Top.Mail.Ru
Экономика
Калининградская область
0

«Имитируя условия для развития, мы получим такие же имитированные продукты»

Законопроект о социально-экономическом развитии Калининградской области требует серьезной доработки, считает депутат Государственной думы. В процессе согласования в ряде министерств из документа были исключены многие важные пункты. Есть надежда восстановить их ко второму чтению в Думе, но этого недостаточно для устойчивого развития региона. Ежегодно около 800 млн рублей область тратит на обслуживание кредитов, взятых в коммерческих банках из-за недостатка бюджетных средств, отметил народный избранник в ходе заседания дискуссионного клуба «WTF?» 10 августа. В интервью «ФедералПресс» Александр Пятикоп рассказал о том, как в разы уменьшить долговое бремя и выйти из межбюджетного тупика.

«Из реальных преференций осталось немногое»

– Вы озвучили, что новый закон о социально-экономическом развитии Калининградской области, на который возлагаются большие надежды, ничем не поможет действующим предприятиям. Как же так вышло?

– 1 апреля прошлого года закончились основные преференции для резидентов свободной экономической зоны «Янтарь». Почему это сделало правительство Российской Федерации? Минфин посчитал свободные экономические зоны, а их в стране более 40, неэффективными. Считали арифметически: сколько недополучил федеральный бюджет и сколько принесла та или иная СЭЗ. Исходя из такой незатейливой формулы, СЭЗ будут сворачиваться, вместо них уже появляются территории опережающего социально-экономического развития, другие локальные зоны. Калининградская СЭЗ «Янтарь» была таможенной зоной, то есть произведенные в области товары вывозились в другие регионы России беспошлинно. Учитывая нашу географическую особенность, таможенные льготы выравнивали конкурентные возможности местных производств и аналогичных предприятий в других субъектах федерации. После отмены преференций, с моей точки зрения, конкуренция по многим позициям стала просто невозможна.

Закон призван компенсировать потери для бизнеса. Проект разрабатывался около года. Были созданы рабочие группы при правительстве региона, Калининградской областной думе, профессиональных союзах. Наработали определенное содержание, а затем Минэкономразвития, которое непосредственно отвечает за прохождение закона, отправили проект на заключение министерств. И пошла критика со многих сторон – прежде всего, против ряда инициатив выступило Министерство финансов.

Большинство льгот, о которых просили, были исключены. Из реальных преференций в проекте осталось немногое. Например, пониженные обязательные социальные платежи: новые резиденты экономической зоны, которые появятся с 1 января 2018 года, будут вместо 31 % платить 7,6 %. Действующим же предприятиям фактически сказали «до свидания». Предложение об обязательном субсидировании кредитных ставок для сельского хозяйства в связи с анклавностью не прошло. Кредиты слабодоступны, а ведь это кровь экономики.

– Вы считаете, что закон окажется неэффективным?

– Я не против закона. Я выступаю за принятие законопроекта в первом чтении, при условии, что ко второму чтению будут приняты таблицы поправок в соответствии с регламентом Государственной думы. Мы должны вернуться к тем позициям, которые были наработаны. Как минимум, один болезненный момент я назвал – закон должен быть не только для новых, но и для действующих резидентов. Но я бы не упирался в один закон, есть другая проблема – Федеральная целевая программа в 2015 году была урезана практически наполовину.

«Полномочия не обеспечены деньгами»

– Что вы имеете в виду?

– Федеральная целевая программа социально-экономического развития Калининградской области до 2020 года (ФЦП) включает в себя две подпрограммы. Одна – устойчивого социально-экономического развития. Все деньги, которые в ней заложены, идут на подготовку к чемпионату мира по футболу, а мы останемся с проблемой содержания стадиона. Вторая подпрограмма, просто социально-экономического развития, без слова «устойчивого», направлена на развитие объектов социальной сферы. Нам не хватает 10 школ, каждая – по миллиарду рублей. Только решили вопрос с детскими садами, сейчас опять в очереди больше 600 детей от трех лет. Но в графе выделяемых средств во второй подпрограмме сейчас стоит ноль. В Минфине сказали, что деньги есть в профильных программах. Если раньше строительство школ закладывалось в ФЦП, то теперь – в программу Минобразования. Только вот денег на образование дали в два раза меньше, чем надо.

– На заседании дискуссионного клуба вы сами говорили, что из 85 регионов России только 11 являются донорами, все остальные – реципиенты. Как решить проблему с нехваткой средств, учитывая непростую экономическую ситуацию?

