Общество
Челябинская область
7 декабря 2017, 16:24 0
Редакция «ФедералПресс» / Мицих Елена

Меньше АЗС, больше контроля за предприятиями. В Челябинске ищут спасения от экологической катастрофы

Частый смог, информация о выбросе рутения – все это стало поводом для беспокойства южноуральцев, особенно усилившееся в последнее время. Сегодня общественники, промышленники и представители надзорных органов сели за круглый стол, чтобы обсудить накопившиеся экологические проблемы, а будущем – перейти от слов к более реальным действиям, чтобы промышленный мегаполис не превращался в газовую камеру для своих обителей. Кто портит воздух в Челябинске и почему наряду с ужесточением мониторинга предприятий предлагается сократить количества автозаправок – подробности в материале «ФедералПресс».

Председатель общественной палаты Челябинской области Олег Дубровин провел круглый стол, посвященный проблемам качества атмосферного воздуха. Встреча с руководителями контрольно-надзорных органов, экологов-общественников и руководителей крупных промышленных предприятий получилась напряженной, но довольно продуктивной. Участники встречи вскрыли проблемы мониторинга состояния и состава воздуха, сложность во взаимодействии ответственных за это структур и прочие проблемы, для решения которых тут же предложили по несколько вариантов.

785c4094109f13266c6534979b3a5bef.jpg

Руководитель управления Росприроднадзора Виталий Курятников заявил, что система контрольно-надзорной деятельности за состоянием атмосферного воздуха, существовавшая ранее, признана неэффективной. Недавно ее переформатировали. Если прежде полномочия ведомства ограничивались территорией забора предприятия и источником за ним, то теперь получено право контролировать деятельность предприятия в границах всей сферы его влияния.

«В чем мы видим потенциал наших мероприятий? Прежде всего, это взаимодействие. Так, уже налажена работа с МЧС, которое в условиях потенциального риска и в целях предотвращения правонарушений в сфере охраны окружающего воздуха, применяет свои газоанализаторы для оценки содержания воздуха. Также помогает Роспотребнадзор и общественники, которые вместе с экспертами выходят в рейды, проверяя источники выбросов. Также пытаемся выстроить диалог с предприятиями. Экологический аудит на сегодняшний день готовы и начали проводить Цементный завод в Коркино, Цинковый и ряд других, которые заинтересованы в том, чтобы не допустить нарушений. Также состоялась рабочая встреча с руководством компании «Мечел» и мы начали поиск возможностей решения проблем, связанных с экологией», – сказал в своем выступлении Виталий Курятников.

Согласно данным, озвученным главой регионального Росприроднадзора, порядка 45 процентов выбросов приходится на промпредприятия из сферы федерального надзора, около 20 процентов – регионального. Еще 21 процент загрязнений дает городская свалка, плюс порядка 30 процентов идет от автотранспорта.

1bd8e0bdb7a567e7e8b5c056c70654bc.jpg

На фото перрвый слева - выступающий на круглом столе Виталий Курятников.

Под особым контролем надзорных органов в настоящее время находятся заводы, работающие в Копейске, многие из которых не соблюдают нормативы по выбросам. Кроме того, в этом городском округе активистами фонда «Моя планета» обнаружены небольшие предприятия, не зарегистрированные в принципе, но ведущие опасную для окружающей среды деятельность и выбрасывающее в атмосферу аммиак и серную кислоту. Еще более пристальное внимание – к Коркинскому угольному разрезу и его возгораниям.

«Очень важно оценить роль Коркинского угольного разреза в экологической обстановке в области», – заявил бывший министр сельского хозяйства региона, а с недавнего времени заместитель губернатора Челябинской области Сергей Сушков. В ответ ему Курятников напомнил, что недавняя проверка компании показала наличие вредных выбросов, после чего деятельность Челябинской угольной компании, эксплуатирующей разрез, была приостановлена.

Общественник, руководитель экологического фонда «Моя планета» Виталий Безруков тоже ни раз говорил о вреде Коркинского разреза, но, по его данным, в последнее время в Челябинске выявляется все больше мелких, но сильных источников выбросов, вплоть до автомастерских, которые сжигают мазут для обогрева.

