Top.Mail.Ru
Экономика
Волгоградская область
1

Волгограду пригрозили высокопроизводительным будущим

Количество высокопроизводительных рабочих мест в Волгоградской области к 2020 или, по более реалистичному сценарию, к 2025 году, может увеличиться на треть. И это при том, что за последние годы число таких рабочих мест снизилось. Откуда могут взяться прорывные для экономики позиции, о том какими вообще плюсами экономики область пользоваться уже научилась, а где потенциал только предстоит освоить и что мешает региону продемонстрировать прорыв – в материале «ФедералПресс».

Хочется всего хорошего

В Волгоградском государственном техническом университете (имеет статус опорного вуза, – прим. «ФедералПресс») прошел региональный этап стратегической конференции по созданию высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ). В работе приняли участие представители общественных организаций бизнеса, руководители госструктур, ученые и эксперты.

Участники форума сразу сошлись на том, что задача из декларируемой должна стать актуальной. Это не только требование одного из «майских указов» (в 2012, начиная свой третий президентский срок, Владимир Путин поручил создать к 2020 году в российской экономике не менее 25 млн высокопроизводительных рабочих мест), но и уже насущная необходимость. Без создания именно высокопроизводительных мест невозможно эффективное развитие экономики в целом. ВПРМ позволяют решить ряд социальных проблем – это не только рост зарплат и бюджетной обеспеченности, но и рост качества труда, а значит образования, квалификации и удовлетворенности собственным трудом, карьерными перспективами. Из регионов, где есть рост ВПРМ, специалисты, в том числе молодые, гораздо реже мигрируют в другие субъекты РФ, даже в Москву.

Александр Сиваков, вице-губернатор Волгоградской области, курирующий комитет экономического развития, сообщил, что в регионе более 243 тыс. ВПРМ и сказал, что «это неплохо, но есть куда расти», назвав в частности строительство, ЖКХ и сельское хозяйство. «Это наш вызов – добиться устойчивого роста. А успех зависит от консолидации усилий власти, общественных усилий и бизнес-сообщества, – отметил Сиваков. – Осталось самое трудное – приступить к реализации». Он также выразил надежду, что на следующей подобной конференции у области «поводов для гордости станет больше, а экономика перейдет на новый уровень».

Как считать

Названные Сиваковым цифры – это число ВПРМ в Волгоградской области по данным Росстата. Если ориентироваться по их критериям, то картина довольно пессимистичная. С 1 января 2013 регион потерял больше 30 тыс. ВПРМ, причем в 2016-м больше 10 тыс. мест, а в 2015 и вовсе 16,3 тыс. Отметим, что по данным Росстата похожие тенденции, но в более скромных параметрах (за исключением Ростовской области, в 2015 году не досчитавшейся 44 тыс. ВПРМ) отмечены в большинстве субъектов РФ.

Вместе с тем, отраслевая структура приведенных показателей у Волгограда все-таки отличается. Самым большим падение ВПРМ (по данным Росстата) было в обрабатывающих отраслях промышленности – если на конец 2013 их было 82,4 тыс., то на начало этого года всего 61,3 тыс. В процентном отношении еще более катастрофическим было проседание гостиничного бизнеса – более чем в три раза (с 2 тыс. до 600 ВПРМ). В Волгоградской области на треть снизилось число ВПРМ и в отрасли «Транспорт и связь», в которой большинство регионов, включая соседей, приросли. Не везде снизилось число ВПРМ и в финансовой сфере, а вот в Волгоградской области падение заметное – на 26 %. Единственное направление, где заметен ощутимый прогресс – это «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг».

Но, напомним, адекватность методики в части ВПРМ вызывает много критики. Есть альтернативная форма подсчета, разработанная «Деловой Россией» на основе данных налоговой службы. По этой методике к критерию стоимости оплаты труда добавляется прибыль, сгенерированная для предприятия в среднем одним его работником. Производительность труда на конкретном предприятии определяется как сумма двух слагаемых – оплата труда работника (включая страховые взносы с зарплат) и валовая прибыль предприятия в расчете на одного сотрудника.

Общие показатели там близки, но вот тренд обратный – и в целом по России, и в Волгоградской области число ВПРМ начало расти. Методика «Деловой России», в частности, показывает существенно большее, по сравнению с росстатовской, число ВПРМ в региональной обрабатывающей промышленности, а также сельском хозяйстве. На практике это означает, что ВПРМ в этих базовых сферах создаются, но работникам там платят мало.

Среднее по больнице

По оценке «Деловой России», в Волгоградской области не 243, а 255 тыс. ВПРМ. При этом, число их растет с 2012 года, а в 2015 году число скакнуло сразу на 29 тыс. мест, хотя в общем рабочих мест в том же году стало на 12 тыс. меньше. Только за 2016 год и по данным усложненной методики, число ВПРМ в регионе снизилось, причем резко – сразу на 20 тыс.