– Проблему решать нужно, внеся серьезные изменения в межбюджетные отношения. Я могу озвучить такие цифры. На обслуживание коммерческих кредитов из бюджета Калининградской области ежегодно тратится порядка 800 млн рублей. Эта сумма сопоставима с затратами на строительство четырех садиков с бассейнами или одной школы. Я бьюсь за то, чтобы коммерческие кредиты, которые были взяты в предыдущие годы для выполнения полномочий субъекта федерации (например, для выплаты зарплат бюджетникам) под 13–15 %, были заменены на кредиты Минфина под 0,5 %. И такая работа началась. Министр финансов Антон Силуанов выполнил обещание: за первый квартал на выравнивание межбюджетных отношений поступило 411 млн рублей. По сути, это и есть замена коммерческих кредитов. У нас нужно заменить порядка 7 млрд рублей. По 411 млн должны прийти по итогам второго, третьего, четвертого кварталов. При такой динамике мы за 4,5 года сможем создать условия для развития. Если ты постоянно перекредитовываешься, речь идет только о выживании.

– Почему для пополнения бюджета региона занимают средства в банках?

– Потому что полномочия, которые требует федеральный центр, не обеспечены деньгами. То есть ставится задача, а ты выполняй, как хочешь. Это и привело к тупику межбюджетных отношений. Напомню, Владимир Путин 17 апреля этого года дал поручение правительству РФ разработать к 1 июля, и к 1 сентября должен быть доработан, новый подход в межбюджетных отношениях федерального центра и регионов, а дальше, соответственно, между регионами и муниципалитетами. Мы же работаем на обслуживание кредитов. В городе Калининграде собственных доходов в этом году 7 млрд рублей, а выплаты по кредитам составляют 930 млн рублей. Из них 550 млн – это кредиты, которые копились с 1991 года.

На текущее содержание дорог в области тратится 130 млн рублей. В Неманском и Славском районах – 5 млн рублей, в Краснознаменском – 7 млн рублей. Представляете, какие копейки по сравнению с тем, сколько область платит на обслуживание коммерческих кредитов? Дороги бы все уже заасфальтировали и отремонтировали. Поэтому я и хочу, чтобы на вверенной мне избирателями территории все коммерческие кредиты были заменены на кредиты Минфина под 0,5 %, которые реально обслуживать. Это будет мощный шаг для того, чтобы деньги оставались на развитие Калининградской области. Но и этого недостаточно…

«Будем биться до конца»

– Какие еще меры, на ваш взгляд, необходимы для развития региона?

– Замена кредитов нужна для того, чтобы бюджет мог дышать. Второй вопрос – сделать так, чтобы бюджет наполнялся, чтобы текущее содержание было хотя бы на оценку три с плюсом по пятибалльной шкале, а сейчас у нас три с минусом. Есть фундаментальные объекты, которые субъекты федерации и муниципалитеты не в состоянии построить самостоятельно – это школы, больницы. Хочется, чтобы и газификация более высокими темпами шла, и реконструкция дорожной сети. Все это качество жизни.

– И это нас возвращает к вопросам финансирования со стороны федерального центра и к развитию бизнеса в регионе. Многие эксперты говорят о том, что налоговые льготы не стали заменой таможенных, поэтому предприятия закрываются. Но на официальной статистике данная ситуация не отражается – предприятий как будто бы меньше не стало.

– Все очень просто. К примеру, я, как предприниматель, показываю нулевой баланс и никакой деятельности не веду. Мне в Министерстве экономики сказали не предпринимать резких шагов, ну я и не закрываю предприятие. Президент понял эту ситуацию и ввел еще один критерий для оценки деятельности губернаторов – это рост предприятий. Однако эти цифры можно написать на бумаге. Поэтому учитывается также процент ежегодного роста валового регионального продукта. Вот тогда будет видна объективная картина.

То, что не компенсировали потери льгот для бизнеса, напрямую отразилось на жизни населения – жизненный уровень упал. Недостаток бюджетных средств не позволяет более существенно производить адресную помощь социально ослабленным категориям граждан. Вот если у вас доход ниже двух прожиточных минимумов в месяц, вы можете раз год получить 2 тысячи рублей. Смешно… У нас особые условия, у нас анклав, у нас объективно все дороже. Поэтому я настаиваю на справедливом содержании закона о социально-экономическом развитии Калининградской области и не только закона, но и федеральной целевой программы до 2020 года. Хочется не просто верить, а действовать, чтобы у отдельных чиновников в Минфине РФ было понимание: не создав должным образом, а имитируя условия для развития, мы получим такие же имитированные продукты. В нынешних условиях мы, к сожалению, не сможем решить задачи социально-экономического развития.

– Когда будет решаться судьба законопроекта?

– Первое чтение, как ожидается, будет где-то в октябре. Я думаю, мы опоздаем к принятию бюджета на следующий год. Второе чтение состоится после того, как будут внесены и обсуждены поправки. Если Дума примет отдельное решение, то второе чтение подготовят в течение месяца. Сейчас у нас должны все бегать-прыгать, создать рабочую группу, чтобы комиссия по социально-экономическому развитию Калининградской области и депутаты, избранные от региона, и представители комитетов, в частности по бюджету, финансам и налогам, работали активно в межведомственной группе с правительством.

– Как вы думаете, ваши коллеги-депутаты поддержат законопроект?

– Это будет первое прохождение в Думе регионального закона о социально-экономическом развитии, такого еще не было. Посмотрим. Но будем биться до конца.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.