Top.Mail.Ru
Общество
Санкт-Петербург
0

«История не в глубину, а по горизонтали». Как приобщиться через гаджеты

Уже в это воскресенье в двух шагах от СКК «Петербургский» официально откроется городской «филиал» мультимедийного парка «Россия – моя история». Для обычных посетителей его работа начнется во вторник. И по нашим сведениям, как минимум, до апреля, будет бесплатной. Еще до официального старта здесь побывал корреспондент «ФедералПресс», который смог увидеть, как новые музейные технологии помогут постичь основные вехи развития России, почему историю здесь показывают «не в глубину, а по горизонтали» и почему у него много общего с другим общефедеральным проектом - парком «Патриот».

Новое здание построено на пересечении Бассейной и проспекта Юрия Гагарина. На фоне близлежащих «хрущевок» (рядом не только СКК) смотрится внушительно, если не сказать – эпично. Местные жители останавливаются и разглядывают вывеску. И их можно понять – «парк» вырос, словно гриб после дождя, меньше, чем за год. Конкурс на строительство был объявлен в декабре 2016-го. На площадку строители вышли в марте этого года. И вот уже почти все готово к открытию. Последнее, правда, перенеслось с ноября на декабрь, но как уверяют в парке, по не зависящим от них причинам.

От Рюриковичей до 2017-го

На момент нашего приезда (за несколько дней до официального открытия) здесь еще продолжались строительные работы, где-то сверлили, что-то прикручивали. Что называется, доводили до ума, так как капитальные работы давно завершены.

Постояв рядом с кассой (вход пока бесплатный) и раздевшись в гардеробе, попадаешь в огромный холл с трибуной почти на 300 человек для особо важных мероприятий. По бокам – входы в постоянную экспозицию. Справа – вся дореволюционная история, от «Рюриковичей» до «Романовых» (разумеется, включительно). Слева –такой же по размеру зал, отданный под последние 100 лет: «1914-1945: От великих потрясений к Великой Победе» и «От Победы в Великой Отечественной войне до 2017 года». То есть, всей многовековой истории и «современности» уделено равное место – по 2,5 тыс. квадратных метров, вместе 5 тыс.

 

Экскурсию для нас проводит глава «Центра выставочных и музейных проектов» Сергей Важенин. Он возглавляет АО, все акции которого принадлежат государству и выступает в качестве заказчика, с тем, чтобы в дальнейшем передать проект городу, что и обещает сделать в самое ближайшее время. Стоимость возведения парка известна – порядка 1,4 млрд рублей. И за ее рамки в отличие от «Зенит-Арены» или других скандальных строек последнего времени здесь никто не выходил, утверждает наш собеседник. Все по плану и даже с опережением.

Ликбез даже для самых ленивых

Идем по основной экспозиции. В целом, ощущение, что листаешь школьный учебник истории. В том смысле, что никаких нововведений по поводу содержания вроде бы не замечено, подход к контенту – традиционный. Нетрадиционным (в хорошем смысле) можно назвать разве что способ доведения информации до посетителя, а в данном случае – скорее даже пользователя.

Как и во всех городах, где открылись парки «Россия – Моя История» (от Южно-Сахалинска до Ставрополя) главная «фишка» – широкое применение интерактива и прочих гаджетов. Все здесь рассчитано словно на ленивого ученика, которому лень не только раскрыть учебник, но даже нажать на клавишу в компьютере, чтобы вылезла нужная статья энциклопедии. В начиненном сотнями экранов, тачскринов и тачпадов пространстве парка достаточно навести на нужный раздел не руку, но тень от руки.

А не хочешь наводить – смотри фильмы, 3D-панорамы на полу и потолке или сиди в специальном компьютерном зале для релаксации между более серьезными участками экспозиции. Как бы кто не относился к подаче российской истории на современном этапе, стоит признать, что благодаря такому количеству гаджетов здесь будет гораздо легче достучаться до умов наших молодых соотечественников, чем во многих традиционных музеях вместе взятых.

Акцент на «просвещении для молодежи» делает и Сергей Важенин. Правда, он дипломатично говорит, что за исторический контент почти полностью отвечает Москва – его «заливают» в местные плазменные панели и сенсорные экраны представители Института Российской истории РАН. Специалисты из Петербурга – порядка 100 историков, сотрудников городских музеев и вузов отвечали только за короткие «региональные вставки» в общей экспозиции и за отдельный зал, посвященный Петербургу. Он, кстати, уникален для парков «Россия — моя история»: ни в одном другом городе такой масштабной региональной составляющей нет. И каким-то чудом этот зал вообще обошелся без политики. Здесь упор на то, что строилось в городе, и как он менялся, то есть, скорее на его социально-экономическое развитие.  

