Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

«Это основа экономического роста и укрепления налоговой базы». Кремль оценил инвестклимат в регионах

В Кремле обсудили вопросы повышения инвестиционной привлекательности регионов. Участники заседания Государственного совета под председательством президента России Владимира Путина в последние декабрьские дни 2017 года не только рассмотрели результаты внедрения целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса, но и обсудили конкретные предложения по улучшению инвестклимата в субъектах РФ. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Ровно год назад, в январе прошлого года, на основе наиболее успешного регионального опыта в области инвестиций были утверждены 12 целевых моделей, направленных на упрощение ведения бизнеса. Внедрить их в субъектах РФ планировалось в течение года. Государственный совет России во главе с президентом страны Владимиром Путиным, подводя итоги 2017 года, обсудил главные приоритеты и формирование комфортных условий для открытия и ведения бизнеса, для запуска новых производств в регионах страны в рамках повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ.

«Наращивание инвестиций, предпринимательской активности – это, безусловно, и экономическая задача, это основа экономического роста и укрепления доходной налоговой базы регионов, но это и в полном смысле этого слова задача политическая. Потому что именно это создает реальные ресурсы, увеличивает ресурсы для развития здравоохранения, образования, социальной сферы в целом, для реализации программ благоустройства и улучшения городской среды, реализации экологических проектов, – подчеркнул президент страны Владимир Путин, отметив, что многое в инвестиционной динамике зависит от региональных управленческих команд. – Так, на фоне кризиса объем капиталовложений за последние три года в целом по стране несколько сократился, а именно – на 7,9 %. При этом в 21 регионе, напротив, зафиксирован рост инвестиций в основной капитал. Причем в 10 лучших субъектах этот рост составил почти 40 % в реальном выражении. Я назову эти регионы: это Амурская, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Тульская области, Якутия, Кабардино-Балкария, Ямало-Ненецкий округ».

Системный подход к улучшению делового климата позволил в последние годы объединить усилия бизнеса, федеральных и региональных властей, Агентства стратегических инициатив. Так, по данным АСИ, благодаря Национальной предпринимательской инициативе, было отменено свыше 50 административных процедур, совокупная продолжительность прохождения по которым занимала 435 дней. В их числе срок регистрации собственности и предприятий, подключение к электросетям, время на подготовку документов и прохождение границы при экспорте товаров.

 

Глава государства подчеркнул, что сегодня важен не только контроль и мониторинг применения нормативных законодательных норм, но и выявление наиболее успешных практик по улучшению делового климата: «У нас уже сложилась группа регионов-лидеров, которые задают высокие стандарты в инвестиционной сфере. Повторю еще раз, я назвал те, которые сделали наиболее успешные шаги, но в целом их больше, конечно. Это Татарстан и Чувашия, та же Тульская, Калужская, Тюменская, Ульяновская области, Краснодарский край. Важно, что в текущем году заметно укрепили свои позиции дальневосточные регионы – Хабаровский край и Амурская область»

Обращаясь к членам Госсовета, Владимир Путин отметил, что в 2018 году «правительство должно принять стратегию долгосрочного пространственного развития страны, в которой определить конкурентные преимущества и точки роста для каждого субъекта Федерации, их экономическую специализацию, роль в межрегиональных и международных кооперационных связях. Исходя из этого нужно скорректировать соответствующие государственные и муниципальные программы, планы естественных монополий по размещению транспортных, энергетических, социальных объектов».

При всей важности современной нормативно-правовой базы принципиальное значение имеет грамотная работа региональных команд, подчеркнул руководитель рабочей группы Госсовета, губернатор Новгородской области, занимающей девятое место среди субъектов РФ по внедрению целевых моделей, Андрей Никитин

Одними из самых острых и чувствительных для предпринимателей вопросов глава региона назвал увеличении административной нагрузки на бизнес и надежное обеспечение прав собственности на конкретные земельные участки. Зашла речь и о нелегальных предпринимателях, вынуждающих людей работать вне закона, без каких-либо гарантий и обязательств.

«Муниципалитеты, в свою очередь, теряют доходы, которые они могли бы направить на развитие территорий. Только в одном Пестовском муниципальном районе Новгородской области из 12 тысяч трудоспособного населения шесть тысяч работали на предприятиях, которые не зарегистрированы. Благодаря поддержке прокуратуры 500 из них нам удалось официально оформить буквально за последние несколько месяцев, и эти люди стали получать официальную зарплату. Отмечу, что общий объем недополученных доходов только местного бюджета по налогу на доходы физических лиц от так называемого теневого сегмента может составить порядка 90 миллионов рублей (это 1/6 часть всех доходов муниципального района), – рассказал Андрей Никитин. – Субъекты Федерации делают шаги по снижению налоговых ставок для тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения. Существуют возможности для быстрой регистрации своего дела. И я считаю, мы не можем допустить, чтобы теневой сектор разрушал конкурентную среду, ставил в неравное положение тех, кто честно ведет свое дело. Поэтому мы предлагаем дополнительно посмотреть вопрос ответственности за незаконное предпринимательство».