Что же касается автотранспорта, то он приносит не меньше вреда для экологии города, чем промышленные предприятия, отметили участники беседы. И проблема не только в количестве машин, но и качестве бензина, на котором они ездят. По данным проверок, которые провели общественные организации, на 60 процентах автозапровок в Челябинске продают некачественный бензин, а еще 30 процентов – опасный для использования, вредящий атмосфере. Кроме того, считают эксперты, вообще стоит сократить количество АЗС.

«У нас с общественным автомобильным транспортом большой беспорядок. Какие-то автопарки ликвидированы. В результате водители паркуются во дворах. Сейчас они начинают разогревать двигатели, дымят. Мы уже с местными властями обсуждали, что большегрузный транспорт вообще должен быть исключен из города, – заявила представитель Росприроднадзора Галина Романова. – Эти все «Магниты», «Красное&Белое» должны перегружать свой товар на более малогабаритный транспорт. Сейчас их машины встают у магазинов и закрывают выезды из жилых кварталов, а остальные начинают газовать, ждать когда их выпустят. Есть большой вопрос по уборке, мытью улиц, которой у нас нет».

Еще одним чрезмерным источником смога признаны котельные. Эксперты говорят, что не стоит поощрять строительство собственных отопительных объектов для отдельных домов, поскольку дым от них также оседает в атмосфере. Этим же грешат многочисленные представители малого и среднего бизнеса, которых городские власти, по мнению экспертов, не могут не только поставить на учет и начать контролировать, но и просто выявить и пересчитать. Между тем, небольшие фирмы тоже делают выбросы, дымят, отапливая свои цеха, склады и офисы.

Отметим, на встречу был приглашен глава Челябинска Евгений Тефтелев, но он проигнорировал это заседание по важной для населения возглавляемого им города тему. Между тем, именно городское устройство вызвало у экспертов ряд вопросов. По мнению представителя Роспортебнадзора, чрезмерное уплотнение застройки, а также снижение уровня озеленения мегаполиса препятствуют нормальному проветриванию и рассеиванию вредных примесей в атмосфере.

Ряд претензий получил от чиновников и общественников Росгидромет. Федеральному ведомству поставили в упрек, что информацию на его сайте сложно понять (как в случае с новостью о тысячном превышении изотопа рутения-106, которое было названо не превышающим норму). К тому же, там выставляются средние за месяц показатели выбросов, которые составляют норму, при том что их превышения в некоторые отдельные сутки может дать повод для тревоги и активизации работы проверяющих структур. Данные с постов их мониторинга и вовсе можно получить только за отдельную плату. При этом представитель Росгидромета по Челябинской области на совещании заявила, что постов мониторинга состояния атмосферного воздуха категорически не хватает. Их надо еще порядка десяти при стоимости каждого – около 15 миллионов рублей. Как отметил эксперт в сфере экологии и транспорта Яков Гуревич, в этом году местное заксобрание, например, одобрило выделение 250 миллионов рублей на поддержку авиакомпании «Ямал», востребованность услуг которой в регионе пока вообще под сомнением, и эти деньги, по его предположению, можно было бы направить на решение экологических проблем. Председатель Общественной палаты Олег Дубровин предложил написать запрос, чтобы из федеральной казны (поскольку в ведении федерации находится Росгидромет) выделили нужные средства.

6054d4174d366b32fda951aa3704c2d4.jpg

«Сейчас в общем никто не знает, что действительно происходит. Народу не хватает консолидированной объективной информации. Из-за этого они начинают выдумывать, что происходит что-то страшное. Мы болеем, задыхаемся, и не знаем, что это такое. Нужен авторитетный информационный портал. Мы пытаемся информацию собственными силами собрать, но у нас недостаточно данных и ресурсов, – выразил мнение общественности лидер экологического движения «Сделаем!» Дмитрий Закарлюкин. – Мое предложение – разместить по городу сеть датчиков, которые будут анализировать состояние воздуха, чтобы можно было оперативно смотреть динамику веществ в воздухе».

Напомним, тема чистоты воздуха в Челябинске воспринимается обществом особенно болезненно. В этом году было немало безветренных дней, когда МЧС объявлял режим неблагоприятных метеорологических условий, препятствующих рассеиванию вредных примесей в атмосфере. Ситуация осложняется тем, что надзорные органы то и дело выявляют факты нарушений предприятиями условий сокращения выбросов. Недавно в суде началось рассмотрение дела о сливе Челябинским металлургическим комбинатом отходов, содержащих ртуть.

Регионы
Челябинск
Теги
экология
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Google Plus 1