Сегодня янтарь зачастую воспринимается как дешевые пластмассовые бусы, однако специалисты считают, что модный потенциал этого благородного камня не раскрыт, и он при правильной маркетинговой политике может стать новым веянием мировой фэшн-индустрии. Для этого в Калининградской области, где сосредоточено более 90 % мировых запасов «солнечного камня», необходимо создать свою школу, традиции обработки, а бизнес ждет четких «правил игры» на рынке и комплексного подхода государства к развитию отрасли. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Премьер-министр Дмитрий Медведев на этой неделе подписал распоряжение о «Стратегии развития янтарной отрасли до 2025 года». Документ предусматривает постепенное увеличение добычи янтарного сырья и его переработки. Так, на первом этапе в 2017-2018 годах необходимо решить вопрос по «сохранению потенциала отрасли и снижению негативного влияния неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры». А с 2019 года планируется решать задачу по тому, как догнать страны-лидеры по выпуску продукции из янтаря. Избранный губернатор Калининградской Антон Алиханов области поддержал нацеленность стратегии на переработку сырья и высказался за создание новых направлений в отрасли – например, связанных с индустрией моды.
«Надо создать стиль. Надо, чтобы «солнечный камень» был стильным, модным, актуальным, чтобы он позиционировался как новое, свежее веяние в фэшн-программах, в мировых коллекциях, надо работать с мировыми дизайнерами – и российскими, и зарубежными, чтобы они включали изделия из янтаря в свои коллекции. Надо выходить на совершенно иной уровень по маркетингу янтаря. Это создание нового образа янтарного изделия. Сегодня это как пластмасса позиционируется, как дешевые пластиковые бусы, а мы хотим сделать действительно достойный своего благородного происхождения продукт», – сказал генеральный директор Корпорации развития Калининградской области Владимир Зарудный.
По его мнению, сейчас в регионе, где сосредоточено более 90 % мировых запасов янтаря, он перерабатывается в области недостаточно премиальной. «Смотрите, что Сваровски сделал со стеклом: сегодня обычное стекло является предметом роскоши, и что бы он мог сделать из янтаря и с янтарем», – заметил он.
Чтобы переломить ситуацию и янтарь стал модным мировым трендом, глава Корпорации считает необходимым создание собственных школы и стиля балтийского янтаря, «который здесь рождается, здесь перерабатывается», с увязкой к фэшн-индустрии. «Потому что еще важно подать янтарь и изделия из него в окружении ансамбля одежды – как янтарь вплетается в стилистику носки, использования», – пояснил Зарудный.
В комплексе с обработкой на месте, полагает он, необходимо решить и другую задачу – слишком большая доля янтаря уходит просто в виде сырья на экспорт. «Даже если вы зайдете в магазины Гданьска, вы везде увидите изделия из нашего калининградского янтаря», – отметил он.
Мнение бизнеса
Со своей стороны, бизнес готов к реализации принятой правительством стратегии, уверен руководитель калининградской ювелирной студии Вячеслав Дарвин, но нужны четкие «правила игры», позволяющие частным переработчикам работать с монополистом по добыче – «Калининградским янтарным комбинатом» (входит в «Ростех» – прим. ред.).
«Бизнесу надо работать, а комбинату четко с бизнесом выстраивать разумные, конструктивные отношения. Если все это произойдет, то я не вижу, как активный участник международного рынка, особых проблем… Мы все зависим от стабильности и качества сырьевого рынка, прогнозируемости поставок и цен. Если дружно получится нам работать, я думаю, результат не заставить себя долго ждать», – сказал он.
Бизнесмен полагает, что особое внимание надо уделить системе подготовки кадров. По его мнению, стоит рассмотреть возможность объединения программ Балтийского федерального университета и местного художественного техникума. Для этого также нужна совместная работа и властей различного уровня, и бизнеса.
В целом, решение поставленной задачи вполне возможно путем общей консолидации усилий. «Это производственные вопросы, это школа дизайна, это уровень педагогов, это система государственной поддержки, налаживание отношений с предпринимателями – вот чем надо стратегически и тактически заниматься не от собрания к собранию, а ежедневно. Антон Андреевич [Алиханов] нацелен как раз на такую работу, как я это понимаю», – добавил он.
Что уже сделано в отрасли
Как считает президент Калининградской торгово-промышленной палаты Феликс Лапин, правительство региона совместно с федеральными структурами уже многого добились для возрождения отрасли: большая часть оборота янтаря выведена «из тени», выросли объемы переработки, увеличилась цена продажи. «Единственный вопрос: какие ресурсы пойдут на внутреннее потребление и как это сделать? Это важный вопрос, который нам нужно решить. Сегодня такого единого понимания нет. Но я уверен, что в самое ближайшее время мы найдем приемлемые варианты обеспечения сырьем местных производителей. Самое главное здесь – возродить школу обработки янтаря», – отмечает он.
Помимо традиционной ювелирной сферы применения «солнечного камня» Лапин видит и другие направления его использования, что должно повысить рентабельность добычи. Так, фракции, не пригодные для художественной обработки, можно применять для производства изоляторов, для изготовления янтарной кислоты, используемой в медицине и других сферах.
«Я очень рад, что возвращается, во всяком случае, декларируется сегодня возрождение отрасли как бренда области. Это очень важно и с точки зрения продвижения самой области, ее узнаваемости. А самое главное – это возрождение школы янтаря, возвращение на эту территорию утраченного лидерства на европейской части материка. Честно говоря, обидно становится, когда столицей янтаря называют Китай, когда все мероприятия проводятся за пределами территории, где, в основном, производится добыча», – подытожил глава КТПП.