 

Бюджетная самостоятельность

С целью поддержки инвестиционных проектов на местах сегодня регионам даны широкие полномочия по налоговым льготам. Дополнительно руководитель рабочей группы Госсовета предложил разработать методику оценки эффективности применения налоговых льгот и внести ответственность за результаты проектов, реализовать государственную программу развития системы начального и среднего профобразования на условиях софинансирования со стороны субъектов РФ и бизнеса. Андрей Никитин выступил с инициативой создать центр мониторинга и устранения нормативных и регуляторных ограничений на базе Минэкономразвития с участием координационной структуры на уровне правительства России. 

Губернатор Ростовской области Василий Голубев напомнил, что на инвестиционную привлекательность регионов в большое мере влияет повышение самостоятельности их бюджета. При этом негативным моментом стала закредитованность региональных бюджетов. Напомним, что по состоянию на первое декабря 2017 года, государственный долг субъектов РФ составил два триллиона 141 миллиард рублей. Общей проблемой остается высокая стоимость коммерческих заимствований. Затраты на их обслуживание бюджетами регионов в прошлом году составили порядка 140 миллиардов рублей, а сам долг – свыше одного триллиона рублей.

«Если бы не вмешательство центра в финансы субъектов, мы сегодня уже бы говорили о несостоятельности ряда регионов. Поэтому вопросы соблюдения финансовой дисциплины, очевидно, должны быть поставлены во главу угла всех бюджетных отношений. Проще говоря, те обязательства, которые принимают на себя регионы при заключении договоров с Минфином России, должны быть, безусловно, выполнены, так же как и обязательства федеральных органов власти перед регионами. Остается весьма актуальным вопрос снижения ставок банковского кредитования субъектов Федерации для обеспечения финансовой стабильности. Банком России приняты меры регулятивного характера, есть рекомендации кредитовать бюджеты субъектов под ставки не более чем ключевая плюс один процент, – подчеркнул Василий Голубев. – В этой связи предлагается рассмотреть вопрос о дальнейших мерах по снижению процентных ставок по коммерческим кредитам непосредственно для региональных бюджетов, а со стороны регионов должна быть обеспечена взвешенная бюджетная и осмотрительная долговая политика, консолидация внутреннего государственно-финансового контроля с упором на меры предупредительного характера и открытость бюджета перед гражданами».

С целью определить «более мягкую модель» взаимодействия коммерческих банков и субъектов РФ Василий Голубев предложил проработать меры, которые направлены на снижение нагрузки на бюджеты регионов, связанной с уплатой процентов банкам: «Например, в качестве такой меры предлагается установить специальный режим кредитования Банком России для обеспечения кредитной поддержки региональных бюджетов под пониженную процентную ставку при наличии согласования Минфина России»

В свою очередь глава Московской области Андрей Воробьев обратился к коллегам и президенту России с предложением по обязательному электронному документообороту с федеральными ведомствами и просьбой, касающейся особых экономических зон: «В мае 2016 года после определенной проверки были обнаружены нарушения и неэффективность деятельности особых экономических зон. С того времени Правительство Российской Федерации, региональные власти провели значительную работу, и сегодня есть, на мой взгляд, все основания полагать, что такой мораторий, Владимир Владимирович, хотелось бы снять. Это позволило бы территориям образовывать новые особые экономические зоны, привлекать новых инвесторов и, безусловно, предоставлять комплекс региональных и федеральных льгот»

 

Амнистия капитала

Система национального рейтинга подстегнула конкуренцию регионов между собой, но при этом не всегда есть зависимость, например, между рейтингом и динамикой инвестиций, заметил министр экономического развития РФ Максим Орешкин. Министр также обратил внимание на то, что «целевые модели и инвестиционный стандарт, который предложен регионам, – это абсолютно необходимые, но, конечно же, недостаточные условия для того, чтобы обеспечить благоприятный инвестиционный климат». Одним из важнейших элементов инвестиционного климата он назвал стабильность налоговых условий.

