Top.Mail.Ru
Общество
Республика Карелия
0

Пленники бараков. Как Карелии справиться с программой расселения аварийного жилья

Программа расселения аварийного жилья в регионах должна была завершиться первого сентября. Однако к этому сроку успели не все. По данным российского Минстроя, Карелия, наряду с Тывой и Забайкальским краем, оказалась первой с конца: из 119 тысяч квадратных метров республике удалось расселить менее 80%. В федеральном центре пошли карельским властям навстречу – и дали еще год для работы над ошибками. О том, почему программа расселения аварийного жилья «забуксовала» на карельской земле – и успеет ли республика выполнить свои обязательства в срок – в материале «ФедералПресс».

«Предстоит большая работа».

Программа расселения аварийного жилья в последние годы стала для Карелии «роковой». Экс-губернатору Александру Худилайнену нерешённые проблемы с «аварийкой» обернулись президентским выговором, а затем и отставкой. Новому карельскому главе также пока не удалось кардинально изменить ситуацию. Как рассказал корреспонденту «ФедералПресс» министр строительства Карелии Олег Ермолаев, официально вступивший в должность в конце октября, ситуация, действительно, непростая. По мнению чиновника, главная причина отставания – недобросовестное исполнение застройщиками и подрядными организациями обязательств по заключенным контрактам. Так, с компанией «Гидрострой», не выполнившей условий договора, республика «рассталась» в прошлом году. В ноябре этого года Управление капитального строительства Минстроя уведомило о расторжении контракта компанию «Дальпитерстрой». Еще одним неприятным моментом стало то, что в 2017 году республиканские власти выявили около 140 аварийных домов, которые по неизвестным причинам в программу не попали.

«Это порядка 24 тысяч квадратных метров, преимущественно в Беломорском районе, – рассказал министр. – Данное аварийное жилье планируется расселить в течение 2018 года. Цена вопроса – около миллиарда рублей. Планируем и строить, и приобретать на вторичном рынке. Гражданам, которые дали согласие на переезд в Петрозаводск, будет построено новое жилье, – это порядка 12,5 тысяч квадратных метров. Также будем строить в Беломорском и Олонецком районах. Таким образом, работа по переселению граждан будет продолжена в следующем году. В первом полугодии 2018 года планируем за счет приобретения готового жилья расселить 23 тысячи квадратных метров. За счет строительства новых домов до 1 октября 2018 года удастся расселить 4 тысячи квадратных метров. Предстоит большая работа».

«Новое аварийное жильё»

Однако даже с успешно расселенными домами получилось не всё гладко. В декабре 2013 года Житель Кондопоги Сергей Король получил ключи от квартиры в новеньком двухэтажном доме по улице Горького, 26а – и не мог нарадоваться. До тех пор, пока весной по стенам не поползли трещины – дом стал постепенно «оседать».

«Последней каплей стало то, что пол попросту провалился на 10 сантиметров, – поведал кондопожанин. – В местах разлома – земля. По документам, толщина фундамента должна быть 15 сантиметров. Я замерил – получилось 5 сантиметров. Похоже, бетону «приделали ноги». На арматуре тоже сэкономили – её попросту нет! По сути, нас переселили из аварийного барака в гипсокартонную коробку без фундамента. Мы обращались в самые разные инстанции – муниципальные, региональные, федеральные – и всё безрезультатно. В администрации города нам сказали: все вопросы – к подрядчику. И всё бы ничего, но договор на строительство дома был заключён с фирмой, которая на данный момент является банкротом. Что теперь делать – мы не знаем».

История Сергея Короля и его «нового» дома для Карелии не редкость. По словам руководителя рабочей группы «Качество повседневной жизни» регионального отделения ОНФ Татьяны Лебедевой, такие дома есть и в Кемском, и в Прионежском и Пряжинском районах.

«Не случайно возник такой термин – «новое аварийное жильё», – отметила общественница. Главной причиной всех бед представительница ОНФ, так же, как и министр, считает недобросовестных подрядчиков.

«Если мы объявляем конкурс и его выигрывает кто-нибудь с Дальнего Востока – чем это может обернуться? С такими подрядчиками мы и столкнулись, – поделилась своим мнением Татьяна Лебедева. – Они же изначально брали на себя невыполнимые обязательства, а потом жаловались, что им денег не дают. Мы проверяли – все денежные транши приходили вовремя. На мой взгляд, люди просто несерьёзно отнеслись к той работе, которую получили. Но такого быть не должно! Во всём должна быть серьёзность, система и порядок. Карельские власти всё ждали, что подрядчики исправятся – и мы получили то, что получили: и пресловутый выговор от президента, и всё остальное. Просто нужно жёстко соблюдать правила игры, а не бегать и кого-то уговаривать. Есть договоры, есть сроки, есть финансовые обязательства, которые республика выполняет – будьте любезны выполнить всё остальное. В противном случае – добро пожаловать в реестр недобросовестных подрядчиков».

«Нужно изменить условия!»

