Top.Mail.Ru
Экономика
Волгоградская область
0

«У наших чиновников один KPI – мнение начальника». Инвестсовет Волгоградской области погрузился в бизнес

Волгоградскому бизнесу мешают развиваться инфраструктурные ограничения и инертность государственных и муниципальных служб, которым пока сложно работать на результат, считают эксперты Агентства стратегических инициатив (АСИ). Однако эти «болезни» реально излечить, убеждены в региональном инвестсовете. Что не так с планами развития сетей в регионе, почему арендная плата за землю для предпринимателей в Волгограде выросла второй раз за год и в каких вопросах придется «подключать губернатора» – в материале «ФедералПресс».

Месяц с предыдущего заседания члены инвестсовета и независимые эксперты АСИ занимались анализом системных барьеров по развитию предпринимательской среды. Четыре рабочие группы, сформированные по направлениям оценки национального инвестрейтинга – «Регуляторная среда», «Поддержка МСП», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы» – провели больше 20 заседаний. Ключевая задача в разработке предложений не только для инвесторов (их будут учить, например, вхождению в проекты частно-государственного партнерства), но и органов власти всех уровней, которые, как выяснили эксперты Совета, имеет проблемы.

Что не так

Властям предстоит определиться с новой структурой управления подразделениями, отвечающими за поддержку бизнеса и вообще работу с предпринимательством, считают в АСИ. Существующие сейчас в Волгоградской области механизмы устарели, а также опираются на изначально неэффективные механизмы, постулирующие работу как бы «по правилам», но без прогноза результат. Один из ярких примеров – оформляя документы для разрешения на строительство предприниматель, по выражению заслуженного архитектора РФ, председателя комиссии по строительству и городской среде Общественной палаты Волгограда Михаила Норкина, «вынуждены таскать огромные папки бумаг». При этом все крупные проектировщики давно выполняют необходимые работы в электронном виде, а сам чиновничий аппарат области одним из первых в стране начал внедрение «Электронного правительства». Очевидного, казалось бы, соединения этих параметров сделать пока не догадались. «Для этого нужны люди, которые будут по-другому работать и структура, в которой они это будут делать», – подчеркнул Норкин.

В Волгоградской области «отсутствуют прикладные инструменты адаптации лучших практик субъектов РФ по управлению изменениями, направленными на улучшение инвестиционного климата», констатируется в докладе одной из рабочих групп Совета. Отмечается также «межведомственная разобщенность в сфере обеспечения инвестиционной деятельности».

Преодолеть эту разобщенность и берется инвестсовет. Его председатель, заместитель губернатора – председатель областного комитета экономики и развития Александр Сиваков заявил, что именно Совет обязан стать «высшим орган по решению проблем предпринимателей».
По словам предпринимателя, эксперта АСИ Вячеслава Черепахина, они видят свою цель так: «Чтобы знать, как получить изменения, надо понять, почему сложилась именно такая картина, а чиновники должны знать, что мы это делаем, чтобы решить проблемы бизнеса, а не кого-то наказать». Пока же, по его словам, идет сопротивление всех структур власти – и муниципальных, и областного уровня. «Если мы не хотим, чтобы вся наша история с инвестсоветом не умерла, надо последовательно решать конкретные кейсы, – продолжает Черепахин. – Есть компания, есть ведомство, нужен ответ, модель решения. Когда много кейсов будет решено, возможно, появится системное решение».

Вячеслав Черепахин

Общественный представитель АСИ в Волгоградской области Александр Андреев пояснил: «Из громадной массы проблем хотя бы по одному вопросу в каждом из направлений нам нужно не просто выделить, а решить. Кроме нас с вами некому. Надо идти в рабочие группы, там у нас бизнесмены встречаются с руководителями департаментов, комитетов». По словам Андреева, уже в ближайшее время по нескольким важным аспектам будут разработаны «дорожные карты». Среди таких базисных задач – сокращение сроков процедур оформления земельных отношений с одновременным повышением доверия к власти. Для этого предлагается не только утвердить единый алгоритм действий при таких обращениях, организовать консультационную поддержку всех желающих на стадии формирования документов, но и создать открытую базу о земле и недвижимости для бизнеса, а также внедрить единую информационную систему, где каждый сможет видеть статус исполнения своих документов.

