Top.Mail.Ru
Экономика
Челябинская область
0

Александр Завалищин: «Фермерам пора задуматься о диверсификации»

Аграрии Челябинской области бьют рекорды: урожай 2017 года больше, чем в прошлом году, а ежегодный прирост объёмов сельскохозяйственной продукции, начиная с 2012 года, составляет в среднем 15%. В УрФО сельхозпроизводители Южного Урала по производству хлеба, мяса, других продуктов - безусловные лидеры, в целом по стране – в числе первых. Но слишком хорошо – тоже нехорошо. О перспективах и проблемах, связанных со свалившимся на регион сезонным богатством «ФедералПресс» рассказал первый заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Завалищин.

Александр Васильевич, на дворе начало октября, уборочная страда в разгаре. Уже можно подводить итоги сезона?

Статистика радует. С 2014 года мы в два раза увеличили объем обмолота зерна, с миллиона до более, чем двух миллионов тонн. В 2,5 раза увеличили площадь под масличные культуры – подсолнечник, рапс, горчицу, весь набор бобовых культур. Резко увеличена площадь посевных площадей зерновых культур. Если подводить промежуточные итоги, то на сегодня, на 3 октября, обмолотили уже 87 процентов уборочной площади зерновых, намолочено 2,015 миллиона тонн. Урожайность – 16,6 центнера с гектара, на два с лишним центнера больше, чем в прошлом году. Накопали картофеля на 20 тысяч тонн больше, убрано уже больше половины овощей, более 16 тысяч тонн. Растет и животноводство: за 9 месяцев этого года в сельхозорганизациях и крестьянских хозяйствах производство молока выросло на 12 тысяч тонн по сравнению с прошлым годом.

Раньше сельхозпродукцию поставляли колхозы и совхозы, сегодня часто слышишь про фермерские хозяйства. Это действительно такой важный сегмент? Насколько велика их роль?

Крестьянско-фермерские хозяйства образовывались, когда начиналась приватизация земли в 1992 году, тогда было создано порядка 7,5 тысячи ферм с наделами в 10-15 гектаров на человека. Но на сегодня хозяйства укрупнились. Их стало меньше, но наделы увеличились в сотни раз. Например, фермерское хозяйство Айдархана Коксакбаева в Агаповском районе насчитывает примерно 20 тысяч гектаров. То есть на уровне крупного сельхозпредприятия. И фермеры производят серьезную долю продукции, например, в текущем году 48% площадей зерновых – именно их работа. В прошлом году объем намолота зерна фермерами – 42%. Фермерские хозяйства показывают плюс и в отрасли животноводства.

Отличные показатели – это, конечно, успех, но успех, порождающий ряд проблем. Например, уже проходит информация, что те же фермеры, не находя покупателя в Челябинской области, вывозят зерно в соседние регионы, а цена зерновых серьезно упала. Может быть, попытаться поддержать их централизованной продажей зерна, например, в Китай?
Во-первых, аграрии должны и сами думать о проблеме сбыта. Вообще идти сегодня на рынок с одним только зерном, с той же пшеницей – очень рискованный шаг. Сельхозпроизводители пусть задумаются хотя бы о вариантах переработки относительно дешевых кормов в дорогостоящую продукцию, в тоже молоко, в мясо. У нас на самом деле не занят рынок молока, есть место на рынке мяса. Развивайте эти направления, подстраховывайтесь! Во-вторых, то, что мы сегодня имеем сложную ситуацию с реализацией зерна – так это не новость. Постоянно в конце сентября и в целом по стране, и у нас конкретно есть его переизбыток. У нас область – отличная площадка для реализации зерна, его прошлогодний оборот – порядка четырех миллионов тонн. В 2016 году, несмотря на хороший урожай, из-за пределов области завозили порядка 750 тысяч тонн, в 2015 году – полтора миллиона тонн! Спрос есть. «Агрофирма «Ариант» планирует закупить до конца года 300 тысяч тонн зерновых, уже закупили порядка 270 тысяч тонн. Другие крупные компании тоже готовы покупать. Вот птицеводы к закупу не приступают, так как имеют свои посевные площади. Но, думаю, в декабре-январе, и они начнут. Кроме того, государство ежегодно проводит интервенционные закупки. Интервенционный фонд и в этом году уже должен бы начать работать. Мы обратились за помощью в Уральский федеральный округ, к полпреду, ждем решения. Очень надеемся, что, как заявил федеральный министр сельского хозяйства Александр Ткачёв, уже в октябре будут объявлены государственные закупки зерна в интервенционный фонд, и наш регион примет в них участие. По его словам, планируется, что государство приобретёт на торгах около 3 миллионов тонн.

Все-таки, сколько стоит зерно в Челябинской области?

Зерно - биржевой товар. Его переизбыток на российском рынке вызвал снижение цен. Сегодня – ниже, чем среднерыночная цена. Ниже, чем в 2016 году, и даже ниже, чем в году 2015. Твердая пшеница при хороших качественных показателях стоит 10,5 тыс. рублей за тонну против 12,5 тыс. рублей в прошлом году и 18 тыс. – в 2015 году.

А элеваторов на такой богатый урожай хватит? На комитете ЗСО по аграрной политике специалисты минсельхоза говорили о нехватке складских помещений.

Вот Брединский элеватор действительно заполнен полностью. Его выкупил «Ариант» и полностью засыпал для своих нужд. В остальных же место найдется. Подтверждаю, места хватит для хранения всего урожая. Зерно же редко хранится дольше одного-двух лет, а у нас только сельхозпредприятия имеют объемы под хранение не менее миллиона тонн зерна. И на элеваторах (в области действует 22 элеватора и комбината хлебопродуктов) мощности по хранению достигают 1,5 миллионов тонн.

Если отвлечься от зерна, то какие еще сельхозкультуры у нас в области производятся в достаточном количестве? Что идет на экспорт, что приходится закупать?

Начнем с импорта, поскольку это проще. В межсезонье, в апреле – мае, завозим немного картофеля. Немного овощей в этот же период. Это мизер по сравнению с нашими собственными объемами. Всё остальное – у нас свое есть. Мясо птицы, свинина, яйцо, картофель, хлеб, макароны – Челябинская область полностью этим обеспечена. И даже картофель, хоть я и упомянул о межсезонье, но мы ежегодно порядка 40 тысяч тонн даже отправляем за пределы области. Экспортный потенциал по мясу птицы - в пределах 140 тысяч тонн.

Кто основные покупатели?

В основном разные регионы России и Казахстан. Но сегодня идут переговорные процессы с Китаем, Киргизией, Узбекистаном. Они готовы покупать нашу продукцию, но надо учитывать, что в этих государствах есть и свои аграрии, внутренняя политика каждого государства – защищать свой рынок.

Цены на зерно упали, но ведь цена той же булки хлеба в магазине от этого не изменится?

На рынке есть три игрока, от которых в конечном счете зависит стоимость этой булки. Это производитель зерна, переработчик и торговая сеть. И, к сожалению, закон у нас никак не регламентирует торговую надбавку в сетях. Законодательные инициативы по этому поводу есть, например, понятно, что надо закрепить в цене изделия доли всех трех игроков, тогда колебания стоимости зерновых будут влиять на цену конечного продукта. Но пока наценка у продавца может быть запредельной, хотя хлеб и остаётся социальным продуктом.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.