Top.Mail.Ru
Общество
СЗФО
0

Севморпуть, диверсанты и коренные народы. Арктике хотят добавить комплексной защиты

На фоне последних инициатив по созданию нового направления в правительстве Петербурга, отвечающего за Арктику и обсуждения вариантов подобной же федеральной структуры эксперт рассказал о необходимости внедрения комплексной системы защиты северных территорий, которую иначе называют информационной безопасностью. Что это такое, разбирался «ФедералПресс».

В среду, 13 декабря Законодательное собрание Санкт-Петербурга утвердило бывшего вице-губернатора соседней Ленинградской области Михаила Кучерявого на посту вице-губернатора теперь уже города на Неве по вопросам экологической безопасности, окружающей среды и Арктики.

Как сообщал «ФедералПресс», чуть ранее на форуме «Арктика: настоящее и будущее», петербургский градоначальник Георгий Полтавченко анонсировал создание в правительстве Северной столицы арктического подразделения, которое будет отвечать за координацию деятельности всех учреждений города (а их более сотни), связанных с освоением самого северного региона мира.

Эксперты даже не исключили, что со временем Петербург может стать центром макрорегиона, включающего Арктику. В то же время главой нового предполагаемого федерального арктического ведомства (министерства или федерального агентства) вроде бы не прочь стать нынешний мурманский губернатор Марина Ковтун.

На сегодняшний день Арктика вообще стала одним из самых обсуждаемых «регионов» России. Власти расконсервируют там военные базы, связывают с этой территорией масштабные планы по добыче полезных ископаемых и развитию Севморпути. Однако полноценное развитие вряд ли возможно без обеспечения безопасности российского присутствия там. Есть даже более точный термин для этого – информационная безопасность Арктики.

О том, что это такое, корреспондент «ФедералПресс» Кирилл Кудрин поговорил с членом-корреспондентом Российской академии естественных наук (РАЕН) по секции геополитики и безопасности, председателем совета молодых ученых Севера и членом президиума Арктической общественной академии наук (Санкт-Петербург) Арсением Митько.

Любая информация должна быть защищена

По словам нашего собеседника, информационная безопасность – это широкое понятие, включающее защиту не только технических устройств, но и всей «обрабатываемой конфиденциальной информации об объектах и выполняемых ими задачах».

Какое отношение информационная безопасность имеет к Арктике? Самое непосредственное. Особенно на фоне того огромного внимания, какое уделяется сегодня арктической тематике разными странами.

Во-первых, любая информация должна быть защищена и устойчива к разным воздействиям. Во-вторых, в последнее время получили развитие так называемые информационные войны. Они ведутся на разных уровнях и переходят в понятие гибридных войн с одновременным использованием оружия, кибернетической и информационной атак.

Если говорить об Арктике, прежде всего, речь идет об обеспечении безопасности, в том числе информационной, для главной нашей северной транспортной артерии – Севморпути.
«Также нужно думать и о безопасности коренных малочисленных народов Севера. Соответствующая работа должна проводиться как на ведомственном уровне, так и на общегосударственном. Поэтому, в конце 2015 года и была принята «Стратегия национальной безопасности», куда вошли вопросы комплексной безопасности всего арктического региона», – говорит Арсений Митько.

Война и наука

Сам Митько является автором нескольких прикладных научных работ в развитие общей темы – информационной безопасности Арктики. Одна из них, например, посвящена концепции мониторинга подводной обстановки там. «Часть этой работы носит закрытый характер, – признается он. – Но среди новых веяний, о которых я могу упомянуть: применение таких понятий, как сетецентрические войны. Это войны, при которых управление ведется не одним объектом, но сразу несколькими, связанными в одну сеть и имеющими одну общую систему взаимодействия. Речь идет о подводных телекоммуникационных системах, использовании подводных роботов и подводных маяков, которые позволяют ориентироваться при прокладке подводных трубопроводов».

По его словам, если поверхность Арктики еще достаточно «прозрачна» для мониторинга, без дополнительного обеспечения безопасности под водой в регионе, где большую часть занимают моря и льды, просто не обойтись. И это тоже часть информационной безопасности.

По словам ученого, для Арктики и, конечно, для нашей страны, которая соприкасается с северными морями на протяжении сотен километров, будет губителен любой военный конфликт в регионе. Поэтому Россия должна быть готова к любому развитию событий и защите своих интересов там, в том числе, если противник будет использовать диверсантов в наших глубоководных незамерзающих портах, подводные лодки, имеющие возможность совершать походы даже на Северный полюс, подводных роботов и другие ноу-хау.

Сейчас в стране только формируется общий подход к централизованной системе обеспечения безопасности в Арктике. И то, что у нас уже есть для мониторинга обстановки в Арктике, заканчивается применением «загоризонтных» радиолокационных систем (РЛС, наблюдающие за воздушным пространством на больших расстояниях – Прим.). Нужно больше.

Защита от добывающих компаний и пьянства

Кстати, информационная безопасность Арктики включает даже защиту коренных малочисленных народов Севера, поддержание их традиционного уклада и природопользования, повышение безопасности их жизнедеятельности, что в немалой степени связано с налаживанием коммуникаций.

«Эти народы очень обособлены сейчас, – говорит Митько. – В идеале же каждая кочевая семья должна иметь сотовый телефон, завязанный на глобальную информационную систему. Это необходимо для связи с авиацией, аварийно-спасательной службой, пунктами снабжения».

Коренные малочисленные народы в целом живут сегодня почти также, как и много лет назад. Только сейчас еще на них надвигается угроза в виде разработки минерально-сырьевой базы. В идеале же их перспективы могут быть связаны с переходом от прямой бюджетной поддержки к созданию благоприятных экономических условий на местах и саморазвитию с опорой на имеющиеся богатые природные ресурсы.

Когда говоришь о проблемах коренных народов Севера, нельзя обойти стороной и алкоголизм. «Да, представителям некоторых коренных малочисленных народов просто нельзя из-за их генетических особенностей употреблять спиртные напитки. Непереносимость алкоголя связана с тем, что эти люди растут на «чистой» природе, «чистых» ее дарах: строганине, ягодах и т.д. У них на генном уровне отсутствует способствующий расщеплению алкоголя фермент – дегидрогеназ», – поясняет Митько.

По его информации, три года назад увеличился процент пьянства у местного населения в Югре. Это происходило еще и потому, что крупные добывающие компании начали разработку месторождений в непосредственной близости к местам их проживания. В результате уменьшался рост ягеля, который употребляют в пищу олени, уменьшалось поголовье оленей из-за уменьшения площадей пастбищ, местные коренные жители, мужчины, охотники оставались без работы и т.д. Более благоприятная ситуация сложилась в Ямало-Ненецком автономном округе.

Риск же в том, что если оставить малочисленные народы без их исконных традиций, поломать уклад их жизни, согнать с насиженных мест, механически переселить куда-то – они просто не выживут.

И еще один аспект небезопасности северных территорий – малонаселенность… «С севера люди уезжают потому, что тянутся к «цивилизации» – индустриализации. При этом вопрос миграции касается всей России. А удовлетворение растущих потребностей населения через создание достойных условий жизни и труда, свойственных современной цивилизации, должно стать главным направлением стратегии социально-экономического развития всех без исключения регионов страны, в том числе, входящих в арктическую зону», – резюмировал эксперт.

Фото: pixabay.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.