Top.Mail.Ru
Экономика
Россия
1

Отличники по математике vs специалистов по энергетике. Общественность кардинально разошлась в мнениях с Минэнерго

Энергетика становится дорогим капиталовложением

Вчера состоялось заседание Общественного совета при Минэнерго России под председательством главы Сбербанка России Германа Грефа и с участием министра энергетики РФ Александра Новака и нескольких его заместителей. Основными темами временами весьма жесткой дискуссии стали ход разработки механизмов модернизации и реконструкции объектов генерации, а также повышение доступности энергетической инфраструктуры. Корреспондент «ФедералПресс» выслушал мнения сторон.

Подключиться стало легче

Впрочем, участники начали с хорошего − с доступности энергоструктуры. Герман Греф констатировал несомненный позитив в части улучшения показателей по техприсоединению. «По подключаемости к сетям в мире мы переместились на 10 место в рейтинге «Doing Business», хотя были даже не в первой сотне, и это очень большой скачок вперед», − подчеркнул банкир.

В свою очередь, Александр Новак отметил, что темы, вынесенные на Общественный совет, должны волновать потребителей услуг Минэнерго. «Вопросы модернизации электроэнергетической инфраструктуры, подключения к электроэнергетической и газовой инфраструктуре важны для граждан. За последние несколько лет многое в этих направлениях было сделано. В 2016 году была разработана и утверждена правительством РФ «дорожная карта» по повышению доступности газовой инфраструктуры, в результате реализации которой максимальный срок подключения к газораспределительной сети должен сократиться», − пояснил глава энергетического ведомства.

По словам заместителя министра Вячеслава Кравченко, для создания благоприятных условий по упрощению процедуры подключения к системе электроснабжения правительством РФ принят план мероприятий «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». Он пояснил, что «дорожной картой», которая была разработана Минэнерго, предусмотрено 50 мероприятий, из которых на настоящий момент реализовано более 40, остается неисполненным – 5, не подошел срок исполнения – по 3 мероприятиям». В свою очередь, другой замминистра Кирилл Молодцов сообщил, что продолжается работа над упрощением процедуры, сокращением срока и стоимости подключения к газовым сетям: «К 2030–2032 году мы достигнем уровня 85 % сетевой газификации по стране. В отдельных регионах будет работать механизм альтернативной газификации».

Триллионы за гигаватты

Легкая рябь, которая поначалу не предвещала бурю, в настроении собравшихся появилась уже в начале основного доклада Вячеслава Кравченко, который поведал о тернистом пути модернизации и реконструкции объектов генерации.

Он озвучил сформулированные министерством ключевые подходы, при помощи которых модернизация объектов энергосистемы должна быть проведена без ущерба для надежности и с минимальной финансовой нагрузкой на потребителей. «В качестве источника мы предлагаем использовать высвобождающиеся объемы средств от ДПМ тепловой генерации, которые могут быть направлены на модернизацию основных фондов», − отметил замминистра. Цену вопроса он обозначил в 1,5 трлн рублей и поведал о примерных путях их трансформации в 40 ГВт реконструируемых мощностей.

В ответ на это министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов вспомнил, что ранее был отличником по математике, и хотя он не специалист по энергетике, но не понимает путей трансформации названной суммы и предложил свою схему их использования. Чем внес изрядную сумятицу в ряды представителей Минэнерго. Это и стало началом их локальных баттлов с оппонентами.

Строить «с нуля» или модернизировать?

Последующая часть заседания Общественного совета стала ярким феноменом ожидания чудес от ситуации, когда чудес на всех не хватает, но их очень хочется. Радужные грезы о распределенной генерации, проекте Энерджинет с его умными сетями, минимальными потерями и возобновляемой энергией, которыми оперировали члены Общественного совета, споткнулись о названные Минэнерго суровые реалии предельного износа генерирующего оборудования, который превысил опасный порог в 75 процентов. Вячеслав Кравченко пояснил, что если вся генерация в стране составляет 140 Гигаватт, то в замене нуждается примерно 100 Гигаватт, а в немедленной замене − 40 Гигаватт. Хотя немедленной − это в категориях вечности, так как подразумевается, что эти 40 ГВт будут заменены или модернизированы в течение ближайших 15 лет. Впрочем в сетевом оборудовании проблем не меньше, но в эти дебри общественников заводить не стали, во избежание еще больших разочарований.

Главным же камнем преткновения стали пути модернизации генерации. Общественники дотошно пытались узнать конкретику и эмоционально вопрошали − будет ли это строительство электростанций «с нуля» или же акцент на модернизации существующего оборудования?

По ходу дискуссии в вопросах к Кравченко и ведомству все больше появлялось скептицизма, что было обусловлено научными познаниями общественности, что «где-то все очень хорошо и замечательно, а мы опять отстали на десятилетия». И почему в этой связи Минэнерго не прислушивается к Сколково (а Сколково плохого не посоветует) и иностранным консультантам? В этом же ряду стоял вопрос − почему мы не хотим сделать как на Западе, чтобы солнце, воздух и вода (гелиостанции, ветро- и гидрогенераторы) обеспечили нас «халявным» электричеством без оглядки на будущее? В ответ на это Вячеслав Кравченко призвал быть реалистами, попутно разъяснив, что денег хватит только на модернизацию существующих мощностей, а если все строить «с нуля» − то это в разы дороже. Герман Греф на правах старшего по каждому неясному вопросу требовал от Минэнерго собрать рабочую группу экспертов (народ хочет разобраться).

В ответ на призывы к массовому внедрению распределенной генерации (это когда каждый многоквартирный дом городит свою котельную и электростанцию), Вячеслав Кравченко привел расчеты, показывающие очевидную невыгодность данного предложения, попутно пояснив, что Россия является уникальной страной в части самой высокой доли когенерации, то есть совместной выработки электричества и тепла. И «если эту схему ломать, то денег надо потратить во многие разы больше, так как придется ломать и структуру электросетей». Чем, разумеется, вызвал очередную бурю недовольства оппонентов, которые хотели красивых, пусть и нереальных решений. Впрочем, радикализм подходов и эмоциональная компонента в нападках на замминистра были вполне объяснимы, ибо на то она и общественность, чтобы быть активной и любопытной.

«Пример взаимодействия с федеральным министерством»

Окончание заседания отметилось вполне мирными нотками с призывом главы Общественной палаты РФ Валерия Фадеева «побуждать коллег обращать внимание на то, что волнует граждан» и констатации главой Сбербанка России конструктивных отношений членов Общественного совета с Минэнерго России. «Подкупает толерантное отношение к критическим замечаниям, есть реакция и полезное взаимодействие», − отметил Герман Греф. Не поскупился на комплименты и ярый поначалу критик путей модернизации Михаил Абызов. «Работа Общественного совета при Минэнерго – пример эталонных практик взаимодействия общественной площадки с федеральным министерством. Многое из результатов работы этого Общественного совета мы стараемся внедрять в работу других советов. Минэнерго ценит тот вклад и энергию, которые тратят члены Совета, чтобы решения, принимаемые на уровне министерства, были более качественными», − отметил он.

Фото: pixabay.com

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.