А вот Калининградская область закрыта, можно проверить всю территорию и всю продукцию, которая производится здесь, и спокойно запускать на западные и восточные рынки. Этот потенциал региона надо использовать, и это уже пытается сделать «Мираторг».

К слову, в Янтарном крае, по данным Калининградской межобластной ветеринарной лаборатории, нет природных очагов опасных инфекций, как нет и чумы среди животных – вспышки этого заболевания не фиксировались с 2000-х.

«Посмотрите на Европу, Азию, Африку»

«Экспортировать из Калининградской области легче, чем возить на территорию России, даже просто с точки зрения таможенного администрирования, – подтвердил Александр Пряхин. – Для экспортеров упрощены многие механизмы, сокращено время оформления документов, нет сложной идентификационной процедуры для подтверждения статуса товара, которая обязательна для калининградских компаний, вывозящих свою продукцию в другие регионы России».

И с точки зрения логистики чужбина зачастую доступнее родины, поскольку автомобильные и железнодорожные маршруты в «большую Россию» пролегают через прибалтийские государства, либо через Польшу и Белоруссию. «С точки зрения отправки на экспорт с логистикой у нас все очень здорово. У нас есть порты и успешные примеры. В их числе – стопроцентно экспортоориентированное предприятие «Вера», которое производит высококлассные топливные гранулы и отправляет их из Калининградского порта в Европу. Казалось бы, Америка далеко, но на сегодня уже есть практика – срок доставки в США из Калининграда составляет от 18 дней. Мы в этом плане имеем даже большее конкурентное преимущество, чем Китай», – рассказал представитель регионального подразделения РЭЦ.

Немаловажно и то, что государство будет возмещать экспортерам затраты на поставки за рубеж. Как сообщил Александр Пряхин, уже принято решение и начинает работать механизм субсидирования перевозок: «Перечень продукции – в соответствующем постановлении правительства. Не все сто процентов товаров подпадают под субсидирование, но перечень достаточно большой. Он включает всю сферу обрабатывающей промышленности, а также сферу высокотехнологичного экспорта, который сейчас в приоритете».

По словам собеседника «ФедералПресс», ключевые особенности Калининградской области можно расценивать как конкурентные преимущества для экспортоориентированных компаний. «Одновременно два режима – свободной таможенной зоны и особой экономической зоны – не работают нигде, по крайней мере, я не знаю таких примеров. Взять предприятие, которое использует часть комплектующих или сырье иностранного производства. Импорт вы можете ввезти на территорию Калининградской области в режиме свободной таможенной зоны, без уплаты таможенных пошлин и таможенного НДС. Затем произвести здесь продукцию и экспортировать ее. При этом вы можете использовать режим особой экономической зоны, а это две ключевые льготы – налог на прибыль и налог на имущество», – подчеркнул Александр Пряхин.

Неважно, куда отправляется товар из Калининграда – на зарубежные или российские прилавки, продукция в любом случае сертифицируется. «Для экспорта есть свои особенности и требования. В ЕС, например, это декларации на соответствие, несколько директив, которые определяют, чему должна соответствовать продукция, а также определенные компании, которые имеют право проводить исследования. И это затраты, но мы эти затраты в дальнейшем компенсируем, а вот российские затраты по сертификации не компенсируются», – заметил Александр Пряхин.

На самом деле, государство оказывает существенную поддержку экспортерам, в том числе финансовую. В частности, на сертификацию компенсируется до 90 % затрат. В прошлом году в Калининградской области, как рассказал представитель регионального подразделения РЭЦ, этой услугой воспользовались три компании, размер компенсаций составил от 300 тысяч до 3 млн рублей. Экспортеры также имеют возможность возместить расходы на получение патента, участие в международных выставках, получить льготный кредит.

Прельстит ли экспортный потенциал производителей из других регионов России – вопрос дискуссионный. А вот для многих калининградских предприятий, которые имели конкурентные преимущества перед другими российскими производителями до 1 апреля 2016 года, пока действовали определенные механизмы ОЭЗ, экспортная направленность может стать выходом из трудной ситуации. «Если возникли сложности со сбытом на российский рынок, то, наверное, надо посмотреть на другие рынки – Европы, Азии, Африки, – считает Александр Пряхин. – Калининградский мотозавод, например, прошел все стадии проблемных вопросов, связанных с реализацией их продукции на территории Российской Федерации. Экспорт стал возможностью для развития предприятия – там создали новый продукт, который стал востребованным на европейском рынке, а затем для мотозавода открылся американский рынок. Сейчас уже встал вопрос о строительстве завода».

Стоит отметить, что поддержку экспортеров в России осуществляют сразу несколько организаций, в том числе РЭЦ, Торгово-промышленная палата, Центр поддержки экспорта. При этом помощь оказывается на любом этапе экспортной деятельности.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.