По доле ВПРМ в ЮФО Волгоградская область уступает лишь Кубани, а по количеству – еще и Ростовской области. При этом средняя добавленная стоимость на одного рабочего в Волгограде составляет 740 тыс. рублей в год. Это меньше, чем в Краснодарском крае (860 тыс.), но больше Ростова, где показатель достигает лишь 690 тыс. рублей, не говоря уже о республике Крым, где всего 390 тыс. в год.

Эти выкладки представила руководитель экспертного центра при уполномоченном по правам предпринимателей в России Анастасия Алехнович. «Нужно помнить, что высокопроизводительные места на крупных предприятиях – это выбытие. Любое крупное предприятие это 300, максимум 500 сотрудников. А у нас до сих пор работают по несколько тысяч. Это значит, что нужно с опережением создавать новые рабочие места», – рассказала Алехнович.

Она отметила высокую эффективность сельского хозяйства в Волгоградской области. Агропроизводство дало региону 46 тыс. ВПРМ, то есть 32 % от всех занятых в сфере. В химпроизводстве высокопроизводительны 72 % рабочих мест, а в нефтехимии – свыше 98 %, но это лишь 8,9 и 5,7 тыс. ВПРМ соответственно. При этом, по мнению Алехнович, именно сельское хозяйство сохраняет очень высокий потенциал роста – в первую очередь за счет развития мелиорации. В лидерах – как и везде – торговля. А вот строительная отрасль, в отличие от многих соседей, отстает.

Алехнович подчеркивает – каждому региону важно разработать собственную стратегию и реализовывать потенциал, который уникален у каждого региона. Тогда сообща можно получить тот самый результат, что требует Путин. Кстати, Волгоградской области, по словам Алехнович, реально в обозримые сроки – до 2020 или, в случае сохранения неблагоприятных внешних факторов – до 2025 года прибавить 91,2 тыс. ВПРМ.

Шансы и проблемы

Руководитель волгоградского реготделения «Деловой России» Юрий Чехов начал свое выступление с реверанса в адрес Александра Сивакова, отметив, что считает, что именно с ним взаимодействие бизнеса с властью вышло на новый уровень. «Надо перейти к конкретным практическим шагам – как развиваться. Я не могу уже строить рынки, у нас полстраны торгует, пора производить. Но все вопросы упираются в реализацию. Доминирование сетей, в которые местные производители не могут зайти», – посетовал Чехов. Выход, по его мнению, в поддержке «локомотивов», в роли которых могут выступить крупные и успешные промышленные производства вроде «Каустика». Они создадут своего рода кластеры, вокруг которых восстановится внутрирегиональная кооперация.

Проректор технического университета, а в прошлом заместитель губернатора, курировавший экономический блок, Владимир Кабанов напомнил о ключевой особенности волгоградской промышленности. Она, по его мнению, даже не в высоком износе оборудования, а в том, что местные предприятия не выпускают конечную продукцию. «Основную добавочную стоимость получают другие, – констатирует Кабанов. – Сейчас алюминиевый завод начинает выпускает выпускать конечную продукцию». По его мнению, для роста региональной экономики, по этому пути стоит пойти большинству предприятий. Однако, отмечает профессор Кабанов, в области существует кадровая проблема. «Эффективные менеджеры, которые прилетали сюда в воскресенье вечером, а в пятницу улетали, довели до того, что многие предприятия закрыты, их развалили. А нужно вести со студенческой скамьи развивать кадры, показывать производство. При этом у нас сейчас странная государственная политика, что можно документы подавать в пять вузов – это означает, что мы не можем говорить о закреплении кадров, причем это ребята, в которые мы на региональном уровне, на самом деле, многое вложили», – заметил Кабанов.

Обсудили на конференции и проблемы ожиданий предпринимателей – от рынка, от государства. По опросам выяснилось, что больше всего коммерсантов пугает неуверенность в устойчивости правил, вроде резких изменений кадастрового учета. «Создание высокотехнологичных мест невозможно без роста инвестиций, – признается председатель комитета по экономической политике и предпринимательству областной думы Сергей Булгаков. – Это невозможно без создания льготных условий и преференций для предпринимателя. У нас в целом нормативная база соответствует требованиям, целый ряд законов создает условия по привлечению инвесторов. Это и возможности по выделению земельных участков без торгов, налоговых преференций. Но нам необходимо дальнейшее совершенствование, поэтому я ожидаю после конференции предложений на этот счет, законодательных инициатив».

Своеобразный итог конференции подвела Анастасия Алехнович, когда не смогла сдержаться после резкой реплики одного из участников дискуссии в адрес чиновников. «Чиновник, бизнесмен и гражданин должны быть одна команда. Пока все не поймем это для себя все, ничего меняться не будет», – констатировала эксперт.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.