Top.Mail.Ru
Экономика
Чукотский автономный округ
0

«Надо, чтобы Чукотка не зависела только от золота». Губернатор Роман Копин – о перспективах развития автономного округа

Губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин дал эксклюзивное интервью «ФедералПресс» в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке. Глава региона рассказал о том, станет ли Чукотка полиметаллическим регионом и чем она лучше Австралии и Северной Америки.

– Роман Валентинович, чем Чукотке запомнится третий форум?

– Мы активно стараемся заключать соглашения по развитию недропользования, энергетики, рыбопереработке. Чукотка – золотой регион, и сейчас мы делаем все для развития именно недропользования. Хочется, чтобы округ не зависел только от золота. Чтобы Чукотка стала полиметаллическим регионом. Мы развиваем угольные проекты. Все это поможет диверсифицировать нашу экономику.

Несмотря на то, что у нас не такие богатые рыбные ресурсы, как у Магадана, Камчатки, Сахалина, на Чукотке есть своя маленькая ниша – это прибрежное рыболовство. Объемов как у соседей у нас не будет, однако сможем перерабатывать ресурсы на собственной территории. От этого выиграют все: и наши жители, и российский потребитель. Думаю, нам удастся баловать россиян чукотской рыбопродукцией – экспортные возможности у нас есть.

Мы продолжаем развивать чистую энергетику, прежде всего это атомная генерация. Мы с оптимизмом смотрим на развитие подобных проектов. В 2019 году у нас будет установлена уникальная, первая в мире, атомная электростанция. Это даст возможность развиваться новым инвестпроектам.

Мы сделали важный шаг – подписали соглашения с японскими компаниями по возобновляемой энергии. Япония сильно продвинулась в этих вопросах. И это – перспективное направление для сотрудничества.

– На Чукотке, наверно, народ не стремится брать гектар… Все-таки арктическая территория.

– Тут двоякая ситуация. С одной стороны, те, кто хотят получить гектар, его получают. Мы – один из самых эффективных регионов по взаимодействию с жителями в этом вопросе. С другой стороны, объективно заявок у нас не так много – на настоящий момент около 300. По-разному можно относиться к этому: для кого-то это много, для кого-то – мало. Но действительно не надо забывать, что Чукотка – арктический регион. Люди, которые сюда едут, четко отдают себе отчет, что им предстоит.

Люди берут землю под хозяйство, под рекреационные цели. Берут и местные жители и те, кто уехал в Москву или в Питер, но представляют, где находится гектар.
Вообще, у нас открыто 25 миллионов гектаров для оформления. Так что гипотетически мы можем заселить всю Чукотку.

– А люди не бегут из холодного региона туда, где потеплее?

– У нас есть естественный прирост населения. Есть и небольшой отток. Мы со своей стороны создаем условия для комфортного компактного проживания. Мы заменяем неэффективные предприятия на эффективные. Год назад закрыли шахту «Угольная». Это, разумеется, негативная новость для населения. Но параллельно с прошлого года мы открыли добычу угля в рамках ТОР «Беринговский». Какую-то часть людей строили туда, желающим помогли переехать в центральные части страны. Так что происходит своеобразное замещение. Опять же к нам едут работать вахтовики – их несколько тысяч. Они не проживают на Чукотке, но приносят пользу экономике.

– Роман Валентинович, раз уж заговорили о ТОРах. Как развивается «Беринговский», успешно?

– Он работает чуть больше года, а там уже 25 резидентов. Больше 15 миллиардов рублей инвестиций. Основной инвестпроект – это добыча угля. Уже совершены первые экспортные поставки. На пике вала мы производим 150-200 тысяч тонн. В следующем году план – 600 тысяч, а через год мы выйдем на миллион.

Тут ведь интересная ситуация… Чукотка на плоской карте смотрится краем земли и кажется нереально далекой. По факту мы гораздо ближе к азиатским рынкам, чем многие поставщики. Мы в два раза ближе, чем Австралия, в три раза – чем Северная Америка. Мы находимся в стратегически важном месте, и этот потенциал мы используем должным образом.

– Президент дал поручение развивать малую авиацию на Дальнем Востоке. На Чукотке же, в принципе, других вариантов и нет?

– Верно. Малая авиация – безальтернативный вариант. Уж таковы у нас географические и климатические особенности региона. Высокая дисперсность населения не оставляет других шансов для перемещения. На собаках, на оленях – это долго и порой нереально.

Авиация у нас носит важнейшую функцию – санитарную. Часто бывает нужно быстро добраться к стойбищу, к отдаленному селу. У нас работает «Чукотавиа», и мы их всячески поддерживаем. Вместе с тем следим за тем, чтобы тарифы были доступными для населения. Работаем с частотой полетов – чтобы люди не ждали нужных рейсов месяцами. В целом нам хватает воздушных судов. Но есть проблема замещения старого парка. Мы пользуемся программой правительства по приобретению воздушных судов в лизинг. Появились новые самолеты DH-6 - их закупила компания «Роснефть».

У наших соседей на Сахалине есть центр подготовки пилотов. Планируем создать с коллегами эффективный проект по обмену кадрами.

Скоро мы получим новый вертолет, экипированный для работы в арктических условиях. Максимально быстро внедрим его в работу.

– Роман Валентинович, а туристы к вам едут?

– Едут. Их интересует краеведение, рыбалка. Есть точки притяжения интереса – круизные маршруты, остров Врангеля – роддом белых медведей, у нас проходит 180 меридиан – своеобразная машина времени. Да и вообще, вам не хотелось бы увидеть Арктику?

Фото: kremlin.ru

Сюжет по этой теме
24 декабря 2021, 08:30

Лучшие интервью за 2021 год

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.