На IV Гражданском форуме «Архыз XXI» обсудили экологические проблемы Ставропольского края и Карачаево-Черкесской республики. Оказалось, с сохранением лесов дела идут куда лучше, чем с ликвидацией несанкционированных свалок и защитой курортных зон. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Нелегальный мусор
В год в Карачаево-Черкесии производят 200 тысяч тонн твердых бытовых отходов. Из них в самом Черкесске – 60 тысяч тонн. Действующих полигонов для решения проблемы с ТБО, по мнению экспертов, недостаточно. Поэтому правительство республики заключило с министерством природных ресурсов КЧР соглашение по созданию полигона по ликвидации ТБО. Планируемая дата запуска объекта – 1 января 2018 года.
Тем не менее, проблема нелегальных свалок остается острой. По данным, которые приводили спикеры форума, их в республике – больше половины от всего существующего объема.
С весны текущего года в КЧР работает проект главы республики «Решено. Онлайн».
«В рамках этого проекта уже ликвидировали 40 свалок на территории Карачаево-Черкессии. В двух отдаленных населенных пунктах установили контейнеры, которых там не было 15 лет. Заявитель пишет на «Решено. Онлайн», потом заявка уходит в муниципалитет и Управление лесами. Ее рассматривают в течение 8 рабочих дней», – рассказал первый заместитель начальника Управления лесами КЧР Николай Кулаков.
Вопросами свалок в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае занимаются в Общероссийском народном фронте.
«В рамках обращений граждан мы запустили проект интерактивной карты свалок «Генеральная уборка». Благодаря этой площадке можно бороться с несанкционированными свалками и серыми полигонами (которые вышли за рамки отведенных для них территорий). Одна из задач – посчитать нелегальные свалки и понять размер бедствия», – сообщил эксперт ОНФ в Ставрополе Алексей Гридин.
На данный момент на сайте зарегистрировано более 10 тысяч свалок по России, из них в СКФО – 2000 свалок. 285 уже ликвидировано, остальные пока находятся в работе.
«Механика такая: заявитель фотографирует свалку, делает ее описание, ставит геометку и выкладывает на сайт. Иногда свалки ликвидируют и активисты», – объяснил Гридин.
Недовырубленный лес
Общая площадь Карачаево-Черкесии – 14 тысяч квадратных километров. Из них 520 тысяч гектаров занимают леса, и все они отнесены к категории защитных.
Общий запас древесины в республике насчитывает более 80 миллионов кубометров. По последним данным, в год в КЧР вырубают не более 100 тысяч кубометров леса, что составляет около 25 процентов от нормы допустимой вырубки.
По словам первого заместителя начальника Управления лесов КЧР Николая Кулакова, леса в республике начали беречь.
«Мы видим положительную динамику: за три года – меньше нарушений в области лесного законодательства, больше раскрываемости преступлений. За последние три года на землях лесного фонда в КЧР не было пожаров», – сказал Кулаков.
В 2016 году 15 человек привлекли к уголовной ответственности (ущерб от нарушения лесного законодательства составил 16,8 миллионов рублей). В этом году к ответственности привлечены трое.
Главной проблемой лесничеств в Управлении лесов КЧР считают недостаток кадров.
«Средняя площадь участкового лесничества 15 тысяч гектаров, на них приходится три лесника. Заработная плата лесничего с высшим образованием и опытом работы 20 лет – 8 тысяч рублей», – утверждает Кулаков.
Всего в КЧР 126 государственных инспекторов, которые занимаются охраной лесных насаждений.
Исчезающий курорт
С докладом по проблемам Кавказских Минеральных Вод на форуме выступил председатель общественного экологического совета Кисловодска Павел Мартиросов. По его мнению, на КМВ к природным ресурсам относятся, по меньшей мере, неуважительно.
«Мы вошли в эру капитализма, а вот мыслить на Кавказе не стали как швейцарские бизнесмены. Мыслим как бизнесмены Дубая и Кувейта. Экологические чистые зоны – востребованный продукт на мировом рынке. И люди платят громадные деньги, чтобы прикоснуться к живой природе. Такого уникального места, как КМВ (по площади и по целебным качествам), в мире нет. Если бы чистая природа Кавминвод давала экономический эффект стране, он бы оценивался в 50 миллиардов рублей. Но этого не происходит. Потому что бизнес пошел другим путем», – считает Мартиросов.
По его утверждению, кисловодский лечебный парк превращается в парк культуры и отдыха.
«Этого по определению не может быть. Под ним – вода. А если поверхность загрязняется, то что будет с водой? Мыслить рационально стало невыгодно, также как и прислушиваться к советам. Надо в парке организовать шашлычную – значит, будет шашлычная. А что дымом поражен весь лечебный парк и его воздух – неважно, – отметил эксперт. – В год экологии у нас происходит беспрецедентная вырубка деревьев, уничтожение исторического наследия».
Итог дискуссии подвел Владислав Жуков (Совет Федерации). «Услышал массу пафосных вещей о том, как у нас все великолепно. Это не так. Накопилась масса системных проблем. Требуются стандарты, через которые нельзя переступать. Нашем региону нужны институты общественного контроля, чтобы транслировать ту повестку, которая существует на территории СКФО» – заявил он.
Фото: www.kchr.ru