Родственники тренера Владимира Кондрашина и баскетболиста Александра Белова – участников легендарного матча 1972 года, когда сборная СССР впервые завоевала «золото» олимпиады в баскетболе, возмущены выходящим на этой неделе фильмом студии «ТриТэ» Никиты Михалкова «Движение вверх», рассказывающем об этом событии. О том, как, по их мнению, сценарий искажает реальную историю и о попытках добиться справедливости в суде они рассказали сегодня, 25 декабря в пресс-центре агентства «Росбалт» в Петербурге.
Вдова Александра Белова Александра Овчинникова отметила, что, по многим отзывам, фильм вызывает слезы – от положительных эмоций. «Мы тоже плачем. Мы плачем из-за того, что через нас перешагнули и пошли дальше своим путем, невзирая ни на что. Сашу Белова представляют смертельно больным человеком, который играет на Олимпиаде. Саша в 1972 году был гением баскетбола: молодой, начинающий карьеру, очень перспективный. Саша и так мало прожил, а здесь его уже в 1972 году делают смертельно больным парнем. Это крайне неприятно», – сказала она.
Возмутил ее и эпизод, где, по, ее описанию фрагмента сценария, советские баскетболисты в Гарлеме играют с местными хулиганами, поставив на победу икру против долларов. «Они проигрывают этой шпане, идут все в бар и там напиваются. Ну как можно так представлять?... Потом он идет на игру и падает на площадке замертво. Его в Америке лечат в какой-то клинике. Вот эти все моменты они ужасно неприятны. Я думаю, что об этом вообще не надо было говорить в фильме. Опять же, там показывают личную жизнь. Я была против того, чтобы выдумывали и рассказывали. Пусть студия «Три Т» снимет фильм о семье Михалкова, где его родные будут пить, будут смертельно больными, будут неадекватно себя вести, спасть с кем им захочется… И скажут, что это художественный вымысел – не более того», – добавила вдова спортсмена.
«У меня волосы поседели»
Евгения Кондрашина, вдова тренера сборной Владимира Кондрашина также рассказала, что показанный представителями студии родственникам сценарий вызвал у них ужас. «Они оставили нам сценарий… Я после прочтения этого сценария 2 месяца не спала. У меня волосы поседели», – говорит она.
Возмутил ее и эпизод о якобы состоявшемся на Олимпиаде договорном матче с Кубой, которая «отдала игру». Также возмущена она и вторжением в частую жизнь, в частности, рассказом о больном ребенке Кондрашиных. «Надо было поговорить с нами: хотим мы это обсуждать или нет. Переступили через нас… Они ничего не исправили, и мы решили, что не хотим, чтобы наши имена использовались в фильме», – отметила Кондрашина.
Судьба иска против фильма
В связи с этим родственники попытались повлиять на создателей фильма через суд. «Родственники пытались довести до студии позиции, что негоже, мотивируясь желанием какого-то коммерческого успеха, вставлять все что ни попадя в этот фильм, и людям, имена которых неотъемлемо связаны с олимпийской победой, приписывать совершенное нелепые, глупые, алогичные поступки, которые не вяжутся со здравым смыслом», – пояснил юрист, представляющий интересы родственников, Вадим Тимошевский.
По его словам, договор с родственниками, студия попыталась заключить, когда фильм уже был отснят на 2/3, его предлагалось подписать в таком виде, что родственники отказываются от любых претензий к создателям фильма. «Понимая, что какой-то компромисс со студией невозможен, мы были вынуждены обратиться с иском. Нам было сказано, что больших успехов в суде вы не добьетесь… Мы подали иск, чтобы совершить все зависящее от нас – чтобы совесть была чиста», – рассказал юрист.
В итоге иск был подан только с претензиями, основанными на императивных нормах – то есть на прямом запрет в законе: запрете использовать имя без согласия, запрете распространения информации о частной жизни без согласия людей. Он уточнил, что иск был принят с третьего раза. «Цинизм суда заключается в следующем: хотите, чтобы в сценарии были запрещены имена – пожалуйста. Представитель студии «Три Т» принес 23-й вариант сценария, где фамилия Кондрашин была изменена на фамилию Гаранжин», пояснил Тимошевский. Также, отметил он, были изменены и другие имена – до степени смешения.
Как отметил юрист, суд первой инстанции отказал истцам, потому что они не доказали «факт создания фильма». Решение суда еще не вступило в законную силу. Сейчас апелляционная жалоба ждет изучения в Московском городском суде.
«Естественно, никто не собирался диктовать сценарий. Но та масса глупостей, которая была представлена нам в первом сценарии, она же осталась в 23-м сценарии. Можно представить, каким будем фильм», – заключил он.
Фото: pixabay.com