Также Важенин рассказал, как сам видит задачу этого парка. « История – штука сложная. Сейчас говорят так, раньше говорили по-другому и т.д. Свою задачу мы видим в том, чтобы зародить у людей, в особенности, молодых, интерес к истории в принципе. Дальше они уже сами решат, во что углубиться. Заинтересуются, к примеру, военно-морским флотом, посетят отдельный музей на эту тему. Здесь же история не в глубину, а по горизонтали», – пояснил он.

Готовы ко всему

Но не может быть все хорошо. О возможных проблемах мы поговорили с экскурсоводом Валерией. К примеру, девушка заверила нас, что готова к эксцессам, которые могут произойти при столкновении в замкнутом пространстве парка казаков и атеистов. «Мы к этому готовы, конечно. Даны подробные инструкции, что делать в подобных ситуациях», – говорит она, но деталей не разглашает.

Также, по ее словам, и в необъективности их упрекнуть нельзя. «К примеру, один из самых неоднозначных периодов – Революция 1917 года и Гражданская война. Мы говорим, как про Красный террор, так и про Белый. Причем, Белый начался раньше», – уточняет она.

В целом, в экспозиции наблюдается «примиренческий» уклон, чтобы все дружили со всеми. «Да, уклон на толерантность», – подтверждает Сергей Важенин. Хотя, по словам знакомых с ситуацией людей, при открытии подобных парков в некоторых национальных республиках определенные трения по поводу места православия в общей экспозиции все-таки были. В Петербурге же проблемы с этим даже гипотетически представить невозможно.

Путин, Кудрин, Чубайс

Весомая часть выставки – «цитаты великих». Среди них – как философы прошлого, так и политики настоящего. Рекордсмен по числу упоминаний, ожидаемо, президент России Владимир Путин (не менее трех раз). Причем, высказывается он не только о текущем политическом моменте, но и, к примеру, о начале Первой мировой войны. Но справедливости ради стоит сказать, что слова кандидата в президенты России разбавлены цитатами Сергея Шойгу, Дмитрия Медведева и даже Алексея Кудрина с Анатолием Чубайсом.

 


Тут можно повториться, что большинство информации подано взвешенно, даются разные точки зрения на предшествующий исторический период. К примеру, на одном стенде приводится как «миф об убийстве Иваном Грозным сына», так и «миф о праведности Ивана Грозного».

Разве что в XXI веке, которому посвящен последний зал общей экспозиции, полифонии мнений не наблюдается. Здесь скорее стенограмма программы «Время» с официальными оценками Украины, Крыма и оппозиции. К примеру, события на Болотной площади в 2012 году названы попыткой «Болотной революции» в ряду других «цветных», отдельный стенд посвящен информационной войне, развязанной против России и т.д.

 

Патриот

Напоследок проведем некоторые параллели с известным парком «Патриот» в подмосковной Кубинке. Общего больше, чем различий. И там, и здесь, понятно, наблюдается уклон на воспитание патриотизма у молодого поколения. Также в обоих случаях наблюдаются крайне быстрые сроки строительства. Если тот же стадион на Крестовском острове может строиться 10 лет и более, то проект со словом «Россия» или «Патриот» в названии, кажется, обречен возводиться уже не годами, а месяцами и желательно сдаваться досрочно (петербургский парк сдан на три месяца раньше и уместился в выделяемую бюджетом города сумму 1,4 млрд рублей).

Что касается, к примеру, севастопольского филиала «Патриота», там тоже все было быстро: в ноябре прошлого года ходатайство Минобороны о передаче земли, в январе этого года проект передан властям города, в июне началось строительство, а уже в июле прошли первые соревнования. Впрочем, из-за негативного общественного резонанса инициаторам пришлось перенести парк в другое место.

В Петербурге стройке никто не мешал, и даже наоборот. А из проблем, которые хоть как-то могли затормозить процесс руководитель «Центра выставочных и музейных проектов» называет разве что необходимость объявлять конкурс на все, даже самые мелкие строительные работы. К примеру, герб, висящий в холле парка, он покрасил бы еще быстрее, чем по результатам конкурса. Но это скорее курьез, чем проблема. В Петербурге власть ее себе просто не создала.

Фото: Кирилл Кудрин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.