горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
Волгоградская область
16 января 2018, 12:29 0
Редакция «ФедералПресс» / Ярослав Малых

Те, кто против тех, кто против нас, или Сборная солянка волгоградских конфликтов

В конце 2017 года в Волгоградской области появилось сразу несколько громких открытых конфликтов, затрагивающих права и благополучие тысяч людей. Является ли конфликтность следствием системных промахов властей всех уровней или вызвана болезненной привычкой жителей региона негативно реагировать на все новшества? О том, какие проблемы остаются «в паблике» региональной повестки и как они будут развиваться в обозримой перспективе – в обзоре «ФедералПресс».

Жители поселка считают, что власти цинично обманывают их и осознанно портят и без того сложную экологическую обстановку в районе ради того, чтобы сравнительно недорого решить более заметные проблемы в областном центре. В итоге граждане уже подготовили судебные иски, а также обсуждают радикальные меры уличного протеста, включая перекрытие федеральной автотрассы, ведущей в Астрахань.

Напомним, в рамках федерального проекта «Чистая страна» было решено утилизировать печально известную свалку Кировского района Волгограда одновременно с прудом-отстойником СЖК (синтетических жирных кислот) в Светлоярском районе. В Волгоградском техническом университете разработали технологию, по которой обезвредить и то и другое можно, если засыпать содержимое свалки вместе со специальными реагентами в пруд.

Сейчас светлоярцы заявляют, что власти фальсифицировали общественные слушания, а саму идею называют неадекватной. Они отмечают, что существуют многочисленные данные о том, что на Кировской свалке помимо бытовых отходов, есть и многочисленные отходы промышленности, включая особо опасные. Больше того, общественные активисты сообщают, что при выполнении работ даже изначальный спорный проект грубо нарушается.

5474c7b565e8e017335cfb8fd8455cb7.jpg

Руководитель реготделения движения «Зеленый патруль» Ярослав Князев считает, что в ситуации виноваты не только власти региона и района, но и несовершенство федерального законодательства. «Мы же знаем, что в тендере побеждает тот, кто дал минимальную цену. Это не всегда опытный и ответственный подрядчики», – конституирует Князев, – «Сейчас для них критически важно выйти к людям, показать готовность к диалогу, а также к независимому общественному контролю. Кроме того, нужно исправить те «косяки», которые уже есть. Только так можно проблему не усугублять и разрядить ситуацию».

Никто никуда не поедет?

Еще одна свежая конфликтная история еще только может случиться. Но уже стала предметом не только многочисленных публикаций в СМИ, но и разбирательствам в официальные инстанции. В частности, к проблеме подключаются регуправление ФАС и структуры, занимающиеся защитой интересов бизнеса.

Напомним, власти региона разработали изменения в документы, регламентирующие пассажирские перевозки в области на межмуниципальном уровне. Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области предлагает из 226 межмуниципальных маршрутов 92 отменить, а еще 53 маршрута изменить. Причем власти предлагают закрыть многие очень востребованные маршруты, в частности, связывающие Волгоград и Волжский и с близлежащими поселками, а также с большинством областных райцентров. Разумного объяснения власти, по мнению предпринимателей, которые могут лишиться бизнеса, не выдвигают.

Противники нововведений считают, что они готовятся в угоду чьим-то коммерческим интересам, причем, не учитывается даже негативный опыт Волгограда, где прошлой осенью случился кризис с ООО «Волгоградский автобусный парк». (ВАП), которое стало главным игроком на городском рынке в результате примерно таких же нормативных решений. ВАП, кстати, связывали с Александром Сиваковым, который до недавнего времени занимал пост заместителя губернатора области по экономической политике.

Еще один сверхрискованный с точки зрения публичного имиджа региона конфликт – это история с противостоянием жителей поселка Гумрак, через который проходит шоссе Авиаторов, подвергшееся реконструкции в рамках подготовки Волгограда к чемпионату мира по футболу 2018 года. Кризис там начался еще в 2016 году, однако продолжается до сих пор.

Причем, жители заявляют, что власти и лично руководитель Облкомдортранса Анатолий Васильев, их публично обманули. Помимо разборок с условиями, в которых остаются жители многострадального поселка, сотрудники просчитались также и со сроками реализации проекта. Несколько раз чиновники заявляли о том, что реконструкция будет закончена «в декабре» 2017 года, хотя по контракту срок сдачи был определен 1 декабря. Работы незавершены до сих пор.

c72125ca01a167d01978f50dca39f03b.jpg

«Когда все кричат, что до 1 декабря будут закончены, а этого и близко нет, то, конечно, это расстраивает. Пусть это останется на их совести, – говорит председатель реготделения «Движения автомобилистов России», член регионального штаба ОНФ Армен Оганесян. – Системная проблема тут в том, что, во-первых, надо жить по закону, а не по понятиям, во-вторых, нужно думать о перспективах. И подобные проекты надо начинать заблаговременно, как это делают в нормальных субъектах федерации».

