Top.Mail.Ru
Экономика
Санкт-Петербург
0

Трамвай в Ленобласть: почему «Ласточка» оказалась дешевле

На международной конференции «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области» власти заявили о планах запустить на участке между областным Сертолово, пригородным Левашово и Финляндским вокзалом, расположенным в Санкт-Петербурге, сообщение с помощью поездов «Ласточек». Раньше чиновники хотели проложить здесь путь для легкорельсового трамвая (ЛРТ), но решили, что это слишком дорого. Такая же ситуация и со Всеволожском, где планируется увеличить мощности железной дороги. О том, почему трамвай проиграл «Ласточкам» и есть ли альтернативные варианты того, как связать крупные жилые массивы вокруг Петербурга с самой северной столицей, - в материале «ФедералПресс».

Ставка на выгоду

О легкорельсовом трамвае из Петербурга в активно застраиваемые Всеволожск и Сертолово не один раз говорилось на координационном совете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Там был представлен и предпроект. В нем говорится, что трамвай улучшит транспортную доступность, сократит время в пути, перераспределит пассажиропоток с автомобильного транспорта на рельсовый, увеличит пропускную способность улично-дорожной сети и снизит отрицательное транспорта на окружающую среду. За это все проект в Сертолово требует около 16,5 млрд рублей, во Всеволожск – 13 млрд рублей. Сроки реализации в первом случае – 2030 год, во втором – 2022. Все планировалось осуществить силами государственно-частного партнерства. Но не все спешат принять участие в проектах, например, Петербург, открестился от идеи.

«К нам обращалась ПАО «ЛСР». Они предложили удешевить проект до 8 млрд за счет того, чтобы не строить пути скоростного трамвая от Ладожского вокзала, а подключить их к ближайшей точке трамвайных путей в Красногвардейском районе и не строить в Ленобласти трамвайное депо. То есть пользоваться депо Красногвардейского района. Предполагалось, что город должен построить порядка 800 метро трамвайных путей и путепровод на границе. Город не поддерживает проект. Дошли до того, чтобы чуть ли не перенести границу, чтобы весь этот путь оказался на территории Ленинградской области, чтобы регион в единственном числе был инвестором проекта», – рассказал «ФедералПресс» начальник управления по транспорту Ленинградской области Павел Постовалов.

На смену дорогостоящему проекту пришли и другие идеи. Сейчас ставка сделана на железную дорогу.

Смена курса

На координационном совете по развитию транспорта Петербурга и Ленобласти под председательством министра транспорта РФ Максима Соколова была одобрена альтернатива трамваю из Северной столицы в Сертолово.

«По Сертолово уже на координационном совете под председательством министра транспорта принят вариант железной дороги, которая идет от Финляндского вокзала и в районе Левашово сворачивает на Сертолово. Это более эффективное, менее дорогостоящее и более реалистичное предложение. Им занимается дирекция по транспортной системе», – сказал вице-губернатор правительства Ленинградской области Михаил Москвин, отметив, что в направлении Всеволожска и Сертолово уже давно назрела необходимость дополнительного транспорта.

Павел Постовалов рассказал, что сертоловский железнодорожный проект позволит сократить время в пути до 25 минут. «Когда это обсуждалось в присутствии ОЖД, те сказали здравую мысль – зачем к параллельно существующей железной дороге строить еще одну? Давайте реконструируем железнодорожный участок «Левашово – Сертолово» и получится меньшими усилиями и финансовыми затратами создать железнодорожное рейсовое сообщение «Сертолово — Санкт-Петербург». Дирекция по транспорту выполнила предпроектные проработки и стоимость по минимальному вмешательству в существующий путь составила порядка 4,5 млрд рублей. Были и более дорогие варианты, чтобы электрички могли разгоняться. В любом случае проект помогает доехать до Удельной примерно за 25 минут, чуть дольше до Финляндского вокзала, минуя пробки. Поэтому мы сосредоточились на этом проекте», – объяснил чиновник.