«По истории с возвращением права регионам предоставлять льготу по движимому имуществу. Со следующего года, если регион не примет решение о льготе, ставка будет установлена на уровне в 1,1 %. И здесь мы видим, что разные регионы поступают по-разному, – рассказал Максим Орешкин. – Что, например, делать тем регионам, для которых стабильность налоговых условий стоит на первом месте. Я приведу пример Ивановской или Нижегородской областей, они обеспечили сохранение этой льготы по ключевым отраслям, не по всем, они выбрали там, где действительно такой налог является налогом на модернизацию, и обеспечили сохранение этой льготы. Просто очень важно, принимая те или иные решения, всегда мыслить на перспективу и понимать, какие негативные последствия могут быть вслед за краткосрочным поступлением доходов»

В последнее время горячо обсуждается факт объявления налоговой амнистии для предпринимателей, которая позволит им начать работу с чистого листа и укрепит доверительные отношения между бизнесом и государством. Как сообщили в пресс-службе Общероссийского народного фронта, закон о налоговой амнистии (списание налоговой задолженности физлицам и индивидуальным предпринимателям) коснется в общей сложности свыше 20 млн человек и позволит списать 41 млрд рублей долгов.

При этом индивидуальным предпринимателям списываются задолженности в рамках специальных налоговых режимов, по упрощенным налогам, налогу на объединенный доход и оплате патента. Общая сумма списываемой задолженности по страховым взносам для ИП по причине непредоставления отчетности составляет 127 млрд рублей и касается 700 тысяч предприятий. Такие данные сообщил в ходе январского совещания президента России Владимира Путина с членами правительства министр финансов Антон Силуанов.

«Речь не идет о том, что все действующие предприятия получат возможность не платить налоги. Но есть случаи, когда долги, которые являются безнадежными, невозможно взыскивать, и большая нагрузка по их администрированию лежит на государстве, а также это остается проблемой психологической нагрузки на предпринимателей. Это могут быть и предприятия, которые давно прекратили свою деятельность, а долги висят и их не закрыть. Благодаря налоговой амнистии решается задача выстраивания доверительных отношений между бизнесом и государством, а многие предприниматели получат возможность начать работу с чистого листа», – уточнил член Центрального штаба ОНФ, зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов.

Как сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов на Гайдаровском форуме, который проходит на этой неделе в Москве, амнистия капитала в этом году будет проведена с марта по декабрь и под нее подпадут не только открытые, но и закрытые к 1 марта счета в зарубежных банках. При этом Минфин ожидает, что результаты возврата капитала будут более значительные, чем два года назад.

«У нас амнистия была в 2016 году, согласен на 100 %, что это вопрос доверия. Сработала она или нет? У нас около 7,2 тысяч деклараций было собрано в период той амнистии. Конечно, мы можем рассчитывать на большее. Вопрос доверия – а вдруг информация о наших зарегистрированных компаниях, счетах попадет в СМИ, нас начнет кошмарить правоохранительная система. Этого не произошло. И сейчас второй этап амнистии, которая была объявлена президентом», – напомнил Антон Силуанов

 

Прозрачная экономика + инициатива губернаторов = инвестиции

Сегодня инвестиционный климат страны формируется в регионах, где решаются вопросы инфраструктуры, налоговых режимов, оперативности открытия и ведения бизнеса, подключения к сетям.

«Безусловно, инвестиционный климат формируют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, конечно, органы местного самоуправления. Но, безусловно, также формируют или очень активно влияют на инвестиционный климат естественные государственные монополии в виде предприятий или энергоснабжающих, или ресурсоснабжающих. И подчас для нас очень важны и сроки подключения, но и те же самые лимиты, которые подчас днем с огнем не найдешь, – сообщил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. – Второй момент очень важный – это территориальные органы федеральных министерств и ведомств. Они тоже формируют инвестиционный климат. И вот огромная просьба: можно в рейтинг, который проводит АСИ, включить деятельность и федеральных естественных монополий, и деятельность региональных энергоснабжающих организаций, ресурсоснабжающих организаций, и деятельность территориальных органов министерств и ведомств. Для нас это принципиально важно. Тогда мы будем, по крайней мере, наравне»

Многое зависит также и от инициативы руководства регионов. По словам министра финансов, есть большая разница между субъектами, где губернатор и его команда занимаются поиском инвесторов и создают благоприятный инвестклимат на местах, и территориями, где в основном усилия сводятся к получению максимальной финансовой помощи из федерального центра. Свою позитивную роль здесь должны сыграть дополнительные налоговые стимулы для инвестирования.