Председатель реготделения «Деловой России» Юрий Чехов рассказал о сверхактуальном сегодня вопросе для коммерсантов – новом повышении арендных ставок за земельные участки. Размер арендной платы теперь складывается из рыночной стоимости земельного участка, умноженной на учетную ставку Центробанка. Методика привела к значительному увеличению арендных платежей – в некоторых случаях платежи выросли в восемь–десять раз. Предприниматели пытаются оспорить методику рыночной оценки и мэрия, по словам Чехова, пошла навстречу. «Я последнюю неделю просидел в городской администрации у Лихачева (Виталий, сити-менеджер Волгограда, – прим. «ФедералПресс»). Создана согласительная комиссия. Готовы разбираться. Но от предпринимателей всего шесть официальных заявлений. Тоже пассивность», – пояснил Юрий Чехов.

Председатель комитета экономики и предпринимательства волгоградской облдумы Руслан Шарифов предлагает опираться на нормативные документы. «Создать механизм, чтобы были документы, в которых прописано, что каждый предприниматель знает – аренда вырастет не чаще чем, допустим, раз в пять лет и не выше такой-то величины. Сейчас такого механизма нет, а бюджет, понятно, заинтересован максимально собрать», – пояснил Шарифов. Кто-то из участников рабочей группы добавил: «Да, у нас чиновники свои KPI даже не знают, они их не читали». «Вот мой начальник – он и есть мой KPI. Так они считают», – прокомментировал Вячеслав Черепахин.

Отметим, что среди показателей, по которым в национальном рейтинге инвестклимата у Волгоградской области отмечены ухудшения, такие как: «среднее количество контрольно-надзорных мероприятий» (2,85 за год) и «количество запрошенных дополнительных документов у предприятия в год (2,45 в год).

Александр Андреев

Вода и свет себе дороже?

А вот подключение к инженерным сетям, согласно оценкам АСИ, в регионе меняется к лучшему. Это касается сроков и сложности процедуры. Зато, по заявлению предпринимателей, существует проблема ценообразования. Михаил Норкин категоричен: инфраструктурные компании приводят некорректные данные о пропускных способностях своих сетей, для того, чтобы выставлять огромные счета за техприсоединение. Страдают от этого, в первую очередь, застройщики. «Инвестиционные программы у всех утверждены, но составлены абсолютно некорректно. Все мощности сетевых компаний скрыты. Понятно, это коммерческая организация, и у них нет желания показывать кому-то, что у них есть внутри, какие резервы есть и они показывают огромные затраты, которые необходимы для развития Волгограда», – говорит Норкин.

«Если прикинем, тракторный завод не работает, ТДиН (завод тракторных деталей и нормалей, обанкрочен, на его месте возводится жилой комплекс, – прим «ФедералПресс»), «Красный Октябрь» работает наполовину, «Химпром» не работает – сколько ресурсов инженерных должно высвободиться?, – негодует архитектор. – А нам МСРК Юга показывает, что у них дефицит, что у них нет возможности. Для чего они показывают? Для того, чтобы взять деньги с застройщиков в виде платы за техприсоединение». Норкин сделал и вовсе почти сенсационное заявление: «У меня есть фактура, организация просила не называть. С них «Концессии водоснабжения» (оператор и инвестор волгоградского Водоканала) взяли плату 25 миллионов. В нее должно было входить, в том числе, создание объекта. Это проведение ресурсов, коммуникаций, сооружений. А в итоге были вынуждены строить коммуникации сами и потратили на это еще 8 млн. По сути дела, концессии взяла деньги, но их для этого застройщика не реализовала».

Норкин также рассказал, что согласно постановлению правительства РФ № 83 (от февраля 2006 года, – прим. «ФедералПресс») посредником между сетевыми организациями и застройщиком может быть муниципалитет. Ему под силу проверить корректность планов и тарифов. Однако в Волгоградской области муниципальные власти от этой работы устранились, а сетевые компании руководствуются другими нормативными документами (есть отдельные постановления по электроэнергетике, газу и т.п.) и работают с застройщиком напрямую. «Там получаются торги и власти повлиять на это не могут», – констатирует Норкин. – Сетевые организации ребята крутые, справиться с ними можно только на уровне губернатора, он может стать арбитром – это нужно прописать в наших предложениях. Нужно соглашение, чтобы его утвердил и контролировал губернатор».

Кроме того, на инвестсовете также заслушали отчет рабочей группы по поддержке малого предпринимательства. Следующее заседание, к которому должны быть представлены уже конкретные наработки, возможно, в виде предложений нормативных и законодательных изменений регионального уровня, состоится через месяц.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.