Для финансирования проекта планируется обратиться в правительство РФ. Тем более, по словам Постовалова, на маршруте находится социально важный объект - онкоцентр в Песочном, который посещают жители всего Северо-Запада. Это увеличивает шансы на выделение денег из федерального бюджета.  «В течении месяца должны быть подготовлены документы в правительство России», – добавил он.

Что касается Всеволожска, трамвай туда тоже дорого вести. Поэтому опять рассматривается железнодорожный вариант. «И в этом случае железная дорога сказала, что у них есть резервы пропускной способности, что они могут добавить электричек. Мол, уже есть «Ласточки» до Мельничьего ручья, давайте создавать транспортно-пересадочные узлы возле платформ Всеволожская, Мельничий ручей, автобусами подвозить туда людей, организовывать перехватывающие парковки, чтобы люди могли доехать на личном авто, оставить его, пересесть на электричку и с комфортом доехать. В принципе, мы сейчас с администрацией Всеволожского района объезжали районные архитектуры, смотрели возможности. У платформы Всеволожская есть земельные участки, где можно было бы реализовать эту историю. Поэтому мы сейчас сосредоточены на этом», – рассказал Постовалов.

Дешевле, но не хуже

Если у железной дороги на Всеволожск есть резервы, и линия сегодня загружена примерно на 60%, то в Сертолово другая ситуация, требующая оперативного вмешательства. Пассажиропоток оттуда в Петербург и обратно к 2020 году по сравнению с 2014 годом увеличится на 80% и составит почти 36 тысяч человек, к 2035 году прогнозируется рост до 170% – до 54 тысяч человек. Дирекция по развитию транспорта Петербурга и Ленинградской области уже разработала предпроектную документацию. Речь идёт о 6,5 км железнодорожных путей.  

«ЛРТ дорогой проект, от этого уже давно отказались. В сторону Всеволожска будет достаточно существующей ветки, а «Сертолово – Левашово» будем проводить реконструкцию ведомственных путей, которые дешевле и проще провести», – говорят в дирекции по развитию транспорта Петербурга и Ленобласти, не исключая, что когда-нибудь к проекту трамвая можно будет вернуться. Железнодорожное сообщение на участке между Сертолово, Левашово и Финляндским вокзалом в Петербурге могут запустить к 2021 году.

Нужна политическая воля

Эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин уверен, что все проекты, которые предлагаются для решения транспортной проблемы, больше похожи на пускание пыли в глаза. По сути, никакой конкретики нет. Городу требуется политическое решение, которого, увы, нет.

«Сами понимаете, воткнуть какое-то количество «Ласточек» в достаточно плотную сетку Финляндского хода - еще тот вопрос. И по тому, и по другому направлению электричек ходит и так очень много. Что касается Всеволожска, то здесь было бы неплохо для начала просто электрички по городу разогнать, чтобы они не ползли со скоростью 40 - 50 км/ч, и отремонтировать пути до Всеволожска. Тогда там ничего дополнительного делать не нужно. Но, на сегодняшний день, ни на один проект даже толком не объявлен конкурс. Все эти проекты, о которых сейчас ведется речь, и о которые ломают копья журналисты, – все большие хотелки», – сказал специалист «ФедералПресс».

Валдин считает, что сегодня есть приемлемый вариант решения вопроса транспортной доступности, который можно осуществить и быстро, и недорого, но почем-то его не обсуждают. «Конечно, как-то транспортную проблему нужно решать. Скоростной емкий транспорт там нужен и нужно высаживать людей, которые едут через эти узкие бутылочные горла на машинах. Оптимальный вариант решения – автобусный транспорт, как подвозка к метро. Трамвай, как подвозка к метро, это самый неэффективный способ использования трамвая, который, собственно говоря, в Питере и принят. Вариант автобусный предпочтительнее. Он и делается быстрее, но наверно кому-то это быстрое решение не нужно. Сейчас в Москве заявлен красивый проект с этими радиусами. Теоретически, это можно было бы сделать у нас. Но где Москва, а где мы. Там все решается на уровне Собянина и Белоозерова. Здесь никто не решает и решать не собирается. Здесь только много разговоров. Политического решения нет, а у нас без политики не делается ничего», – резюмировал эксперт.

Фото: rzd.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.