Как нам удалось выяснить, ведущие генподрядные организации Карелии, имеющие хорошую репутацию, не всегда охотно участвуют в конкурсах на строительство домов по госпрограмме. А если и участвуют – то едва ли не в ущерб себе. К примеру, с 2015 года карельской компанией «КСМ» было построено 20 домов для переселенцев. По мнению исполнительного директора строительной организации, заслуженного работника строительного комплекса РК Бориса Жадановского, это немало, но могло быть и больше.

«Можно назвать три «камня преткновения». Первый – цена вопроса. Стоимость таких квартир далека от рыночной, строить их невыгодно, – объяснил наш собеседник. – Строительной компании гораздо интереснее строить жильё и продавать его по рыночным ценам, получая желаемую прибыль. Второй – неподготовленные площадки: требуются большие финансовые вложения для того, чтобы произвести устройство всех необходимых инженерных коммуникаций, что существенно удорожает строительство. Наконец, сроки строительства традиционно крайне сжатые. Строить в такие сжатые сроки и за такие деньги, конечно, можно. Но прибыль строительной компании от такой работы ждать не приходится. Нужно изменить условия! И самое главное из них – цена за квартиры для переселенцев должна быть максимально приравнена к средней рыночной цене за аналогичные квартиры. Возможно, тогда карельские строительные компании будут более охотно принимать участие в строительстве домов для переселенцев».

«Артур Олегович добавил меня в чёрный список»

Не менее острая проблема республики – большое количество домов, признанных аварийными после 2012 года. На их расселение у Карелии денег нет. По словам петрозаводчанки Ольги Павловой, уже два года она живёт в полусгоревшем деревянном бараке: в 2015 году в одной из квартир взорвался газовый баллон – выгорел целый подъезд. Жителей уцелевшей половины дома городские власти обещают расселить лишь в 2021 году: в госпрограмму барак не попал, поскольку аварийным был признан сравнительно недавно.

«В очереди я 136-яю. Юбилей Карелии буду отмечать на пепелище – с крысами и бомжами. Если, конечно, эта развалина к тому времени не рухнет, – посетовала Ольга. – В мае этого года городской суд обязал администрацию Петрозаводска в течение пяти дней предоставить нам благоустроенное жильё. Однако мэрия смогла предложить лишь маневренный фонд – общежитие на улице Ригачина. Комната 13 квадратных метров на двоих. Стены из гипсокартона, ни общей кухни, ни душевой, везде разруха. Естественно, никто из нашего дома не хочет в такие условия переезжать. А по поводу полагающейся мне по суду квартиры у мэрии один ответ: «У нас нет денег».

Такую же «маневренку» предложили жителям дома № 59 по улице Ломоносова, который местные СМИ уже успели прозвать «домом на болоте»: весной, осенью и летом ветхий деревянный барак утопает в лужах. Дом признали аварийным лишь в 2016 году – после экспертизы, проведенной жильцами за свой счёт. Срок расселения пока не определён, несмотря на судебное решение.

 

«В течение пяти дней меня должны были расселить во внеочередном порядке ещё в прошлом году. Но так и не расселили. – рассказала «болотная жительница» Алла Коршакова. – Мне, инвалиду II группы, предложили комнатку в общежитии – на пятом этаже. Без туалета и душа. Они как будто издеваются! Незадолго до выборов я общалась в социальных сетях с Артуром Парфенчиковым. Он обещал разобраться в ситуации и помочь нам добиться справедливости. Однако выборы прошли и Артур Олегович добавил меня в чёрный список – наверное, чтобы больше не докучала».

«Граждане здесь не виноваты»

Как рассказал начальник городского управления жилищного хозяйства Евгений Перов, о проблемах Ольги Павловой и Аллы Коршаковой в мэрии знают. Однако маневренный фонд представляется лишь по мере его освобождения другими жильцами. По словам представителя администрации, очередь на расселение аварийных домов, не попавших в государственную программу, действительно, солидная. Справиться с этой проблемой без федеральной и региональной поддержки – практически невозможно.

«После 2012 года аварийными признаны 200 петрозаводских домов. К концу декабря 2017 года эта цифра, скорее всего, достигнет 240-250, – сообщил чиновник. – Это и есть так называемая очередь из тех жилых помещений, которые, скорее всего, попадут в новую программу расселения аварийного жилья».

В ноябре этого года председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин сообщил журналистам, что президент Владимир Путин поручил правительству разработать такую программу к лету 2018 года. Найдётся ли в ней место для «отстающей» Карелии – пока этот вопрос остаётся открытым. По мнению Евгения Перова, выход республики из госпрограммы будет равносилен катастрофе.

«В первую очередь, надо наказывать тех, кто «заваливал» эту программу, а не граждан, которые рассчитывают на государственную поддержку, – высказал свою точку зрения руководитель управления. – Это было бы слишком суровое наказание для жителей республики. Думаю, на такое федеральный центр не может и не должен пойти. Граждане здесь не виноваты. Поэтому я уверен, что с программой будет всё в порядке. Она «буксовала» только на первых этапах, однако в последнее время подвижки есть – и очень существенные. К сожалению, мы долго запрягаем. Но быстро едем».

Фото: Александр Лычагин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.