«Это и инвестиционная налоговая льгота, законодательство принято. Теперь субъекты Российской Федерации могут принимать решение о предоставлении такой преференции по налогу на прибыль в части новых инвестиций. То есть новые инвестиции, по сути дела, будут вычитаться из-под налогооблагаемой базы по налогу на прибыль: это и так называемый специнвестконтракт в новом формате для инвестиций крупных инвесторов – более миллиарда рублей – создаются особые условия неизменения налогового законодательства, особые условия стабильных инфраструктурных решений, а также льготного порядка налогообложения; это и субсидии субъектам Российской Федерации на развитие промпарков за счет тех доходов, которые поступают в федеральный бюджет из этих промпарков (они возвращаются субъектам Российской Федерации на компенсацию этих затрат), да и целый ряд других инструментов у нас есть. Этим просто надо пользоваться. К сожалению, мы видим, что не все регионы просто это принимают во внимание в рамках своей деятельности», – отметил Антон Силуанов.

 

Большой проблемой до сих пор остается вывод малого и среднего бизнеса из сектора теневой экономики. Легализация во многих случаях приводит предпринимателей к серьезному усилению рисков. Так, к примеру, многие бизнесмены жалуются на то, что невыгодно работать, платя при этом полностью все налоги. Сегодня этот вопрос также решается на федеральном уровне.

«Мы в Институте экономики и роста имени Столыпина подготовили программу, потому что это должна быть все-таки комплексная программа, которая, с одной стороны, создает стимул обеления выхода в свет, с другой – усиливает и ответственность за то, что это не происходит. Тут направление, в общем, достаточно понятное, только надо усилить отдельные меры. Например, установить максимально простой, удобный и выгодный режим для самых маленьких – микро, мы их называем индивидуальные предприниматели без права найма. Давно об этом говорим, но хотелось бы еще раз напомнить, что это был бы очень серьезный шаг к легализации бизнеса, – предложил уполномоченный по делам предпринимательства при президенте РФ Борис Титов. – Кроме этого, конечно же, для малого бизнеса в тени самая большая проблема – это получение денег, ресурсов, кредитов. Для них деньги стоят очень дорого, для теневого бизнеса. Поэтому если бы дать им предложения на уровне Фонда развития промышленности пять процентов на пять лет специального фонда, это могло бы сильно тоже их заинтересовать к выходу в легальную сферу»

Экспертный канал напоминает, что ранее, 14 декабря 2017 года, на большой традиционной пресс-конференции президент страны также затронул тему инвестиций в экономику России.

«У нас инвестиции в основной капитал – 4,2 процента. Обратите внимание, я сказал, что рост ВВП – 1,6, а инвестиций в основной капитал – 4,2. Это что значит? Это значит, что вложения в развитие в два раза, даже больше, чем в два раза, превышают то, что достигнуто сейчас. Это значит, что даже на ближайшую среднесрочную перспективу дальнейшее развитие уже гарантировано. Уже деньги туда вложены, в эти проекты, – отметил Владимир Путин. – Теперь у нас в этом году на данный момент времени прямые иностранные инвестиции достигли 23 миллиардов долларов. Это в два раза больше, чем в прошлом году, и лучший показатель за предыдущие четыре года. У нас инфляция рекордно низкая за всю историю новейшей России: на сегодняшний день год к году – 2,5 процента. Дефицит бюджета – 2,2 процента. Думаю, что он будет на самом деле меньше»

Добавим, что в настоящий момент Минэкономразвития РФ разрабатывает единый механизм поддержки развития территорий, который сменит существующие режимы. Глава ведомства Максим Орешкин на расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике отметил, что сейчас в России действуют порядка 15 механизмов поддержки, которые регулируются 245 нормативными актами. Это особые экономические зоны, территории опережающего развития, технопарки и другие инструменты.

«Новый механизм не должен состоять из одних налоговых льгот. Нам кажется, что можно пойти по пути расширения полномочий, которые имеют региональные власти на ограниченных территориях. Имеется в виду все, что связано с различными нормами регулирования, с контролем-надзором. В итоге инвесторы получат простые и понятные условия поддержки, сократятся сроки начала реализации инвестиционного проекта и выхода его на окупаемость», – рассказал Максим Орешкин.

Для снижения регуляторной нагрузки Минэкономразвития начало инвентаризацию нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению собственных полномочий органов государственной власти. На площадке министерства создан штаб, в который вошли 12 пилотных регионов, сообщила пресс-служба Минэкономразвития России. В каждом субъекте планируется детально проанализировать ситуацию в трех-четырех сферах с целью выявить избыточные, неэффективные требования к регионам и поставить вопрос об их отмене.

 

Фото: pxhere.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.