Top.Mail.Ru
Общество
Ямало-Ненецкий автономный округ
0

Злой дух Деда Мороза, забой оленей и украшения в чуме. КМНС рассказали, как отмечают Новый год в тундре

Коренные малочисленные народы Севера, хоть и живут на территории России, имеют свои традиции, обряды и праздники. Новый год, который по всей стране отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января, КМНС начали праздновать только после прихода советской власти. По словам представителей коренных народов Севера, это не их традиционный праздник, а государственный, поэтому они отмечают его так же, как и остальные россияне – с елкой, подарками и застольем. Однако в условиях тундры празднование Нового года имеет свою специфику. Подробности – в материале «ФедералПресс».

 В чум – еловую ветку

У представителей КМНС на Ямале есть свои собственные праздники, которые символизируют начало года, но отмечают их коренные народы не зимой. Так, например, ненцы встречают Новый год в тот месяц, когда начинается охота на песца – чаще всего в ноябре. На празднике представители КМНС проходят обряд очищения огнем, во время которого просят у лесных богов помощи в перезимовке, здоровья и многое другое. Еще одним началом года ненцы считают праздник Та' ер яля – день середины лета. В этот праздник коренные народы также стараются задобрить духов, загадывают желания, завязывая ленточки на березе и обмениваются подарками.

В ночь на 1 января современные представители КМНС встречают Новый год вместе со всеми россиянами, и каких-либо своих обрядов в этот день у них нет. Для тех, кто живет в поселках, этот праздник проходит по стандартной схеме: люди собираются, выпивают, слушают президента, идут гулять и запускать салюты.

Стараются праздновать российский Новый год и представители КМНС в тундре. «Кто-то еловую веточку поставит, кто-то чум украсит, – рассказал «ФедералПресс» вице-президент ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Ямал-Потомкам» Сергей Худи. – Люди хотят праздника, поэтому отмечают, выпивают бокал шампанского. А утром для тундровика работа продолжается: надо кослать, то есть заниматься переездом на новую стоянку».

Световой день – два часа

В зимнее время в тундре световой день длится примерно с 12:00 до 14:00. Это сказывается на праздновании Нового года, ведь чтобы включить свет в чуме и посмотреть выступление президента, приходится подключаться к электрогенератору. Используют его представители КМНС очень экономно, так как днем это устройство требуется для работы с электроинструментами.

Портит праздничное настроение еще и тот факт, что тундровики вынуждены постоянно следить за стадом оленей. Своей историей с «ФедералПресс» поделился оленевод Алексей Вануйто. Он до сих пор не может забыть 1997 год.

«Это был самый экстремальный праздник. В Надымском районе бригады КМНС переправлялись через Обскую Губу. И вот так получилось, что именно 31 декабря олени из другой бригады смешались с нашими. Пришлось собрать чумы и кослать, чтобы попутно отделить хотя бы часть оленей. Представьте, в среднем в одном стаде примерно 2500–3500 голов. И вот вся эта масса несется с большой скоростью, а наша задача – найти своего оленя, свалить на бок и связать ему ноги. Животное при этом отчаянно сопротивляется. В итоге мы закончили к 23:00 часам. Сборка зимнего чума оставляет 40–50 минут. Когда сели кушать, было как раз 12 ночи. Но ни сил, ни желания справлять Новый год уже не было. 1 января сняли чумы и двинулись дальше. Вот так бывает в тундре», – рассказал Алексей Вануйто.

«Нет мяса – забиваем оленя»

Оформить праздничный стол в чуме в нынешнее время гораздо проще, чем раньше. В 90-е годы кочевники могли уйти от поселков на полгода. Магазинов поблизости не было, поэтому подарки и продукты приходилось готовить заранее.

«Сейчас все по-другому, – говорит Алексей Вануйто. – Например, мой брат, который живет в тундре, перед Новым годом едет в Надым за подарками для семьи и продуктами к столу. Ехать 250 километров, но на снегоходе – это недолго».

К праздничному столу тундровики забивают оленей. Как говорит Вануйто, считается, что их кровь «смывает» все плохое от старого года, а духи природы будут благосклонней в будущем году.

Однако другой представитель КМНС Ямала Леонид Ландо в беседе с «ФедералПресс» заявил, что чаще всего оленей забивают только для того, чтобы накрыть стол. «Никакого обычая у нас нет. Забивают оленей, когда нет мяса. Хотя молодежь может не знать и думать, что это какая-то народная традиция», – утверждает Ландо.

Дед Мороз и Снегурочка – злые духи

Что касается таких новогодних героев, как Дед Мороз и Снегурочка, то у ямальских КМНС к ним отношение неоднозначное. Некоторые тундровики считают их злыми духами, так как по ненецкой классификации они относятся к потустороннему миру. Но в это верит старшее поколение, а не молодежь.

«Вообще, идолы, куклы и всякие нереальные персонажи – водяные, домовые, лешие, Снегурочка и Дед Мороз – имеют душу, – рассказал Леонид Ландо. – Они не из нашего мира, поэтому к ним отношение особое. Их почитают, но относятся с опаской. Общаться с ними может только шаман, простым людям это не позволено, так как можно беду навлечь. Ведь мы идолопоклонники – для нас это свято».

В свою очередь, ямальский активист и общественник Ейко Сэротэтто сказал «ФедералПресс», что он не считает Деда Мороза и Снегурочку злыми духами.

«Да просто у нас раньше шаманы надевали ритуальные костюмы, – объяснил он. – А сейчас молодежь таким образом наряжается к Новому году».

 

Главное отличие Нового года в тундре от общероссийского заключается в том, что представители коренных народов не привыкли долго отдыхать. Сохранив свои исконные традиции, кочевники на Ямале живут по календарю природы. Если в поселках представители КМНС могут праздновать Новый год, как и по всей России, то в тундре у людей нет на это ни времени, ни возможностей.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.