Ситуацию с возможной отменой межгородских маршруток и уже свершившиеся изменения в транспортном обслуживании в Волгограде Оганесян называет «агрессивным лоббизмом определенных коммерческих интересов».

«Нельзя сказать, что ничего не изменилось и к лучшему. Есть определенные свершения в дорожном строительстве, но, особенно с учетом 38 миллиардов рублей, которые ушли на эту сферу за три года, это совсем не те изменения ни по объему, ни по качеству, на которые мы, граждане, вправе рассчитывать», – подытожил эксперт.

Есть и другие только начинающиеся конфликты. Например, проблемы во взаимоотношениях с властями, которые возникли у общественной организации охотников и рыболовов.

Ворох проблем

Среди не новых, но только набирающих обороты конфликтов можно назвать ситуацию вокруг металлургического комбината «Красный Октябрь». Правоохранительные органы подозревают его владельца Дмитрия Герасименко в экономических преступлениях, а сам магнат заявляет, что против его предприятия развернута рейдерская атака. Причем в этой «атаке» якобы активно участвуют и даже координируют ее власти области. Из-за многочисленных арестов, претензий налоговой и прочих запретов, сейчас работа огромного предприятия осложнена, резко сокращены объемы производства и зарплаты.

Между тем, ряд конфликтов, которые постоянно беспокоили регион до недавнего времени, разрешились. Но с разным результатом. Если те же владельцы маршруток или нестационарной торговли в Волгограде, несмотря на все самые громкие акции, потерпели поражение в схватке с бюрократической машиной, то ряд вопросов, в первую очередь, стоящие на особом контроле федерального центра, стали решаться властями, причем достаточно успешно. Так, власти активизировали работу с обманутыми дольщиками.

Публичные конфликты неизбежны, особенно в регионе, где прежний опыт показывал, что власти могут идти на уступки в отдельных случаях, как это было в случае протестов многодетных матерей при прежнем губернаторе Сергее Боженове, полагает политолог, руководитель проекта Politrus.cоm Виталий Арьков.

Вместе с тем, хотя конфликты и не теряют остроты, но общее число их снижается, считает эксперт. Действительно, если в 2016 году по исследованию «ФедералПресс» регион был) самым конфликтным в России, то в 2017 он появлялся на втором месте в ЮФО (уступая Кубани).

«У нас бытует мнение, что не нужно молчать, следует громко заявлять. Оно, возможно, отчасти справедливо, в том смысле, что у власти действительно есть установка Центра – не допускать скандалов в регионе, особенно бросающих тень на федеральную власть», – рассуждает Арьков.

Вместе с тем, отмечает политолог, в Волгограде произошла нездоровая ситуация, когда сперва возникает конфликт, а уже потом начинаются попытки диалога. Виноваты в этом обе стороны – и власти, которые не считаются с мнением граждан, но и сами жители, нередко сознательно втягивающиеся в публичную свару, вместо того, чтобы вступить в диалог.

При этом, считает Арьков, у ряда скандалов «есть подогреватели, старающиеся, чтобы стало ярче» из числа недоброжелателей властей, в первую очередь лично губернатора. При этом у всех конфликтов все-таки есть в основе реальные проблемы, зачастую, вызванные неготовностью властей разговаривать с жителями.

«Особенно это касается муниципальной власти, которая тем же примером с маршрутками в Волгограде показывает себя неэффективными управленцами, ведь специалисты изначально говорили, что решение противоречат здравому смыслу, – поясняет Арьков. – В целом в регионе происходит перестройка, ломка устоявшихся традиций, схем, в первую очередь в экономике. То, что сейчас переживает область, большинство регионов прошло гораздо раньше».

«Ничего больше не провоцирует конфликты как неприкрытая алчность команды губернатора, помноженная на закрытость, – убежден политтехнолог, главред портала Oblvesti.ru Дмитрий Бессонов, – в других регионах тоже много «мутят», но хотя бы пытаются как-то объяснять, либо ищут компромиссы в отношениях с населением, забирая себе условно 70 % каких-то позиций, 30 % все-таки отдают обществу».

«К сожалению, я вынужден констатировать, что так, как ведет себя руководство Волгоградской области – это в чистом виде поведение оккупантов на временно занятой территории. Им не нужна любовь населения, даже какое-то понимание. Им нужно вычерпать недра. В практике, о которой мы говорим, это коммунальное хозяйство, инфраструктура», – добавил Бессоно

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1