С 1 января вступят в силу два важнейших для экономики Калининградской области законодательных документа: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и поправки к закону об Особой экономической зоне в Калининградской области. За месяц до знаковой даты представители регионального правительства, депутаты, бизнесмены обсудили в калининградском экспертном клубе «ФедералПресс» положительные перспективы законодательных нововведений и предполагаемые риски. На круглом столе, который прошел на площадке МФЦ для бизнеса, эксперты отметили, что благодаря вовремя внесенным поправкам удалось отстоять интересы Калининградской области на федеральном и евразийском уровне. Вместе с тем они не исключают, что применение ТК может создать непредвиденные проблемы. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Предварительный вариант Таможенного кодекса ЕАЭС предполагал нормы, которые могли существенно ухудшить условия ведения бизнеса в Калининградской области. Некоторые из них региональному правительству совместно с Калининградской торгово-промышленной палатой и бизнес-сообществом удалось вовремя скорректировать.
«Удалось избежать нормативов, которые могли создать дополнительную нагрузку на бизнес. Одно из главных достижений – мы отстояли понятие «товары Союза». В предварительном варианте Кодекса товары, выращенные из иностранных компонентов, не попадали под понятие «товары Союза», что создавало угрозу для всех сельхозпроизводителей и переработчиков. То есть, например, яблоки, которые выросли на завезенном саженце, нужно было растаможивать. Кроме того, сохранили существующее сейчас положение о том, что товары ЕАЭС перемещаются с остальной территории Союза на территорию Калининградской области без попадания под таможенную процедуру свободной таможенной зоны», – отметила вице-президент Калининградской торгово-промышленной палаты Марина Фицак.
Не смотря на то, что Таможенный кодекс принят, таможенное законодательство окончательно не сформировано. Нормативно-правовые акты будут разрабатываться и приниматься в течение как минимум полугода. Поэтому в регионе продолжают внимательно следить за уточняющими документами Евразийской экономической комиссии.
Как отметили эксперты, с Таможенным кодексом связана практически половина поправок к закону «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Одна из них касается процедуры таможенной идентификации товаров.
Заместитель председателя правительства Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков, пояснил, что в настоящее время идентификация проходит по количественному признаку. Таможня считает количество компонентов, взвешивает упаковки. Небольшое изменение веса – и у предпринимателей возникают проблемы. Новый альтернативный метод идентификации будет основан на бухгалтерском учете.
«Мы совершенствуем законодательство. Такого нет ни у одного региона. Идентификация с учетом бухгалтерской системы – это изменение идеологии работы таможни. Для реализации этой идеи мы вводим электронную базу, куда предприниматель будет заносить товарно-материальные данные. Это одна из новелл. Вторая новелла в законе об ОЭЗ – в русле реформы контрольно-надзорной деятельности. К предпринимателю, который открыл свои данные и внес их в общую с таможней систему, будет применяться режим доверия – его не станут держать на границе, процедура контроля будет осуществляться постфактум», – рассказал Шендерюк-Жидков.
Зампред правительства также отметил, что практическое воплощение этой поправки произойдет не ранее середины следующего года. За это время необходимо подготовить и утвердить соответствующий проект Постановления Правительства Российской Федерации и создать электронную систему, которая впишется в существующие интерфейсы и будет согласована с таможенными органами. При удачной апробации опыт Калининградской области можно будет тиражировать на всю территорию России.
К положительным аспектам нового Таможенного Кодекса эксперты отнесли цифровизацию таможенного декларирования, что создаст прозрачность и открытость данных для всех стран – участниц Союза: России, Белоруссии, Киргизии, Казахстана и Армении. В России будут созданы 14 электронных таможенных центров, один из которых – в Калининграде.
Вместе с тем такая широкая цифровизация, по мнению руководителя Фонда развития промышленности Калининградской области Дмитрия Чемакина, может создать сложности при синхронизации «электронной таможни» и калининградской системы идентификации товаров.
Он также заметил, что Кодекс нуждается в развитии с учетом калининградского транзита.
«Для Калининградской области экономика транзита – это основная составляющая затратности продукции. В Таможенном кодексе ЕАЭС транзит нормативно зафиксирован. Но для Калининграда он должен иметь особый порядок. Над этим надо работать», – считает Чемакин.
Тему поддержал генеральный директор ООО СК «Речдан» Владимир Романько: «Сложность не столько в нашем географическом расположении и тарифах, сколько в административных барьерах при транзите. Если говорить про привлекательность Калининградской области для бизнеса, нужно смотреть на проблему более системно – налаживать межведомственное взаимодействие всех контрольных органов, задействованных в транзитной сфере».
По его словам, вступающее в силу с 1 января законодательство не решает проблем региональной системы автомобильных международных грузоперевозок.
«Законодательно поддержали сельхозпроизводителя. Это хорошо. Будет больше продукции. Но вывезти ее за пределы области мы не сможем. В регионе – дефицит транспорта», – пояснил Романько.
По мнению экспертов, нехватка в регионе транспортных средств международных перевозок может усугубиться в связи с предполагаемым увеличением суммы утилизационного сбора. За трейлер стоимостью 15 тысяч евро утильсбор составит около 20 тыс. евро.
«Автомобильные грузоперевозки это низкорентабельная область бизнеса – на 40 % ниже, чем в России. Конечно, есть необходимость в льготах. Но по непонятной причине в поправку к закону об ОЭЗ об освобождение от утилизационного сбора не вошли транспортные средства международной перевозки. Мы попытались внести, но не получилось», – рассказал депутат Калининградской областной Думы Леонид Степанюк.
Опасения представителей транспортных компаний вызывает еще одно законодательное нововведение. Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС под режим свободной таможенной зоны могут быть оформлены только находящиеся в собственности транспортные средства. Региональное правительство совместно с предпринимательским сообществом постарались исправить ситуацию через поправки к закону об ОЭЗ.
«Если опираться только на заложенную в кодексе норму, из-за дополнительных пошлин на транспортные средства, находящиеся в аренде и лизинге, развитие транспортного комплекса Калининградской области затормозится в два раза. Поэтому в поправках к закону об Особой экономической зоне было прописано условие, согласно которому под режим свободной таможенной зоны попадают также транспортные средства, являющиеся предметом договора лизинга. А если транспортное средство в аренде? Нам до сих пор не понятно, как таможенный инспектор будет трактовать законы с 1 января», – высказался Степанюк.
«Если возникнут проблемы, будем решать их через поправки», – заверил Александр Шендерюк-Жидков.
По поводу трактовки нового Таможенного Кодекса есть опасения и у руководителя информационно-аналитического отдела аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области Арсения Шаньгина: «Сообщество экспертов, юристов отмечает размытость в Кодексе некоторых формулировок. Нет единого регламента правоприменения. Таможенный офицер может по-своему трактовать понятия. Это влечет за собой коррупционные риски для бизнеса».
Участники круглого стола отметили, что, не смотря на очевидные плюсы нового Таможенного кодекса, в процессе его применения бизнес может столкнуться с затруднениями. С какими конкретно – сейчас сказать трудно. Практика покажет. Заместитель председателя правительства Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков предложил представителям предпринимательского сообщества активно участвовать в формировании поправок в дополнительные нормативно-правовые акты и раз в квартал давать свои предложения.
ФедералПресс-центр